Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экспериментальный метод

Наблюдение

Сущность наблюдения не в одной лишь регистрации фактов, а в научном объяснении их причин.

Регистрацией фактов ограничиваются так называемые житейские наблюдения, в которых человек на ощупь отыскивает причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от научного наблюдения прежде всего своей случайностью, неорганизованностью. В них редко производится учет всех существенных условии, влияющих на возникновение психического факта и протекание его. Однако житейские наблюдения имеют повседневный опыт, дают иногда в итоге рациональное зерно психологической мудрости. Житейские психологические наблюдения находят место в пословицах и поговорках.

Научное психологическое наблюдение предполагает необходимый переход от описания наблюдаемого фактa поведения к объяснению его внутренней психологической сущности. Формой этого перехода является гипотеза, возникающая в ходе наблюдения. Ее проверка или опровержение - дело дальнейших наблюдений. Важным требованием к психологическому наблюдению является наличие четкого плана, а также фиксирование полученных результатов в специальном дневнике.

Разновидность наблюдения - психологический анализ продуктов деятельности. Изучается не сама деятельность, а лишь ее продукт. Так, в детской психологии немалую роль играет изучение детских рисунков.

Экспериментальный метод

В настоящее время служит основным поставщиком психологических знаний и основанием для многих теорий.

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Исследователь создает условия, в которых психический факт может отчетливо выявиться, может быть изменен в направлении, желательном для для экспериментатора, может быть неоднократно повторен для всестороннего рассмотрения.

Различают два основных вида экспериментального метода

- лабораторный эксперимент

- естественный эксперимент

Лабораторного эксперимент - действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношение испытуемого, который знает, что над ним вдет эксперимент

С помощью лабораторного эксперимента можно исследовать свойства внимания, особенности восприятия, памяти и т.д.

Естественный эксперимент (впервые предложен А.Ф.Ла-зурским в 1910 г.) по своему замыслу должен исключать то напряжение, которое возникает у испытуемого, знающего, что над ним экспериментируют, и перенести исследование в обычные, естественные условия (урок, беседа, игра, приготовление домашних заданий и т.д.).

Естественный эксперимент, который решает задачи психолого-педагогического исследования; называют психолого-педагогическим экспериментом. Его роль исключительно велика при изучении познавательных возможностей учащихся на различных возрастных этапах, при выяснении конкретных путей формирования личности школьника и т.д.

Различия между лабораторным и естественным экспери ментом в настоящее время весьма условны и не должны быть абсолютизированы.

Понятие «метод психологического исследования» может быть употреблено и в значении специальной методики решения логического научной проблемы. В конкретных методиках, разумеется, реализуются методологические принципы и проявляются общие не только для данной проблемы, но и для многих других способы познания. Специфика конкретных методик определяется характером той научной задачи, которая решается с их помощью.

Наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы, эксперимент, математическая обработка его результатов, выводы и их интерпретация - все это включается в ход исследования.

Существуют также вспомогательные исследовательские методы.

Беседа – общение, исследование испытуемого.

Исследование методом беседы предусматривает наличие общего плана, как правило, не включающего конкретных вопросов с выделением основных тем и положений, которые должны быть затронуты для получения желаемого результата.

Обычно, беседа проводится в непринужденной обстановке, а содержание вопросов изменяется в зависимости от ситуации и особенностей испытуемого.

Беседа может быть:

- Индивидуальная

- В малых группах

Тестирование

Тестирование является методом, с помощью которого психолог стремится выявить определенные психологические качества личности.

Тесты могут быть:

- открытыми

- закрытыми

Тест – это кратковременное задание, выполнение которого может свидетельствовать о совершенстве некоторых психических функций. С помощью тестов стремятся выяснить наличие или отсутствие определенных способностей, навыков, умений, наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности и т.д.

Тест фиксирует результат только в тот данный момент, однако недостаточно обоснованный и проверенный психологический тест может стать серьезной ошибкой, которая способна причинить ущерб в педагогической практике, в области профотбора и т.д.

Опрос

Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов.

Выделяют три основных вида опроса:

- устный

- письменный

- свободный

В опросе следует учитывать, что в одних случаях возможны неточные, необъективные ответы, в других – социально желательные ответы, основанные на представлениях о «верном» ответе на тот или иной вопрос.

В практике исследований массовой коммуникации применяются такие формы опроса, как интервьюирование и анкетирование.

Интервью – это метод социально-психологического исследования, при котором интервьюер лично проводит опрос.

Анкетирование – это метод социально психологического исследования, при котором проводится заочный опрос с использованием анкет.

При необходимости опроса значительного количества человек обычно применяется анкетирование. Анкетирование востребовано для уточнения имеющейся информации.

· Каждый вопрос должен быть логически отдельным.

· Не следует использовать малораспространенные, узкоспециальные слова и термины с двойным значением.

· Вопросы не должны быть слишком длинными.

· Если опрос касается малознакомого предмета, необходимо делать предисловие.

· Каждый вопрос должен быть конкретным.

· Следует предлагать все возможные варианты ответана определенный вопрос или не указывать ни одного.

· Варианты ответа должны быть приемлемы в равной степени.

· Формулировать вопрос нужно таким образом, чтобы избежать стереотипных ответов.

· Не следует включать в вопрос слова, которые сами могут вызвать негативное отношение опрашиваемого.

· Вопрос не должен носить внушающий характер

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.