Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.
Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью. В них редко производится учет всех существенных условии, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Однако житейские наблюдения имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Житейские психологические наблюдения находят место в пословицах и поговорках.
Научное психологическое наблюдение предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого фактa поведения к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение - дело дальнейших наблюдений. Важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.
Разновидность наблюдения - психологический анализ продуктов деятельности. Изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.
Экспериментальный метод
В настоящее время служит основным поставщиком психологических знаний и основанием для многих теорий.
В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.
Различают два основных вида экспериментального метода
- лабораторный эксперимент
- естественный эксперимент
Лабораторного эксперимент - действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним вдет эксперимент
С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д.
Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф.Ла-зурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т.д.).
Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования; называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.
Различия между лабораторным и естественным экспери ментом в настоящее время весьма условны и не должны быть абсолютизированы.
Понятие «метод психологического исследования» может быть употреблено и в значении специальной методики решения логического научной проблемы. В конкретных методиках, разумеется, реализуются методологические принципы и проявляются общие не только для данной проблемы, но и для многих других способы познания. Специфика конкретных методик определяется характером той научной задачи, которая решается с их помощью.
Наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы, эксперимент, математическая обработка его результатов, выводы и их интерпретация - все это включается в ход исследования.
Существуют также вспомогательные исследовательские методы.
Беседа – общение, исследование испытуемого.
Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата.
Обычно, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.
Беседа может быть:
- Индивидуальная
- В малых группах
Тестирование
Тестирование является методом, с помощью которого психолог стремится выявить определенные психологические качества личности.
Тесты могут быть:
- открытыми
- закрытыми
Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может свидетельствовать о совершенстве некоторых психических функций. С помощью тестов стремятся выяснить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности и т.д.
Тест фиксирует результат только в тот данный момент, однако недостаточно обоснованный и проверенный психологический тест может стать серьезной ошибкой, которая способна причинить ущерб в педагогической практике, в области профотбора и т.д.
Опрос
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.
Выделяют три основных вида опроса:
- устный
- письменный
- свободный
В опросе следует учитывать, что в одних случаях возможны неточные, необъективные ответы, в других – социально желательные ответы, основанные на представлениях о «верном» ответе на тот или иной вопрос.
В практике исследований массовой коммуникации применяются такие формы опроса, как интервьюирование и анкетирование.
Интервью – это метод социально-психологического исследования, при котором интервьюер лично проводит опрос.
Анкетирование – это метод социально психологического исследования, при котором проводится заочный опрос с использованием анкет.
При необходимости опроса значительного количества человек обычно применяется анкетирование. Анкетирование востребовано для уточнения имеющейся информации.
· Каждый вопрос должен быть логически отдельным.
· Не следует использовать малораспространенные, узкоспециальные слова и термины с двойным значением.
· Вопросы не должны быть слишком длинными.
· Если опрос касается малознакомого предмета, необходимо делать предисловие.
· Каждый вопрос должен быть конкретным.
· Следует предлагать все возможные варианты ответана определенный вопрос или не указывать ни одного.
· Варианты ответа должны быть приемлемы в равной степени.
· Формулировать вопрос нужно таким образом, чтобы избежать стереотипных ответов.
· Не следует включать в вопрос слова, которые сами могут вызвать негативное отношение опрашиваемого.