Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Расстройства высших мозговых функций



Высшие мозговые функции — это функциональные системы со сложным иерархическим строением. Они условно-рефлекторные за своим механизмом, имеют общественно-историческое происхождение и формируются у каждого человека после ее рождения и только в условиях социальной среды, под влиянием культуры данного общества, в том числе и языковой. К высшим мозговым функциям относят язык, гнозис, праксис, память, мышление, сознание и другие умственные функции.

Язык и его расстройства.Язык — это исключительно человеческая форма деятельности, что является средством мышления и общение между людьми. Язык есть одной из функциональных основ человеческого интеллекта и ведущий элемент культуры. Цитоархитектонические поля коры большого мозга, связанные с языком, присущий только человеку: двигательная зона – задняя часть нижней лобной извилины (поля 44, 45); зацентральная извилина нижняя часть корковых полей 1, 2, 5, 7; задний отдел верхней височной извилины корковое поле 22 (Вернике); нижняя теменная долька корковые поля 39, 40; задние отделы височной частицы корковое поле 37; передние участки лобной частицы — корковые поля 9, 10, 11 и 46 категоричной (левой) полушария.

Итак, единого центра языка не существует. Языковая функция связана главным образом со вторичными проекционными полями анализаторов, а также третичными зонами коры (поля 39, 40). Представительство их в коре асимметрическое: в большинстве правшей - в левом полушарии, в левшей - в правом полушарии.

За восприятие слуховой и визуальной информации отвечает центр (зона) Вернике. Она через дугообразный пучок соединяется с центром (зоной) Брока, где происходят детализация и приведения в порядок информации, полученной от центра Вернике. Дальше информация переходит через участок артикуляции речи на островке к двигательной коре, инициируя соответствующие движения губ, языка и гортани, воссоздавая язык.

В языке различают два канала связи: словесный, сугубо человеческий, левополушарный и прасодичний (интонационный) правополушарный. Поэтому в осуществлении языковой деятельности принимают участие обе полушария главного мозга, однако разные участки коры сыграют в этом процессе разную роль.

Различают два основные вида языка: импрессивну и экспрессивною. Импрессивна язык обеспечивает понимание устного и письменного языка.

Экспрессивный язык - это процесс высказывания мыслей в виде активного языка или самостоятельного писания.

Итак, структура языка состоит из двух процессов: речь и восприятие. Нарушение процесса речи называют двигательной , экспрессивной, афазией, нарушение восприятия языка - - импрессивною афазией. Афазия(от грец. phasis — язык) — это нарушение способности говорить или понимать язык, которое возникает вследствие поражения корковых языковых центров категоричного полушария. Соответствующие мышцы (гортани, языка, губ), а также иннервация речевого аппарата в таком случае неповрежденные.

В зависимости от локализации и степени повреждения ткани мозга отделяют два основные вида афазии: моторную (экспрессивную) и сенсорную (импрессивную, рецептивную). Различают также семантическую, амнестическую и тотальную афазию.

Согласно классификации А.Р. Лурия (1969), могут наблюдаться три формы нарушений экспрессивного языка: афферентная, афферентная и динамическая проворная афазия.

Афферентная моторная афазия возникает в случае повреждения нижних отделов зацентральной извилины, которые обеспечивают кинестетическую основу движений артикуляционного аппарата. Вследствие этого особенно грубо поднимается артикуляция звуков, похожих по месту (переднеязични: «л», «н», «т», «д») или за способом (шипящие: «ш», «с», «щ», «х») образование. Это приводит к замене одних артикуляций другими, к замене звуков - фонем (вместо «л» произносится «н», или вместо «ш» - «с» и т.п.). Больной теряет все виды устного языка - спонтанную, автоматизированную, повторение предложенных слов, название предметов. Страдают также чтения и письмо. Часто этот вид афазии объединяется с оральною апраксией.

Эфферентная моторная афазия (афазия Брока) возникает, если пораженный центр Брока в задней частице нижней лобной извилины левого полушария (в правшей). Этот тип афазии характеризуется нарушением процессов переключения с одной языковой единицы (звук, слово) на другую. В отличие от афферентной проворной афазии артикуляция отдельных звуков сохраняется, но страдает выговаривание серии звуков или фразы. Продуктивный язык заменяется постоянным повторением отдельных звуков (литеральная персеверация) или слов вербальная персеверация), а в тяжелых случаях проявляется языковым эмболом. Характерной особенностью языка в случае эфферентной афазии есть так называемый телеграфный стиль: предложения строятся преимущественно из существительных, глагола в них почти отсутствуют. Этот вариант афазии также сопровождается нарушением письма, чтение, название предметов.

