Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Действия участников Участники

Технология «Дебаты»

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит. Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь

пользу для себя.

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты, по крайней мере, испытаешь удо-

вольствие.

Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезен.

Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться!

И.С. Тургенев

Программа (технология) «Дебаты» разработана Международным институтом «Открытое общество».

В переводе с французского «дебаты» означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании,

заседании.

Практика дебатов заключается в том, чтобы искусственно придавать культурным явлениям

эмоциональную окраску, социальное содержание. Здесь воплощается практика смешения

социокультурного, риторического и эмоционального аспектов.

Сообщение при дебатировании воздействует на различные уровни структуры, сознания слушателя.

Именно здесь затрагиваются различия, существующие между индивидом и обществом, «обналичиваются»

проблемы социализации.

Акценты целей

Глобальные цели:

способствовать становлению гражданского общества в России;

способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности,

партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;

побудить к участию в программе представителей общественности — через широкое информирование

о программе: средства массовой информации, обучающие семинары, сотрудничество с институтами

гражданского общества.

Педагогические цели

Сформировать:

— логическое и критическое мышление школьников;

— навык организации своих мыслей;

— навыки устной речи;

— навыки риторики;

— эмпатию и толерантность;

— уверенность в себе;

— способность работать в команде;

— способность концентрироваться на сути проблемы;

— манеры при публичном выступлении.

Особенности концептуала

Речевой аппарат поддерживает реальность, «проговаривая» различные элементы опыта и

помещая их в определённые места в реальном мире, — приблизительно так можно выразить функцию

социализации и идентификации в общем замысле программы «Дебаты».

Идея открытого общества, понимаемого как общество, основанное на равенстве прав и

ответственности его членов перед законом.

Современное понимание культуры, предполагающее активность её субъектов, т.е. их значимость,

право на существование в поликультурном пространстве, неконфликтное принятие разнообразия.

Существование различных мировоззренческих позиций без жёстко заданных норм поведения и

восприятия.

Идея ценности личности и создание среды, адекватной её развитию.

Особенности содержания

Образовательная технология «Дебаты» состоит из двух частей: собственно игра «Дебаты» и

применение её на уроках и во внеурочной деятельности детей.

Игра «Классические дебаты К. Поппера».

Обсуждение строится на заранее спланированных выступлениях участников (команд), имеющих

прямо противоположное мнение по обсуждаемой проблеме.

Подготовка к игре начинается с определения её темы (тезиса). При подборе темы необходимо

учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

— провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатёров проблемы;

— быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении

качественных аргументов;

— иметь чёткую формулировку;

— стимулировать исследовательскую работу;

— иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Работа с информацией по теме:

— активизация знаний учащихся (мозговой штурм);

— поиск информации с использованием различных источников;

— систематизация полученного материала;

— составление кейсов (системы аргументации) утверждения и отрицания тезиса, подготовка

раунда вопросов и т. д.

Формирование общих и специальных умений и навыков:

— формулирование и обоснование аргументов, подпор, поддержек;

— построение стратегии отрицающей стороны;

— умение правильно формулировать вопросы;

— овладение знаниями риторики и логики и применение их на практике;

— овладение навыками эффективной работы в группе, аутотренинга и релаксации.

Задача команд в дебатах — склонить судей и зрителей (но не противоположную команду) к своей

точке зрения. Этого команды добиваются, предоставляя аргументы в поддержку своей точки зрения и

выдвигая контраргументы на высказывание противников. Например, если тема дебатов сформулирована

так: «Государство должно заботиться о своих бедных», то одна команда будет доказывать не-

посредственно этот тезис, а вторая — антитезис: «Государство не должно заботиться о своих бедных».

В состав команды входят три человека. Каждый член команды называется спикером. Таким образом, в

игре участвуют три спикера утверждающей команды (У1 — первый спикер, У2 — второй спикер, УЗ —

третий спикер) и три спикера отрицающей команды (О1 — первый спикер, О2 — второй спикер, ОЗ —

третий спикер). Спикеры утверждающей команды приводят аргументацию, позволяющую убедить судей

в правильности утверждения темы. Спикеры отрицающей команды хотят доказать судьям, что позиция

утверждающей команды неверна или что интерпретация темы и аргументация утверждающей команды

имеют недостатки.

Каждый спикер в игре имеет свою определённую роль, от которой нельзя отходить. При этом личная

позиция ученика по обсуждаемому вопросу для дебатов не имеет значения. Роли спикеров и правила

проведения игры строго регламентированы. Первый тип ограничений связан с продолжительностью

выступления и с последовательностью выступлений спикеров. За продолжительностью выступлений

следит таймкипер.

Эти ограничения отражены в регламенте игры.

