Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В каком предложении оба слова пишутся слитно?



1) Что (бы) образ был более колоритным, актер импровизировал, при (чем) делал это очень талантливо.

2) Рисунки художника, так (же) как и многие его полотна, не датированы, (по) этому мало помогают уточнению хронологии его творчества.

3) Министр (на) встречу не прибыл, (за) то приехали губернаторы областей.

4) Что (бы) ни случилось, я все так (же) буду вспоминать дни, проведенные в России.

6. Определите разряд частиц:

1) С плохим характером беда! Еще бы! Хуже нет.

2) Да будет так!

3) И впился комар как раз тетке прямо в правый глаз.

4) Ждем … ведь это первый вечер.

5) Согнувшись, он почти бежал.

6) Ай да придумка, сразу не разберешься!

 

7. Определите части речи: 1- союз, 2- предлог, 3- частица, 4- наречие

1) Все стихи были у него под руками, как будто шашки на шахматной доске.

2) Только очень Вале и Сане было жалко извозчиков.

3) Мы прошли мимо школы.

4) Несмотря на ранний час, Вари не было дома.

5) В течение недели занятий не будет.

6) Околотолпятся горожане – им выдают остатки еды.

7) Алтунин почти не сомневался в удаче.

8) Все казалось мне молодым и чистым, благодаря присутствию Мисюсь и Лизы.

8. Выделите запятыми модальные слова, укажите разряд по значению.

- Итак проследить судьбу вещи, все подтвердить документально, ведь живых свидетелей как я понимаю уже не осталось. К счастью какая-то корреспонденция сохранилась. Разумеется все следует проверить. Предположим все доказано, и потом естественно вы можете ею распоряжаться. - Но кому собственно эти доказательства надо предъявлять? – Думаю что всем вместе взятым.

- Да, дядюшка, я женюсь и хотел бы об этом говорить с вами. – И вероятно по любви, на бедной девушке, а еще пожалуй и на дуре, которая наверно образованна и поет под расстроенное фортепьяно.- Я знаете ли молчу терплю…Болтай думаю болтай. Да меня видишь об этом никто не спрашивает

9. Расставьте знаки препинания. Сколько имен прилагательных в предложении? Выпишите их:

Видя лица служащих чиновников и даже рабочих я находил в них то что не раз замечал раньше когда был моложе какое-то идеальное и естественное отсутствие мысли можно было увидеть на их лицах и потом присмотревшись я начал думать что это спокойное отсутствие мышления объяснялось по-видимому последовательностью нескольких поколений вся жизнь которых заключалась в почти сознательном стремлении к добровольному душевному убожеству к здравому смыслу к боязни новой идеи.

1) 7 2) 9 3) 11 4) 13

 

 

Схема разбора предлога

1. Часть речи.

2. С какими словами сочетается?

3. С каким падежом употребляется?

4. Может ли употребляться с другими падежами, с какими?

5. Какие отношения выражает (пространственные, временные, определительные, др.)?

6. Группа по образованию: - непроизводный,

- производный (наречный, отыменной, отглагольный).

7. Группа по структуре: простой, сложный, составной.

Образец разбора:

И Сёмка, все эти дни выгребавший против течения, махнул рукой.(В.Шукшин)

Выгребавший против течения (против чего?) – против - предлог, сочетается с причастием и существительным, употребляется с Род. падежом, с другими падежами не употребляется, т.к. производный, выражает отношения объектные, производный наречный, простой.

 

Схема разбора союза

Часть речи.

1. Группа по структуре: - простой, составной.

2.Группа по образованию: - производный, непроизводный.

Разряд по функции:

А. Сочинительный: соединительный, противительный, разделительный, присоединительный.

Б. Подчинительный: изъяснительный, причинный, пространственный, временной, целевой и др.

3. Группа по употреблению: - неповторяющийся,

- повторяющийся,

- двойной.

4.Функция в предложении (что соединяет?).

Образец разбора

Мог снять с себя последнюю рубаху и отдать – если кому нужна.(В.Шукшин)

Если – союз, простой, непроизводный, подчинительный, условный, неповторяющийся, соединяет части сложного предложения.

 

Схема разбора частицы

1. Часть речи.

2. Разряд по значению:

А. смысловая: - указательная,

- определительно - уточнительная,

- выделительно – ограничительная,

- усилительная.

Б. модальная: - модально-волевая,

- утвердительная,

- отрицательная,

- вопросительная,

- собственно-модальная,

- сравнительная,

- выражающая отношение к чужой речи.

В. Эмоционально-экспрессивная.

