Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Русская культура в 16-17 веках



  16 век 17 век
Исторические условия - завершение формирования великорусской народности; - расширение территории; - формирование государства как многонационального; - укрепление централизованной власти; - превращение сословно-представительной монархии в самодержавную; - династический кризис в конце века; - усиление крепостничества. -расширение связей с западноевропейскими странами; - складывание всероссийского рынка усиливало экономические и культурные связи между регионами; - потребности экономики, постоянные войны требовали развития разных областей науки; - укрепление экономического и политического положения России давали возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы.
Особенности - ощутимее, чем прежде, проявляются светские элементы в культуре; -весомо и звучно заявляют о себе мотивы патриотизма, национальной гордости; - усиление «обмирщения» культуры, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.
Просвещение, научные знания, книгопечатание Центры грамотности и просвещения - монастыри, церкви. Ученики осваивали сначала азбуку, часослов ( молитвы), письмо, Псалтырь ( псалмы – песнопения), счет до тысячи, сложение, вычитание. Учебники: «Начало грамоты греческой и русской» (Максим Грек), «Беседа о учении грамоте», «Азбуковник», «Книга - Арифметика, цифирная мудрость». 1553 - возникает Московский печатный двор 1564г. - начало книгопечатания на Руси: дъяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную книгу «Апостол». На Украине ( Львов) они издали первый русский печатный букварь с грамматикой. До конца 16 века было издано 20 названий богословских книг. Научные знания носили прикладной характер: - сочинения «Шестокрыл», «Космография» помогали вычислять лунные фазы, затмения луны и солнца; - «Вертоград» - рукописная книга, переведенная с немецкого, содержала медицинские сведения, правила ухода за больными; - 1586г. - Андрей Чохов отлил Царь-пушку(40т, длина 5м); - словари: « Се татарский язык», «Толк язык половецкого»,«Славянские слова» - массовым тиражом печатаются пособия по грамматике и арифметике: «Грамматика» М.Смирницкого, иллюстрированный букварь Истомина, «Азбука» В.Бурцева; - появляются светские школы ( в Немецкой слободе, при Печатном дворе), где изучаются иностранные языки, риторика, философия; - в 17 веке умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади; - 1687 - в Москве открыта Славяно-греко-латинская академия - первое высшее ( гуманитарное) учебное заведение - языки, философия, этика - в свое время ее закончили М.В.Ломоносов и А.Кантемир - дипломат 18 века, основатель сатирической русской литературы. - О.Михайлов «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науке» - практические сведения по геометрии, механике, физике, химии; - в Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей; - переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела»; - составление карт и атласов (Семен Ремезов - «Чертежная книга Сибири»); - первая печатная книга по истории «Синопсис» Иннокентия Гизеля - с 1621 года издается первая рукописная газета «Куранты»;
Литература Фольклор: «Сказка о Барме-Ярыжке», «Умный мальчик-судья», «Мудрая дева». Летописание: Воскресенская летопись первой половины 16 века, Никоновская летопись (50-е гг.), «Книга степенная царского родословия» Жития: митрополит Макарий составил сборник житий святых по месяцам в соответствии с днями чествования церковью памяти каждого святого – «Четьи – Минеи» Публицистика: Федор Карпов, Иван Пересветов, князь А.Курбский ( переписка с Иваном Грозным) Митрополит Афанасий ( ученик Макария, духовник Ивана Грозного) – «Степенная книга» ( систематическое изложение русской истории от Владимира Святославовича до Ив..Грозного. Разделена на 7 граней – родословных степеней). Исторические повести: «Сказание о царстве Казанском», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» Светская литература: «Домострой» ( Сильвестр) Фольклор- три основные темы: - борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польско-шведскими интервентами; -рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление народных героев (Ермак, Степан Разин); - обличение произвола царского суда и служилых людей. Преодолевается разрыв между фольклором и письменностью - первые записи произведений устного народного творчества. Исторические повести, публицистика: «Политика» Ю.Крижанича, сочинения Симеона Полоцкого- белорусский просветитель, наставник царских детей), «Житие протопопа Аввакума, написанное им самим». Новые жанры: А) бытовая повесть ( «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть об Ульяне Осорьиной») Б) бытовая сатира («Сказание о куре и лисице», «Повесть о бражнике», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Азбука о голом небогатом человеке») В) стихотворчество ( Симеон Полоцкий - два сборника стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»)
Зодчество - Архангельский собор в Кремле (1509г. , Алевиз Новый) - усыпальница русских князей и царей; - возвращение к пятикупольному храму: Успенский собор Троице-Сергиева монастыря, Смоленский собор Новодевичьего монастыря; - Стоятся каменные кремли: Смоленский кремль и Белый город ( Федор Конь), Китай-город, кремли в Туле, Коломне, Серпухове; - возводятся монастыри-крепости: Донской, Данилов, Новодевичий; - шатровый стиль: первый памятник - церковь Вознесения в селе Коломенском ( построена в 1532 в честь родившегося Ивана IY) - венец архитектуры 16 века - Покровский собор - храм Василия Блаженного ( 1561г., Барма и Постник Яковлев) - в честь взятия Казани - 9 куполов, ни один не повторяет другой. -памятник деревянного зодчества - дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском; - в стиле строго монументализма и церковных традиций - Новоиерусалимский монастырь под Москвой ( воспроизведен храм над «гробом Господнем» в Иерусалиме) - монументальные храмы уступают место небольшим посадским церквам ( Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках) - шатровый стиль; - конец 17 века - новый архитектурный стиль - нарышкинское или «московское барокко»- влияние западноевропейской архитектуры ( церковь Покрова в Филях, архитектор Л.К.Нарышкин - дядя Петра Первого) - перестройка московского Кремля: оборонно-крепостной облик уступал место торжественному ансамблю.
Живопись - крупнейший живописец - Дионисий: часть фресок Успенского монастыря в Кремле, роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, житийная икона «Митрополит Алексий»; - в конце 16 века складывается «строгановская школа» ( Чирин, Савин) - иконы в миниатюре, тонкие, изящные, праздничные, предпочитали светские сюжеты; - «годуновская школа» - стремящаяся вернуться к монументальным формам, характерным для конца 15 века - Симон Ушаков- икона «Спас Нерукотворный», «Троица» - в росписи храмов библейские сюжеты на фресках изображаются в образах реальной жизни ( росписи церкви Троицы в Никитниках); - светская портретная живопись - парсуна; к концу века начинают писать портреты красками на холсте.  
Театр   В 1648 году были запрещены выступления бродячих актеров - скоморохов. 1672г. - возникает русский театр: Алексей Михайлович в Преображенском велел построить потешную палату, где был дан спектакль в честь рождения Петра Первого.  

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.