Таблица 6 Регламент игры

Спикер Время

Выступления

Комментарий

У1 6 мин Речь первого спикера утверждающей

команды (У1)

ОЗкУ1 3 мин Третий спикер отрицающей команды (03)

задаёт вопросы первому спикеру

утверждающей команды (У1)

01 6 мии Речь первого спикера отрицающей

команды (О1)

УЗ к О1 3 мин Третий спикер утверждающей команды

(УЗ) задаёт вопросы первому спикеру

отрицающей команды (01)

У2 5 мин Речь второго спикера утверждающей

команды (У2)

01кУ2 3 мин Первый спикер отрицающей команды

задаёт вопросы второму спикеру

утверждающей команды (У2)

02 5 мин Речь второго спикера отрицающей

команды (О2)

У1 кО2 3 мин Первый спикер утверждающей команды

задаёт вопросы второму спикеру отрицающей

команды (02)

УЗ 5 мин Речь третьего спикера утверждающей

команды (УЗ)

ОЗ 5 мин Речь третьего спикера отрицающей

команды (ОЗ)

Вторая группа ограничений связана с тем, что у каждого спикера команды есть свои обязанности,

определяемые его ролью.

Обязанности спикеров

Первый спикер утверждающей команды (У1):

– представляет утверждающую команду, тему, обосновывает её актуальность;

– даёт определение понятиям, входящим в тему;

– представляет точку зрения утверждающей команды;

– обосновывает аспекты рассмотрения данной темы;

– представляет аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в

ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами);

– переходит к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

– заканчивает чёткой формулировкой общей линии утверждающей команды;

– задаёт перекрёстные вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2). Первый спикер

отрицающей команды (01):

– представляет отрицающую команду;

– отрицает тему (тезис, заявленный утверждающей стороной), формулирует тезис отрицания;

– принимает определения, представленные утверждающей стороной;

– представляет позицию отрицающей стороны;

– принимает аспекты утверждающей стороны или представляет другие аспекты;

– представляет кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, т.е. аргументы отрицающей

стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

– опровергает аргументы утверждающей стороны, выдвинутые первым спикером

утверждающей команды (У1);

– заканчивает чёткой формулировкой общей линии утверждающей команды;

– задаёт перекрёстные вопросы второму спикеру утверждающей команды (У2). Второй спикер

утверждающей команды (У2):

– восстанавливает точку зрения утверждающей стороны;

– приводит новые доказательства;

– повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

– подробно развивает утверждающую позицию и подробно развивает утверждающий кейс;

– опровергает отрицающий кейс;

– новые аргументы не приводит;

– заканчивает чёткой формулировкой общей линии утверждающей команды;

– отвечает на перекрёстные вопросы первого спикера отр] тающей команды (01). Второй

спикер отрицающей команды (02):

– восстанавливает отрицающую позицию;

– подробно развивает отрицающую позицию, обосновывая отрицающий кейс;

– продолжает опровергать утверждающую позицию;

– приводит новые доказательства;

– не приводит новых аргументов;

– заканчивает чёткой формулировкой общей линии утверждающей команды;

– отвечает на перекрёстные вопросы первого спикера утверждающей команды (У1).

– Третий спикер отрицающей команды (03):

– ещё раз акцентирует узловые моменты;

– следует структуре отрицающего кейса;

– возвращается к аспектам, выдвинутым первым спикером отрицающей команды (01), и объясняет,

как они подтверждают позицию отрицания;

– выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе;

– сосредоточивается в этой речи на сравнении отрицающих аргументов с утверждающими

аргументами и объясняет, почему аргументы отрицания более убедительны;

– завершает линию отрицания;

– не приводит новых аргументов;

– задаёт вопросы первому спикеру утверждающей команды (У1).

На учебных занятиях членами команды являются ученики класса. Команды могут быть сформированы

по желанию учащихся или члены команд назначаются учителем.

Порядок выступлений:

03 к У1, УЗ к 01, 01 к У2, У1 к 02.

Итак, игра состоит из следующих раундов: речи спикеров, перекрёстные вопросы, тайм-ауты, которые

может брать каждая команда после окончания речи спикеров или перекрёстных вопросов для подготовки

к следующему раунду (каждой команде даётся не более 8 мин в течение игры). Время для подготовки

(тайм-аут) можно брать по частям по мере необходимости. Перекрёстные вопросы задаются в порядке,

предусмотренном правилами игры. Их цель — принизить, разрушить позицию противоположной

стороны. Вопросы могут быть самые разные. Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ)

позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым опре-

делить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

Вопросы могут быть: уточняющие (закрытые), восполняющие (открытые), корректные и

некорректные, провокационные или улавливающие, контролирующие, активизирующие внимание,

активизирующие память, развивающие мышление.

