На АТ все затраты рабочего времени представлены в виде классификации, т.е. приведение затрат рабочего времени в определенную систему, позволяющую объективно анализировать целесообразность использования рабочего времени по отношению к исполнителю, оборудованию и производственному процессу.
Рис.1 - Классификация затрат рабочего времени
Затраты времени, которые по своему характеру и содержанию являются необходимыми для выполнения работы и входят в состав нормы времени на выполнение работы называются нормируемыми затратами рабочего времени.
К ним относятся: Тпз, Топ, Тобс, Тотд.
Подготовительно - заключительное время - это время, затрачиваемое на ознакомление с работой, подготовку к ее выполнению, а также действия, связанные с окончанием работы. Оно рассчитывается на определенный объем работы.
Тпз водителя - получение и сдача путевого листа, водительского инструмента, проверка, осмотр и подготовка автомобиля к выезду на линию, постановка автомобиля на место и сдачу его дежурному механику при возвращении с линии.
Тпз на АРП - получение задания и ознакомление с ним, изучение чертежа, сдача работы мастеру. Для водителей Тпз равно 18 минутам на 7 часов работы или 2,6 минуты на один час. В состав Тпз входит время предрейсового медицинского освидетельствования, равное 5-ти минутам.
Время оперативной работы затрачивается на выполнение производственного задания и делится на время основной (технологической) и вспомогательной работы.
Основное (технологическое) - это время, в течение которого непосредственно осуществляется технологический процесс. Для водителей - это время движения автомобиля на линии, для ремонтных рабочих - время, затрачиваемое на изменение механических свойств и внутренней структуры материала.
Вспомогательное время - это время, которое рабочий затрачивает на действия, направленные на обеспечение выполнения основной (технологической) работы. При работе водителя груз, а/м включает маневрирование перед погрузкой или разгрузкой, время ПРР, оформления документов, открытия и закрытия бортов автомобиля. Для ремонтного рабочего - установка и снятие деталей со станка, подвоз и отвоз инструмента, пуск и остановка станка.
Время обслуживания рабочего места называется время, которое исполнитель затрачивает на уход за рабочим местом на протяжении рабочей смены и поддержание его в надлежащем состоянии. Делится на время технического и организационного обслуживания. Время технического обслуживания рабочего места затрачивается на смену инструмента, регулировку и наладку автомобиля, механизма во время работы связанные с уходом за рабочим местом. Время организационного обслуживания рабочего места включает затраты времени по уходу за рабочим местом на протяжении смены.
Для водителя - обтирка автомобиля, уборка кузова. Ремонтного рабочего - раскладывание инструмента, чистки, смазки оборудования.
Время перерывов на отдых и личные надобности - это регламентированные перерывы в работе, обусловленные физиологическими потребностями человека, и необходимостью удовлетворения его личных надобностей.
Ненормированные затраты рабочего времени по своему содержанию не являются необходимыми для выполнения заданной работы и являются явными потерями рабочего времени.
Время непроизводительной работы - это время, затрачиваемое на работу, непредусмотренную производственным заданием. (Поиски инструментов и материалов, хождения за заготовками, вынужденный ремонт станка или автомобиля и др.)
Потери рабочего времени по организационным и техническим причинам (Тпо и Тпт) - это перерывы в работе (время бездействия рабочего), зависящее от администрации предприятия (отсутствие электроэнергии, материалов, несвоевременное получение чертежей и другой документации, ожидание ремонта, погрузки или разгрузки).
Потери рабочего времени, зависящие от рабочего, представляют собой перерывы в работе, возникающие вследствие нарушения рабочим трудовой дисциплины (опоздание на работу, преждевременный уход с работы, посторонние разговоры).