Динамическая моторная афазия возникает, если пораженная корковая зона, размещенная впереди от центра Брока. Основным дефектом этой формы афазии есть отсутствие языковой инициативы, языковое аспонтаннисть. Больной не может активно высказывать мысль, задавать вопрос, однако он хорошо повторяет отдельные слова и предложение, правильно отвечает на вопрос. Подпочвам этой формы афазии есть нарушения внутреннего языка, основная функция которой - программирование и построение предложений.

Сенсорная афазия (афазия Вернике) характеризуется потерей способности понимать язык вообще, как чужую, так и свою. Этот вид афазии возникает, если пораженный задний отдел верхней височной извилины (центр Вернике). Подпочвам нарушения понимания языка есть разлад фонематического слуха. Под фонемой понимают смысловой и распознавательный признаки языка. Больной теряет способность распознавать звуки и понимать слова. Язык воспринимается им как шум или разговор незнакомым языком. Не понимая языка окружающих, больной старается быстро и много говорить ( логорея - языковое недержание). В тяжелых случаях язык таких больных является набором слов, не связанных по смыслу (словесная мешанина), с многочисленными литеральными (замена одной буквы другой) и вербальными (замена одного слова другим, близким по значению) парафазиями. Своего языкового дефекта больные по обыкновению не сознают.

Итак, для сенсорной афазии характерным есть затруднено понимание чужого языка и плохой слуховой контроль за собственным языком. Сенсорная афазия по обыкновению объединяется с нарушением чтения (алексия) и письма (аграфия). Семантическая афазия возникает, если пораженный высочно-темянно-затылочный участок левого полушария в правшей. Это одна из форм нарушения импрессивности языка. Подпочвам афазии являются нарушения пространственного синтеза, вследствие чего больной не понимает содержания предложений, которые отображают пространственные отношения. Такие больные не понимают отношений, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом или треугольник под колом). При наличии семантической афазии больные не могут понять смысловых отличий между сравнительными («Ира темнее, чем Катя, но светлее, чем Оля. Кто наисветлейший?), атрибутивными («брат отца» и «отец брата») и обратными («кошка съела мышку», «мышка съела кошку») конструкциями. Эта форма афазии объединяется с нарушением счета (акалькулия).

Амнестична афазия возникает, если пораженные нижний участок теменной и задние отделы височной частиц. Она заключается в том, что больной забывает имена, названия предметов, но назначение их знает. Например, если показать ручку, то больной скажет - «это то, чем пишут». Временами довольно подсказать первый состав забытого больным слова, чтобы он правильно его назвал. Понимание языка по обыкновению не поднимается. В языке больного с амнестичною афазией преобладают глаголы, в ней имело существительных.

Тотальная афазия характеризуется потерей импрессивного и экспрессивного языка во всех ее проявлениях. Чаще всего это оказывается в случае больших поражения как проворных, так и сенсорных языковых центров, которое случается при условии инфаркта мозга вследствие закупоривание средней мозговой артерии.

Необходимо помнить, что все участки языковой зоны функционируют в теснейшем взаимодействии. Поэтому в клинике почти никогда не наблюдаются «чистые случаи» языковых разладов: при наличии моторной афазии часто можно проявить элементы сенсорной афазии, и наоборот. Амнестичние нарушения очень часто объединяются из сенсорными и семантическими афазичнимими расстройствами.

Повреждение репрезентативного полушария главного мозга отрицательно влияют на способность распознавать отличия в интонации.

Исследование разладов языка проводится за определенной системой. В клинической практике обследования начинается во время собирания анамнеза больного. Оценку экспрессивного языка начинают из ознакомление со спонтанным языком. При этом обращают внимание на лексическое обеспечение языка больного, правильность построения фраз, возможные затруднения во время отбора слов и составление фраз. Потом переходят к исследованию повторного языка.

Предлагается повторение отдельных звуков, похожих по месту или способом образования. Исследуется способность воспроизведения отдельных составов: «ба-па», «да-та», «то-до», простых слов, отдельных фраз. Возможность автоматизированного языка проверяется способностью выполнять счет, перечень дней недели. Предлагается также называть и показывать предметы для выявления амнестических расстройств.