Неопытные игроки задают уточняющие (закрытые) вопросы. Более сложны восполняющие (открытые)

вопросы. Обычно используется форма простого (который не может быть расчленён, не включает в себя

другие вопросы), а не сложного вопроса (который можно разбить на несколько простых вопросов). Нельзя

задавать вопросы, направленные против личности отвечающего, а также неблагожелательные вопросы.

В процессе игры каждая команда постоянно поддерживает и усиливает1 свой кейс — систему

доказательств, в которую входит совокупность аспектов и аргументов, представленных в организованной

форме, и которая используется для обоснования своей позиции.

Модели технологии «Дебаты»

Свободные дебаты (дискуссии) в больших, аудиториях.

Большой аудиторией считается группа численностью до нескольких десятков участников. Свободные

дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями (все

участники имеют равное право голоса).

Панельные дебаты (Рапе1 ВеЬа1е) — дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу: несколько человек

обсуждают проблему в присутствии аудитории.

Такая форма проведения дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе.

Группа из трёх-пяти человек ведёт дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных

участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают своё мнение, или задают

вопросы участникам беседы.

Симпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, этот вид дискуссии совмещает в себе

преимущества лекции и дискуссии в группе. Такая форма обсуждения позволяет специалистам-

профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая своё выступление в

долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.

Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме

высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого

лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее

обсуждение.

«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму.

Готовятся непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов

может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма

активизации познавательной Деятельности.

«Модифицированные дебаты». Используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются

некоторые правила дебатов. Например:

— сокращается регламент выступлений;

— увеличивается число игроков в командах;

— допускаются вопросы из аудитории;

— организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время

тайм-аутов;

— осуществляется ролевая игра, т.е. учащиеся исполняют какую-либо роль;

— создаётся «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо

подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, или вырабатывать компромиссное решение,

что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;

— изменяется (появляется) роль ведущего игры — учителя. На разных этапах игры она определяется

в зависимости от подготовленности учеников.

«Круглый стол». Одна из наиболее актуальных и распространённых в практике форм дебатов —

«круглые столы» (участники рассаживаются за столом по кругу, лицом друг к другу).

«Круглый стол» — это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников, и в ней

происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители

различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего

звеньев, родители.

«Аквариум». Процедура «аквариум» заключается в том, что все заинтересованные лица садятся вокруг

вступивших в диалог и, на первом этапе не имея права вмешиваться, внимательно слушают, затем на

втором этапе происходит рефлексирование ситуации, т.е. обсуждение позиций сторон, аргументов,

предпочтений.

«Аквариум» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что его содержание тесно определено

противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по

определённому вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:

– Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или

администрацией.

– Участники дискуссии делятся на две группы (а может быть, и на три), которые располагаются

в аудитории по кругу.

– Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе

дискуссии отстаивать её позицию.

– Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до

начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены

«аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить её и выработать общую точку зрения.)

– Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение

группы, отстаивая её позиции. Остальные участники «аквариума», не высказывая своего мнения, могут

лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.

– Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её

членами.

– «Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведённого времени или после

принятия решения.

Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в

дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.

Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более

5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют чёткую картину обсуждаемой

темы. Подсчитывающая дискуссия, несмотря на то что оценивание в ней проводит учитель, даёт уча-

щимся возможность разговаривать с товарищами, выслушивать то, что думают другие.

Способ проведения дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в небольшом кругу,

в это время оставшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8

до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.

Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме

(ученик «определился»); предоставление информации, опирающейся на факты или полученной учеником

в ходе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от темы»);

привлечение другого ученика к дискуссии.

Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, помехи в проведении дискуссии,

монополизацию дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.

Выставление очков за дискуссию. После того как группа поделена на дискуссионные малые

подгруппы, им раздаются карточки определённого образца (см. рис. 35). Колонки А, Б, В, Г, Д, Е,... —

имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо

конкретное поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведённого времени

ученики-счётчики собирают и обсчитывают результаты.

Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после её завершения даёт анализ протекания

дискуссии, представленных идей и результатов подсчёта очков.

О

Чки

Действия участников Участники

(+

2)

Определение положения в дискуссии

(+

1)

Формулирование существенного замечания

(+

2)

Использование доказательств, подтверждающих высказывания или

представление информации, опирающейся на факты

(+

1)

Вовлечение в дискуссию другого лица

(

+ 1)

Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперёд

(+

2)

Формулирование аналогии

(+

2)

Выявление противоречия

(+

2)

Выявление замечания

(-

2)

Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи

(-

2)

Прерывание в дискуссии

(-

1)

Несущественные замечания

(-

3)

Монополизация дискуссии

(-

3)

Выпад против другого лица

Всего очков (уровень)

Рис. 35. Карточка учёта действий участников дискуссии__

 

Селевко Г.К.

С 29 Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

816 с-(Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.