Г. Формообразующая.

3. Группа по образованию: - непроизводная,

- производная.

4. Группа по структуре: - простая,

- составная.

Образец разбора

У одного надолго, наверно, чуть зажмурился левый глаз.(В.Шукшин)

Чуть (зажмурился) – частица смысловая, выделительно-ограничительная, непроизводная, простая.

 

Схема разбора модальных слов

4. Часть речи.

5. Разряд по значению: - достоверность/недостоверность,

- авторизация,

- эмоциональное,

- метатекстовое,

- фатическое.

6. Группа по образованию (соотносительность с другими частями речи).

Образец разбора

Мы, мол, все понимаем, но тем не менее должны проявлять вежливость

Мол – модальное слово авторизации речи, с другими частями речи не соотносится.

Схема разбора междометий

1. Часть речи.

2. Разряд по значению: - эмоциональное,

- побудительное,

- выражает нормы речевого этикета.

3. Разряд по образованию: - непроизводное,

-производное (соотносительное с существительными, с местоимениям, с глагольными, с глагольными формами, с наречиями, с фразеологизмами).

Образец разбора

- Вам же чудо нужно, чудо. Ах ты господи! А чудо - на каждом шагу.(В.Шукшин)

Ах ты господи – междометие эмоциональное, производное – соотносительное с существительным.

« Междометием называется неизменяемая и не имею­щая специальных грамматических показателей часть речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений. По своей внешней форме междометия чаще всего являются ко­роткими выкриками или звукоподражаниями, например: о! ах! ей! эй! ага! ура! чу! брысь! на! стоп! ха-ха-ха!» [Грамматика–1960, т. 1, с. 674].

« Междометия – это класс неизменяемых слов, служащих для нерасчлененного выражения чувств, ощущений, душевных состояний и других (часто непроизвольных) эмоциональных и эмоционально-волевых реакций на окружающую действительность: ах, ба, батюшки, брр, ну и ну, ого, ой-ой-ой, ох, помилуйте, то-то, тьфу, ура, ух, фи, черт; айда, алле, ату, ау, брысь, караул, стоп, улю-лю, кис-кис, цып-цып-цып. По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом: кхе-кхе, уа-уа, ха-ха-ха, хи-хи; кря-кря, ну-ну, чик-чирик, тяф-тяф; бац, бум, трах, чмок, хлоп, хрусть» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 732] .

Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи

Термин междометиепредставляет собой кальку лат . interjectio – бросание между. Это нестандартная часть речи, как бы «вброшенная» между структурно-семантическими классами слов. В.В. Виноградов, как известно, тоже выделил междометия как особый разряд слов, расположив их после частей речи (знаменательных слов), частиц речи (служебных слов) и промежуточных между теми и другими модальных слов. Как особая часть речи междометия представлены и во всех школьных учебниках. Вместе с тем следует отметить, что междометия по-прежнему остаются «неясной и туманной категорией» (Л.В. Щерба), ибо объём и границы этой части речи не определены и чётко не очерчены.

Известна междометная теория возникновения языка. Многие лингвисты рассматри­вали междометия как вербализованные рефлекторные звуки и инстинктивные выкрики. Однако уже М.В. Ломоносов указывал, что значение междометий выражается не столько в звуках, сколько в «тоне речи», интонации. Эта концепция была развита А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым, А.А. Шахматовым, В.В. Виноградовым, А.И. Германовичем и др. учё­ными. Они считают междометия словами, признают их особой частью речи, подходят к изучению их структуры, их функции в речи с точки зрения истории их образо­вания.

К междометиям относят как собственно русские слова, так и заимствования: алло, амба, баста, батюшки, бис, брр, браво, брависсимо, вира, вот, да, добро, дудки, здорово, здравствуй, есть, извините, как, капут, караул, каюк, лафа, матушки, мерси, майна, марш, но, осанна, пади, пас, пли, полундра, подумаешь, полно, пожалуй, пропасть, скажите, спасибо, страх, табак, товсь, тсс, тьфу, ужо, ура, фить, фьюить, шабаш, шах и др.

