ГОС ВПО направления (специальности)______________________________
(подчеркнуть нужное, реквизиты и дата утверждения)
курс IV
семестр 8
лекции 18(час.) Экзамен в 9 семестре.
Практические (семинарские)
занятия -нет. Зачет — нет.
Лабораторные занятия - нет
Курсовая работа (проект) по дисциплине - нет
Количество контрольных работ — одна (Реферат)
Всего часов 190 Самостоятельная работа 172 (час.)
Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) 190 (час.)
АПАТИТЫ
2011 г.
1. Цели и задачи учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Ее роль в учебном процессе
Широкое внедрение современной техники во все сферы деятельности человека, интенсивное использование природных ресурсов, а также загрязнение окружающей среды сопровождаются появлением различных природных, биологических, физических, химических и других опасностей. Они требуют от каждого специалиста умения определять и осуществлять комплекс мер защиты от их негативного воздействия на организм человека и окружающую среду.
Формированию такого специалиста способствует изучение общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД), которая помогает выработать идеологию безопасности, навыки конструктивного мышления и поведения с целью дальнейшего практического осуществления в производственной деятельности своих профессиональных и социальных функций.
Основными целями преподавания дисциплины "БЖД" являются:
- формирование у студентов мировоззрения социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;
- освоение теоретических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в системе "человек - среда обитания";
- приобретение знаний и их применение при решении вопросов профилактики опасностей и обеспечения безопасных условий жизнедеятельности;
- разработка и реализация мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий.
Цель предлагает решение следующих задач:
- изучение характеристик опасных и вредных производственных и бытовых факторов, особенностей их воздействия на человека;
- изучение принципов нормирования негативных факторов;
- изучение современных методов измерения и расчета указанных факторов в различных условиях жизнедеятельности человека;
- разработка мер по защите человека от воздействия потенциальных опасностей.
Дисциплина "БЖД" базируется на достижениях в области физиологии человека, физиологии труда, инженерной психологии, эргономики, экологии, охраны труда, права и других наук. В курсе "БЖД" изучается вопросы охраны окружающей среды, чрезвычайных ситуаций, гражданской защиты и охраны труда.
В дисциплине рассматриваются:
- современное состояние и негативные факторы среды обитания;
- принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;
- прогнозирование чрезвычайной ситуации и разработка моделей их последствий;
- разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- классификация чрезвычайных ситуаций;
- Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС), её роль, задачи и организационная структура;
- контроль и управление вопросами безопасности жизнедеятельности.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" студент должен:
- получить представление об основах российского законодательства в области охраны труда;
- знать опасные и вредные производственные факторы, а также способы защиты от них;
- знать классификацию чрезвычайных ситуаций, правовые и организационные основы защиты населения и объектов народного хозяйства от чрезвычайных ситуаций.
Студент должен уметь:
- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;
- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и, при необходимости принимать участие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
2. Васильев, П.П. Практикум по безопасности жизнедеятельности человека, экологии и охране труда. / П.П.Васильев. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 192 с.
3. Занько, Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. Учебное пособие / Н.Г.Занько, В.М.Ретнев. – М.: Академия, 2005. - 250 с.
4. Стрелков, Ю.К. Практикум по инженерной психологии и эргономике. Учебное пособие / Ю.К.Стрелков. – М.: Академия, 2003. – 400с.
5. Крючек, Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. Учеб.-метод.пособие / Н.А.Крючек, В.Н.Латчук, Г.Н.Кириллов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. – 147 с.
4. ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ДЛЯ ДОПУСКА К ЗАЧЕТУ