Исследование импрессивности языка начинается из проверки понимания устного языка, отдельных слов, фраз. Больному предлагают выполнить разные простые действия. Предлагается также задача относительно содержания сложных логически-грамматических конструкций: сравнительных, обратных, атрибутивных. Рядом с устным языком проверяют понимание письменного языка и чтение вслух. Для исследования письма предлагают написать что-нибудь самостоятельно, писать под диктовку.

В повседневной клинической практике наблюдаются и другие виды нарушения языка, в частности дизартрия. Последняя, в отличие от моторной афазии, характеризуется разладами артикуляции, невыразительностью, неразборчивостью языка. Тем не менее как бы тяжело и нечетко разговаривал больной, фразы и предложение он оформляет правильно; запас слов в случае дизартрии также не страдает. В тяжелых случаях язык вообще становится невозможной из-за отсутствия артикуляции (анартрия). В случае дизартрии в отличие от афазии сохраняется способность писать, понимать устный и письменный язык. Дизартрия может возникать при наличии периферического пареза или паралича мышц артикуляционные аппарату (элемент бульбарного синдрома) , а также при условии центрального пареза этих мышц, который наблюдается в случае двустороннего поражения корково-ядерных путей (элемент псевдобульбарного синдрома). Дизартрия также возникает, если пораженные другие участки мозга – стриопалидарная система, мозжечок. В случае паркинсонизма язык становится монотонной, невыразительной, затухающей, в случае заболеваний мозжечка скандированной. Из неаффатичних расстройств языка хорошо известные глухонемота, мутизм. Последний может быть проявлением реактивного невроза, истерии или психического заболевания. Интересно также, что глухие пациенты в случае поражения категоричного полушария большого мозга теряют способность общаться на языке знаков (В. Ганони, 2002).

Алексия- разлад чтения, обусловленный нарушениям понимания текста. Случается при наличии почти всех видов афазий, но может наблюдаться и в случае поражения левой угловой извилины. Во время исследования предлагают читать как вслух, так и о себе.

Аграфияхарактеризуется потерей способности правильно писать при условии сохранения двигательной функции верхней концовки. Она также часто объединяется с моторной и сенсорной афазией. Иногда аграфия возникает изолировано, если пораженный центр письма - задняя часть средней лобной извилины. Еще один центр письма локализуется на границе между затылочной , теменной и височной частицами. Следует отметить, что центр графии двусторонний. Письменный язык исследуют, предлагая больному выполнить такие действия: списывать отдельные буквы, слова, фразы; писать под диктовку слова, буквы, фразы; написать название показываемых предметов; написать свою фамилию, имя, адресу, дне недели, месяце (автоматизированное письмо); письменно рассказать о своей болезни (спонтанное письмо).

Акалькулия- это нарушение способности выполнять арифметические действия, обусловленные поражениям левой угловой извилины (поле 39). Очень часто она объединяется с семантической афазией. Методика исследования предусматривает автоматизированный счет (таблица умножения), выполнение разных математических действий: добавление, отнимание, умножение, деление.

Апраксияэто потеря способности выполнять целенаправленные двигательные привычки, произведенные в процессе индивидуального опыта, при отсутствии парезов или разладов координации движений.

Различают несколько основных видов апраксии.

Кинестетическая , или афферентная апраксия возникает, если пораженные нижние отделы теменной частицы левого полушария большого мозга; она обусловлена нарушениям кинестетичного синтеза движений. Кинестетическая апраксия может проявляться не в целой концовке, а лишь в мышцах пальцев рук и особенно во время выполнения тонких движений. Например, больной не может застегнуть пуговицы, зажечь спичку, налить воды в склянку. Произвольные движения выполняются только при условии постоянного зрительного контроля.

Одновременно может наблюдаться тяжесть движений языковых мышц, в частности губ, языка, щек (оральна кинестетическая апраксия). Больной несостоятелен выполнить артикуляционные движения за задачей, не может произносить близкие за артикуляцией звуки. Оральнаяапраксия всегда объединяется с моторной афферентной афазией.

Кинетическая, или ефферентная апраксия возникает, если пораженная моторная зона коры лобной частицы. Она характеризуется нарушением не только сложных движений, а и действий за задачей, за наследованием. Нередко в случае этой формы апраксии наблюдается персеверация, т.е. повторение одного и того самого движения. Например, на предложение открыть рот и на всякую новую задачу (закрыть глаза, показать язык) больной продолжает открывать рот. Нередко одновременно возникает оральная и артикуляционная кинетическая апраксия.