Междометия отличаются от знаменательных слов прежде всего отсутствием номинативности, а именно: номинативные части речи (имена существительные, прилагательные и т. д.) называют эмоции, волевые побуждения, и в этом случае за звуковым комплексом закрепляется постоянное содержание, одно или несколько значений, например: радость, огорчение, грусть, сожаление и т. д. Междометия передают разные чувства, эмоции с помощью особых слов и интонации, не называя их. Поэтому одно и то же слово может выражать самые разнообразные эмоции, волеизъявления, например: О! – восторг , О! – удивление, О! – возмущение, О! – сожаление, О! – радость и т. д. У большей части междометий значение раскрывается только в контексте, но некоторые междометия передают его значение специализированно, например: тьфу! – негодование и огорчение, ба! – удивление и т. д. Приведем примеры: – Ура! – воскликнул он. – Наша взяла! (В.Ш.). Тьфу!И писать-то про то неохота! (В.Ш.). – Цыть!– строго сказал Емельян (В.Ш.). – Так!..– Профессор стал тихо звереть (В.Ш.). Огонь-то какой они ведут, ужас! (М.Ш.). Гусятников. Тсс!..Тише… Тише! (Арбузов).

Междометия не членятся на морфемы, неизменяемы, грамматически не связаны с членами предложения.

От служебных частей речи междометия отличаются тем, что не выражают отношений между словами в словосочетании, не служат для соединения слов и компонентов предложения, не выполняют коммуникативные задания, свойственные служебным словам, и т. д.

Объединяющими признаками междометий являются следующие:

• значение: выражение эмоций и волеизъявлений;

• особая интонация, передающая наибольшую силу экспрессии, повышение тона;

• некоторые фонетические особенности: это преимущественно односложные слова, отдельные из них характеризуются сочетанием согласных звуков: ш-ш-ш!, кх;

• мимическим сопровождением, иногда – жестами;

• особым функционированием. Междометия могут быть самостоятельными высказываниями, нечленимыми предложениями ( Ура!) , членами предложения (Погода – охо-хо ).

В.В. Виноградов отмечал, что с «грамматической точки зрения междометия ущербны», ибо они не изменяются, не имеют грамматических форм.

В широком понимании термина к междометиям относят также слова, обслуживающие сферу этикета: здравствуйте, до свидания, благодарю, прости(те), извини(те), пожалуйста, привет, пока (разг.) и под. Русская грамматика–1980 посвящает им отдельный параграф – 1704 [Русская грамматика –1980, т. 1, с. 734]. Но отнесение слов, выражающих приветствие, прощание, благодарность и под., к междометиям не является общепринятым.

К междометиям примыкают звукоподражательные слова – слова, условно воспроизводящие крики, звуки, шумы живых существ, природы: кис-кис, мяу-мяу, гав-гав, чив-чив, ш-ш-ш и др. Они не выражают чувств, но сближаются с междометиями по грамматическим характеристикам. Большинство грамматик, в том числе и Русская грамматика–1980, включают их в состав междометий, но существует и противоположная точка зрения: звукоподражательные слова (ономатопеи) рассматриваются как отдельная часть речи (см., например, цитированный учебник Н.М Шанского и А.Н.Тихонова). Отстаивая право на выделение звукоподражаний в часть речи, авторы пишут: «Действительно, в звукоподражаниях “всё значение в звуках”, но оно все-таки есть и выражено именно в звуках. Этим их значение и отличается от лексической семантики других слов. Звуковая оформленность, звуковая мотивированность лексического значения – специфическая черта звукоподражаний.

Общепринятые звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: мяу (о кошке), кря-кря (об утках); гав-гав (о собаке); кукареку (о петухе); хрю-хрю (о свинье). Благодаря этому они одинаково понимаются всем коллективом говорящих на русском языке. Такие звукоподражания выступают в языке как полноценные слова. < … >.

Как коллективно осмысленные звуковые знаки – слова, звукоподражания находят отражение в толковых словарях. В словарь Ушакова включены, например, звукоподражания буль-буль, мяу, ха-ха, хи-хи, бе-е, хрю и др.» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 263].

Вероятно, следует согласиться с тем, что «общепринятые звукоподражания имеют постоянный состав», но, во-первых, существует большое количество «необщепринятых звукоподражаний»; во-вторых, часть речи выделяется на основе совокупности дифференциальных признаков, выделяемых с учётом морфологического, синтаксического, категориального критериев, а звукоподражания таких особых признаков не имеют. Поэтому мы присоединяемся к первой, традиционной, точке зрения, согласно которой звукоподражания не включаются в состав частей речи.

Особую группу междометий составляют слова бах, бац, хлоп, брык, хвать, прыг, толк, шмыг и под., объединяющие некоторые признаки глаголов и междометий. Они соединяют в себе значение «момента действия» с экспрессивным, эмоциональным выражением его, представляют собой своеобразный гибрид названных частей речи. Так как по звуковому облику они в большинстве случаев близки к глаголам (ср.: Мартышка толк его ногой. – Мартышка толкнула его ногой ), данный глагольно-междометный контаминант мы рассматриваем вслед за глаголами.

