2. Охарактеризуйте способ образования формы повелительного наклонения глаголов
1. Люби, мечтай, пируй и пой!
2. Пусть ваши вас не тревожат.
3. Да снесет он эти муки!
4. Пойдемте на обрыв – посидим, потолкуем.
5. Поверь своим глазам и не отмахивайся от воспоминаний.
3. В каждом ряду слов найдите глаголы, которые могут употребляться и как личные, и как безличные. Приведите примеры.
1.Он не мог равнодушно говорить о политике и поминутно находил случай критиковать своих противников.
2.Слугу послали осведомиться о вновь прибывших.
3. В том доме никто не имел привычки вставать рано.
4. Во всем городе нельзя было достать приличного платья и шляпы.
5. Писать – значит жить.
6. Вставьте гласные в окончания глаголов
1. Нежной грустью ве…т сейчас в лесу.
2. Дремл…т хаты, гаснет день.
3. Только слыш…тся подвывание ветра да тихий гул моря.
4. Та…т, сия…т луна в облаках.
5. Увид…шься с другом, и станет хорошо.
6. Равняясь, стро…тся ряды.
7. Грохоч…т снаряды, шины грузовиков мел…т мягкую от сырости землю.
8. Закат тяжело пыла…т на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.
9. На дворе во…т страшная, неистовая буря.
10. Осенние тучи неугомонно се…т мелкий дождь.
11. Как постел…шься, так и высп…шься.
12. Встрет…т их с поклонами.
7. Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Назовите эти признаки.
8. Опишите способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Приведите примеры.
10. Найдите в предложениях причастия и определите их время, залог и синтаксическую роль
1. Герой, встреченный оглушительными аплодисментами, низко кланялся.
2. Горы, окружающие его, покрыты снегом большую часть года.
3.Отчаянно махавший руками и пригибавшийся к земле мальчик в русском платье обгонял ее.
4. Заревела на выгонах облезшая, только местами еще не перелинявшая скотина, заиграли кривоногие ягнята вокруг теряющих волну блеющих матерей, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, затрещали на пруду голоса баб с холстами, и застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны.
5. Знакомый круг замкнут – который раз!
11. Одно из словосочетаний в каждой группе содержит причастие. Найдите его. Вставьте пропущенные буквы
1. Внизу, в закуривш…мся тумане, почти невидимый, глухо шумел лес.
2. Путешественник говорит о каком-то русском романе, прославивш…м автора и еще находившемся в рукописи.
3. Зарево на дальних высотах трепещущ…м румянцем отразилось.
4. Долго северная ночь раскинулась над глухо рокотавшим морем, еще не успокоивш…мся от недавней бури.
5. В темной пучине колеблющ…мся светом отражаются яркие звезды.
1. И в руки белые берет играючи топор тяжелый.
2. Из прошлого восставши, молчаливо ко мне навстречу тень моя идет.
3. Лето он жил работаючи, Зиму не видел детей, ночи о нем помышляючи, я но смыкала очей.
18. В чем заключается адвербиализация деепричастий? Приведите примеры.
19. В приведенных примерах найдите деепричастия. Раскройте скобки.
1. (Не)взирая на трудности, он шел к своей цели.
2. Судя по внешнему виду девушке жилось не сладко.
3. Старичок брёл медленно, (не)смотря по сторонам.
4. Громко благодаря и отирая слёзы, женщины стали расходиться.
5. Идите скорее к нам! Сейчас же, (не)медля!
20. Сделайте морфологический разбор деепричастий. Расставьте знаки препинания.
Но если мама и папа с детства руководствуясь принципом «всех порву» не воспитали в человеке умения жить среди людей, то научиться этому ему практически негде (газ.).