Идеаторная апраксия, или апраксия замыслу, возникает вследствие поражения надкраевой извилины теменной частицы левого полушария мозга (в правшей) и всегда есть двусторонней. Этот центр Праксину есть односторонним, его связь с противоположным полушарием осуществляется через мозолистое тело. Поражение волокон последнего сопровождается апраксией лишь в левой руке. При наличии этой формы апраксии теряется план или замысел сложного действия, переставляются ее фазы. Например, на предложение зажечь папиросу больной может тереть по коробке не спичкой, а папиросой. Больной не может также выполнить определенные словесные задачи (грозиться пальцем, отдавать военное приветствие), но может повторять, имитировать действия врача.

Конструктивная апраксия чаще всего обусловлена поражениям угловой извилины теменной частицы левого полушария мозга. За такого вида апраксии больной не может составлять из частей целое, например, составить из спичек определенную фигуру (ромб, квадрат, треугольник). Апраксические конструктивные расстройства также двусторонние.

Пространственная апраксия возникает вследствие поражения нижнетеменной и теменно-затылочной участков левого полушария. Она сопровождается нарушением пространственных соотношений во время выполнения сложных двигательных актов. Например, больной за задачей не может начертить план комнаты.

Для выявления апраксии больному предлагают выполнить определенные действия сначала с реальными предметами (причесаться, нарезать хлеба, зажечь спички), а потом с мысленными (показать, как забивают гвоздь, наливают в склянку воду). Необходимо также предложить больному выполнить некоторые действия (застегнуть пуговицы, отдать военное приветствие, составить из спичек фигуру).

Агнозия - это нарушение познавания знакомых предметов за присущий им признаками. Агнозия возникает при условии нарушения вторичных простых рецепторных функций, которые лежат в основе познавания. Это означает что в случае агнозии элементарные формы чувствительности сохраняются, а поднимаются сложные формы синтетической-аналитико-синтетической деятельности в пределах определенного анализатора. Различают такие виды агнозии: зрительную, слухову и тактильно-кинестетичную. Относительно редко случается вкусовая и обонятельная агнозия.

Зрительная (оптическая) агнозия возникает, если пораженная внешняя поверхность левой затылочной частицы. Больные не могут познавать предметы за их внешним видом, но сразу познают их, когда берут у руки и ощупывают. К частичной оптической агнозии принадлежит агнозия на цвета - неспособность различать цвета. Одним из видов зрительной агнозии есть алексия.

Слуховая агнозия - это потеря способности познавать предметы за присущий для них звуками: часы — за тиканьем, собаку за гавканьем. Подпочвам этого вида агнозии есть поражения височной частицы, чаще двустороннее. Одной из форм слуховой агнозии есть сенсорная афазия.

Тактильно-кинестетическая агнозия, или астереогноз, состоит в нарушении способности познавать предметы путем их ощупывания. Астереогноз оказывается, если пораженная верхняя теменная частица преимущественно левого полушария мозга. В таком случае все элементарные виды ощущения и кинестетические ощущения сохраняются. Непознавание предметов путем ощупывания больными с выпадением поверхностной и глубокой чувствительности в исследуемой верхней концовке обозначается как псевдоастереогноз. Такие разлады возникают, если пораженный средний участок зацентральной извилины, в случае полиневропатии

Обонятельная и вкусовая агнозия - это потеря способности идентифицировать нюху и вкусовые ощущения. Наблюдается вследствие поражения медиобазальних участков коры височной частицы.

Расстройства схемы телачаще всего обусловлены поражениям коры теменной частицы правого полушария большого мозга вокруг fissura interparietalis. их разновидностью есть автотопоагнозия - - нарушение познавания собственного тела и его частей. Больному с нарушением схемы тела может казаться, что его концовки то увеличены (макропсии), то уменьшенные (микропсии) или измененные не только за величиной, но и по форме (метаморфопсии). Вариантом автотопоагнозии есть агнозия пальцев кисти, других частей тела. Больные путают правая и левая стороны, утверждают, что в них много рук или ног (полимелия). Чаще всего больные ощущают третью руку и ногу. К этой же группе разладов принадлежит анозогноия (синдром Антона), когда больной не сознает своего дефекта (двигательного, слухового и т.п.). Анозогнозия часто объединяется с автотопоагнозией и возникает на фоне грубых расстройств проприоцептивной чувствительности.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.