Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММЕНТАРИИ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. В начальной школе изучаются только личные местоимения



В начальной школе изучаются только личные местоимения, причем особого внимания требуют формы словоизменения лично-указательных местоимений 3 лица (в том числе и формы, связанные с употреблением н после предлогов). В речи младших школьников встречаются ошибки в употреблении местоимений (это касается употребления н в личных местоимениях 3л.) после предлогов, постановки ударения при склонении ряда местоимений (н-р, сколько), использования ненормативных форм лично-притяжательных местоимений типа ихний, ихняя, ихнее, ихние (следует употреблять формы его, ее, их), возникших под влиянием форм словоизменения притяжательных местоимений типа мой, наш и нек. др., в связи с чем учитель начальной школы должен следить за правильным употреблением местоимений в речи учащихся.

Чтобы правильно анализировать местоимения, надо хорошо знать их разряды по значению, которые приводятся в любом учебном пособии по русскому языку для педагогических институтов.

По грамматическим признакам местоимения соотносятся с существительными, прилагательными и числительными. Группу местоимений-существительных (иначе – обобщенно-предметных местоимений) представляют личные местоимения, возвратное местоимение себя, вопросительно-относительные кто, что, отрицательные никто, ничто, некого, нечего, неопределенные кто-то, что-то, кто-либо, что-нибудь и нек. др. К местоимениям-прилагательным (обобщенно-качественным местоимениям) относятся указательные местоимения этот, таков и др., притяжательные мой, свой, наш и др., определительные весь, самый, любой и др., некоторые вопросительно-относительные местоимения: какой, чей, который и др.

Местоимения-числительные (обобщенно-количественные местоимения) – это вопросительно-относительные местоимения сколько, указательное – столько и неопределенное – несколько.

Отметим также другие особенности, характерные для ряда местоимений. Так, формы личных местоимений он, она, они, оно в р.п. или в.п. не следует смешивать с лично-притяжательными местоимениями его, ее, их (ср.: я вижу его – его книга; мама любит ее – ее сестра; он встретил их – их вещи). Склонение личных местоимений характеризуется наличием супплетивных форм (я – меня, мне…, мы – нас, нам… и т.д.). Определительное местоимение всяк не склоняется; у местоимения сам форма в.п. саму является разговорной. Местоимения с приставкой кое – допускают вставку предлога после приставки (ср.: кое-кто, но: кое у кого, кое с кем и т.п.)

МЕСТОИМЕНИЕ (схема)

Часть речи. Начальная форма.

А. Постоянные признаки: I) Разряд по значению:

а) личное (лицо),

б) возвратное,

в) притяжательное,

г) указательное,

д) относительное,

е) вопросительное,

ж) определительное,

з) неопределенное,

и) отрицательное.

II) Разряд по соотносительности с именами:

а) местоимение-существительное,

б) местоимение-прилагательное,

в) местоимение-числительное.

Б. Непостоянные признаки: I) Форма падежа, числа (если есть) и рода (если есть). II) Особенности склонения.

В. Синтаксическая функция.

О б р а з ц ы а н а л и з а м е с т о и м е н и й.

Он у меня парень-то дельный; ему только мигни, он и понимает (А. Островский).

Ему – местоимение. Начальная форма – он. Постоянные признаки: личное (3л.); местоимение-существительное. Непостоянные признаки: употреблено в форме дательного падежа, ед. числа, муж. рода; формы косвенных падежей образуются супплетивно; в предложении выполняет функцию косвенного дополнения.

Рита была первой из их класса, кто вышел замуж (Б. Васильев).

(Из) их (класса) – местоимение. Начальная форма отсутствует. Постоянные признаки: лично-притяжательное; местоимение-прилагательное. Непостоянные признаки: употреблено в форме мн. числа; является застывшей формой личного местоимения они; в предложении – несогласованное определение.

(Майор) уже успел кое с кем подружиться и кое с кем поссориться (Б. Полевой).

Кое с кем (подружиться) – местоимение. Начальная форма - кое-кто. Постоянные признаки: неопределенное; местоимение-существительное. Непостоянные признаки: употреблено в форме творительного падежа; при склонении предлог ставится между корнем и префиксом; местоимение склоняется по типу прилагательных (кроме именительного падежа); в предложении выполняет функцию косвенного дополнения.

Мсье Ржевский, сколько получал он у нас жалованья? (А. Чехов).

Сколько – местоимение. Начальная форма – сколько. Постоянные признаки: вопросительное, местоимение-числительное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа; в косвенных падежах (исключение может составлять вин. падеж) имеет окончания прилагательных; в предложении входит в состав обстоятельства меры и степени.

(Мы) молчали, потому что нечего было сообщить друг другу (И. Гончаров).

Нечего – местоимение; не имеет начальной формы. Постоянные признаки: отрицательное, местоимение-существительное. Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа; склоняется, как местоимение что в косвенных падежах (за исключением вин. падежа); в предложении входит в состав сказуемого.

 

ГЛАГОЛ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.