1. Взаимодействие результатов тестирования: оценки в контрольном тесте испытуемых, прошедших предварительное тестирование, могут быть сочтены непредставительными для совокупности, не прошедшей предварительный тест, в силу того, что предварительный тест [c.149]определенным образом повысил чувствительность испытуемых к независимой переменной.
2. Взаимодействие отбора и проведения эксперимента: в результате непоследовательно проведенного отбора может быть сформирована экспериментальная группа, реагирующая на независимую переменную иначе, чем генеральная совокупность.
3. Реактивное воздействие обстановки эксперимента: условия эксперимента могут быть нерепрезентативны с точки зрения условий окружающего мира.
4. Интерференция нескольких исследований: при одновременном осуществлении более чем одного исследования могут возникнуть изменения, отличные от тех, которые возникли бы, если бы каждое исследование проводилось отдельно.
5. Нерелевантные данные измерений: все измерения отражают многообразные аспекты окружающей действительности, в число которых могут входить нерелевантные компоненты, создающие видимость изменений при отсутствии таковых или маскирующие реальные изменения.
6. Нерелевантные повторения исследований: в том случае, когда независимые переменные являются сложными событиями (таковы, например, посещение тюрьмы в примере с “операцией по устрашению” или высшее образование), исследователи могут не знать, какой из аспектов события вызывает изменение в объектах исследования, и по ошибке не включить релевантный аспект независимой переменной во все экспериментальные предъявления.
В идеале в исследовании должна использоваться программа, позволяющая исключить как можно большее количество факторов, представляющих собой угрозу валидности. Однако и самая лучшая программа будет бесполезной, если у нас нет ресурсов для ее выполнения. Временной фактор, наличие денежных средств, обученных кадров, оборудования – все это накладывает ограничения при выборе программы исследования. Если исследователь не уверен, что основные факторы, способные представлять угрозу для валидности в данном исследовании, контролируются программой, удобной с точки зрения имеющихся ограничений на ресурсы, следует отложить реализацию проекта до того момента, пока нужные ресурсы окажутся в его распоряжении. Лучше отказаться от [c.150]исследования вообще, чем провести плохое исследование, в результате которого можно прийти к неверным выводам.
И последнее соображение относительно программы исследования. Оно касается возможного в ходе осуществления программы нарушения профессиональной этики. Не будет ли нанесен кому-либо какой-нибудь ущерб? Если да, то насколько серьезный? Не слишком ли это дорогая цена за ту пользу, которая может быть принесена обществу? Каждый ученый должен ответить на эти вопросы в соответствии со своими ценностными ориентациями и принятыми в его профессии нормами. В приложении Б перечисляются рекомендуемые этические нормы проведения исследований, одобренные в ведущих профессиональных ассоциациях политологов и социологов. Единственный руководящий принцип, который мы можем предложить для решения такого рода проблем, – это еще раз высказать наше убеждение, что наука существует не сама по себе, а является инструментом, служащим человечеству. [c.151]
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Вопросы, касающиеся программы исследования, обсуждаются в ряде общих работ, посвященных методам исследования в социальных науках. К таким работам можно отнести кн.: Ваbbiе Е. The Practice of Social Research, 5 ed. – Beltmont, Calif.: Wadsworth, 1989; Miller D.C. Handbook of Research Design and Social Measurement, 5 ed. – Newbury Park, Calif.: Sage, 1991; Nachmias D.,Nachmias Ch. Research Methods in the Social Science, 3 ed. – NewYork: St.Marotin's, 1987. Большой популярностью пользуется работа: Cook Th.D., Сampbеll D.Т. Quasi-Experimentation. – Chicago: Rand McNally, 1979.
Путям разработки надежной логической базы в области социальных наук для интерпретации проводимых исследований посвящена кн.: Вlаlосk H.M., Jr. Causal Inferences in Nonexperimental Research. – Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1964. Сущность квазиэкспериментальных программ и их использование в социологии рассматривается в статьях сборника: Caporaso J.A., Roos L.L., Jr. (eds.) Quasi-experimental Approaches. – Evanstone (Ill.): Northwestern University Press, 1973, – а соотношение между экспериментальными и квазиэкспериментальными программами рассматривается в работе:
Асlаnd H. Are Randomised Experiments the Cadillacs of Design? // Policy Analysis. – Vol.5. – 1979, Spring. Более подробный анализ программы исследования можно найти в: Вlаlосk H.M., Jr. (ed.) Causal Models in Panel and Experimental Designs. – N.Y.: Adline, 1985. Еще ряд хороших примеров исследовательских программ см. в: Tufte E.R. Quantitative Analysis of Social Problems. – Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1970. Удачное использование программы измерения временного ряда представлено в: Imring F.Е. Firearms and Federal Law; The Gun Control Act of 1968. // Journal of Legal Studies. – Vol.4. – 1975, January. – P.133-198. [c.152]