Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ



 

по дисциплине «безопасность жизнедеятельности»

для специальности: 140402 – теплофизика

ГОС ВПО направления (специальности)______________________________

(подчеркнуть нужное, реквизиты и дата утверждения)

курс IV

семестр 8

лекции 18(час.) Экзамен в 9 семестре.

 

Практические (семинарские)

занятия -нет. Зачет — нет.

Лабораторные занятия - нет

Курсовая работа (проект) по дисциплине - нет

Количество контрольных работ — одна (Реферат)

Всего часов 190 Самостоятельная работа 172 (час.)

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 190 (час.)

 

 

АПАТИТЫ

 

2011 г.


1. Цели и задачи учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Ее роль в учебном процессе

 

Широкое внедрение современной техники во все сферы деятельности человека, интенсивное использование природных ресурсов, а также загрязнение окружающей среды сопровождаются появлением различных природных, биологических, фи­зических, химических и других опасностей. Они требуют от каждого специали­ста умения определять и осуществлять комплекс мер защиты от их негативного воздействия на организм человека и окружающую среду.

Формированию такого специалиста способствует изучение общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД), которая помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктив­ного мышления и поведения с целью дальнейшего практического осуществле­ния в производственной деятельности своих профессиональных и социальных функций.

Основными целями преподавания дисциплины "БЖД" являются:

- формирование у студентов мировоззрения социальной ответст­венности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;

- освоение теоретических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в системе "человек - среда обитания";

- приобретение знаний и их применение при решении вопросов профилактики опасностей и обеспечения безопасных условий жизнедеятельности;

- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.

Цель предлагает решение следующих задач:

- изучение характеристик опасных и вредных производственных и бытовых фак­торов, особенностей их воздействия на человека;

- изучение принципов нормирования негативных факторов;

- изучение современных методов измерения и расчета указанных факторов в раз­личных условиях жизнедеятельности человека;

- разработка мер по защите человека от воздействия потенциальных опасностей.

Дисциплина "БЖД" базируется на достижениях в области физиологии человека, физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, экологии, охраны труда, права и других наук. В курсе "БЖД" изучается вопросы охраны окружающей среды, чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты и охраны труда.

В дисциплине рассматриваются:

- современное состояние и негативные факторы среды обитания;

- принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

- прогнозирование чрезвычайной ситуации и разработка моделей их последствий;

- разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- классификация чрезвычайных ситуаций;

- Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), её роль, задачи и организационная структура;

- контроль и управление вопросами безопасности жизнедеятельности.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

 

В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" студент должен:

- получить представление об основах российского законодательства в области охраны труда;

- знать опасные и вредные производственные факторы, а также способы защиты от них;

- знать классификацию чрезвычайных ситуаций, правовые и организационные основы защиты населения и объектов народного хозяйства от чрезвычайных ситуаций.

Студент должен уметь:

- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и, при необходимости принимать участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий.

 

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

___________________________________________________________________________

 

"__" _____________20 __ г.

Заведующий кафедрой ____________________

 

3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

Основная рекомендуемая литература:

 

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В.Белов [и др.]. – М.: Высшая школа, 2004. - 606 с.

2. Графкина, М.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник / под общ. ред. Б.Н.Нюнина // М.В.Графкина, В.А.Михайлов, Б.Н.Нюнин. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С.608.

3. Фролов, А.В. Безопасность жизнедеятельности. Охрана труда. Гриф МО РФ / А.В.Фролов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 736 с.

4. Родионов, А.И. Техника защиты окружающей среды. Учебник для ВУЗов / А.И.Родионов, В.Н.Клушин, А.С.Торошечников. – М.: Химия, 1989. – 512 с.

5. Атаманюк, В.Г. Гражданская оборона. Учебник для вузов / В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширтев, Н.И.Акимов. - М.: Высшая школа, 1986. – 206 с.

6. Трифонов, К.И. Физико-химические процессы в техносфере: Учебник / К.И.Трифонов, В.А.Девисилов – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 240 с.: ил.

7. Экология и безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для ВУЗов / Под ред. Л.А.Муравья [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 447 с.

8. Охрана окружающей среды. Учебник для ВУЗов / Под ред. С.В.Белова. – М.: Высшая школа, 1991. - 239с.

9. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов / Н.Г.Занько, В.М.Ретнев. – М.: Академия, 2004. - 287с.

 

Дополнительная рекомендуемая литература:

 

1. Хван, Т.А. Основы экологии / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. - 256 с.

2. Павлов, А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность. Учебное пособие / А.Н.Павлов. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 224с.

3. Грачев, Н.Н. Защита человека от опасных излучений / Н.Н.Грачев, Л.О.Мырова – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -317 с.

4. Темняков, Б.С. Обучение тактике и методам обеспечения личной безопасности. Учебное пособие / Б.С.Темняков. – М.: МПСИ, 2004. – 400 с.

5. Пилипенко, В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / В.Ф.Пилипенко. – М.: ПЕР СЭ, 2005.- 160 с.

6. Мешков, В.В. Медицинская служба гражданской обороны / Под ред. В.В.Мешкова. – М.: Медицина, 1975. 335 с.

7. Божинский, А.Н. Основы лавиноведения / А.Н.Божинский, К.С.Лосев. – Л.: Гидрометеоиздат, 1987. - 280 с.

8. Радиация. Дозы, эффекты, риск: Пер. с англ. – М.: Мир, - 79 с.

9. Зюзин, Ю.Л. Суровый лик Хибин / Ю.Л.Зюзин. – Мурманск: Изд-во Рекламная полиграфия, 2006. – 236 с.

 

Учебно-методические пособия:

 

1. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности. Практикум / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. - 316 с.

2. Васильев, П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда. / П.П.Васильев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.

3. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. Учебное пособие / Н.Г.Занько, В.М.Ретнев. – М.: Академия, 2005. - 250 с.

4. Стрелков, Ю.К. Практикум по инженерной психологии и эргономике. Учебное пособие / Ю.К.Стрелков. – М.: Академия, 2003. – 400с.

5. Крючек, Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учеб.-метод.пособие / Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, Г.Н.Кириллов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 147 с.

 

4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДОПУСКА К ЗАЧЕТУ

4.1 Идентификация опасностей. Рассмотрение триад: "опасность – причины -нежелательные последствия".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.