Разряды междометий по значению

В.В. Виноградов выделяет следующие разряды:

• междометия, которыми выражаются чувства, эмоции (а!, ах!, ба!, ай!, ура!, спасибо!, эх!, уф!, ух!, ах! и др.);

• междометия, производные от имён существительных, имеющие особую интонацию и смысловые возможности ( батюшки!, глупости! и др.);

• междометия, представляющие эмоциональную характеристику или оценку состояния ( каюк!, капут! фюить! и др.);

• слова, которыми выражаются волевые изъявления, побуждения ( вон!, прочь!, долой!, полно!, но! и др.);

• междометия с оттенком модальности ( да!, понятно! и др.);

• междометия, являющиеся своеобразными экспрессивными звуковыми жестами, которыми обмениваются знакомые или встречные соответственно этикету ( мерси!, спасибо!, благодарствуйте!, извиняюсь! и др.);

• бранные междометия;

• звательные (вокативные) междометия ( господи! и др.);

• разряд воспроизводящих или звукоподражательных восклицаний ( бац!, хлоп ! и др.);

• междометные «глагольные формы» ( прыг, скок, шасть и под.) [Виноградов, 1972, с. 589–594 ] .

Приведенная классификация, наряду с достоинствами, имеет много недостатков. В ней нарушены законы логики, одно и то же междометие может быть одновременно включено в несколько разрядов.

Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов основываются на традиционном разграничении двух основных разрядов: эмоциональных( ах!, ох!, ой!, увы!, ура!, тьфу!, батюшки!, фи!, браво! и под.) и побудительных( императивных), выделяя в составе последних три подразряда: 1) междометия с общим значением поведения, побуждения ( ну!, цыц!, стоп! и под.); 2) междометия, служащие сигналом к вниманию, выражающие призыв откликнуться ( ау!, эй!, алло! и под.); 3) междометия клича и отгона животных или подзывания и призыва удалиться человека ( брысь!, марш!, вон! и др. [Шанский, Тихонов, 1981, с. 258–259].

Разряды междометий по образованию

По образованию междометия бывают первообразнымии производными.

Первообразныемеждометия состоят из одного гласного звука ( о!, а!, у!, э!, и! ), из гласного и согласного ( ах!, ох!, ух!, эх! и др.), из согласного и гласного ( ха!, ну!, фу! и под.), из двух гласных ( ау! ), из двух гласных и согласных между ними ( увы!, ага!, угу! и др.), из согласных ( брр!, гм! ), из нескольких звуков ( тьфу! ). Возможно удвоение и утроение междометий ( ох-ох-ох!, ай-ай-ай!, ха-ха! и др.), употребление с частицами и т. д. ( Ой ли!, Ну же !).

Производныемеждометия являются результатом диахронной трансформации: батюшки, матушки, дудки , здравствуйте, прощайте, извините, помилуйте, смотри, скажи, горько, полно, тихо (тише), что, как, то-то и др.

Иммиграционный потенциал междометий

Междометия обладают достаточно большим иммиграционным потенциалом. Процесс перехода слов из других частей речи в междометия называется интеръективацией. Чаще всего новое междометие образуется путём изменения комплекса дифференциальных признаков знаменательных русских слов, реже – иноязычных слов.

Интеръективации подвергаются

имена существительные: батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш, марш и др.;

глаголы: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините, подумаешь, будет, прости и под.;

наречия:вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ;

местоимения: что, так, ничего и др.

Переход знаменательных слов в междометия сопровождается потерей номинативности, категориального значения, форм изменения, синтаксической нагрузки и приобретением способности выражать разные чувства без их называния. Приведем примеры: – Прочь с дороги! Вон! Ненавижу тебя! (В.Ш.). Батюшки! – испугалась Груша (В.Ш.). – Браво!– сказал за спиной у Маши знакомый голос (К.П.). – Ниче-о, ниче-о-о-о!– всхлипывая от холода, брел Колька напропалую, вглубь (В.Аст.).

Споры лингвистов ведутся вокруг слов типа здравствуйте в контекстах, где они означают приветствие, например: – Здравствуйте!– приветливо сказала она Лаврову и улыбнулась (К.П.). Не все языковеды признают их междометными словами; некоторые считают их глаголами в особом употреблении. Соответственно нет единства и в морфологической квалификации их, представленной в толковых словарях. Семантика и особенности функционирования интеръективатов, как и многих других трансформантов, остаются малоизученными.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.