Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмпирические методы исследования



Группа эмпирических методов в психологии традиционно, начиная с тех пор, как психология выделилась в самостоятель­ную науку, считается основной.

Наблюдение – метод научного исследования, суть которого состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого, проявляющихся в его поведении.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных фор­мах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение. Самонаблюдение – бывает непосредственным или отсроченным (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Наблюдение и в психологии должно ве­стись в основном объективными методами.

Объективное наблюдение. Применение метода наблюдения должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъ­ективного и объективного. Это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психоло­гии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

1.Наличие четкой целевой установки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем.

2.В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент слу­чайности, свойственный житейскому наблюдению.

3.Наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избиратель­ный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного мно­гообразия существующего совершенно невозможно. Всякое на­блюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, ча­стичный характер.

4.Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез.

Основное преимущество метода объективного наблюдения заключается в том, что оно позволяет изучать психические про­цессы в естественных условиях. Однако объективное наблюде­ние, сохраняя свое значение, по большей части должно допол­няться другими методами исследования. К процедуре наблюде­ния предъявляются следующие требования:

а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);

б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исс­ледуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходи­мой информации (как наблюдать?);

г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести за­писи?);

д) обработка и интерпретация полученной информации (ка­ков результат?).

Теперь кратко перечислим основные недостатки метода наблюдения. Установки, интересы, психологические состоя­ния, личностные особенности наблюдателя могут весьма силь­но влиять на результаты наблюдения. Искажение восприя­тия событий тем больше, чем сильнее наблюдатель ориенти­рован на подтверждение своей гипотезы. Он воспринимает избирательно только часть происходящего. Длительное наблюдение приводит к усталости, адаптации к ситуации, вы­зывает чувство монотонности, что увеличивает опасность не­точных записей. Определенную трудность представляет ин­терпретация данных. И, наконец, наблюдение требует зна­чительных затрат времени.

Наблюдение используется в первую очередь, когда требуется минимальное вмешательство в естественное поведение, взаи­моотношения людей, когда стремятся получить целостную картину происходящего.

Экспериментальный метод.История науки доказала ведущую роль экспериментального метода в развитии и дифференциации научных знаний. Достаточно вспомнить тот факт, что психология – одна из древнейших наук – отпочковалась от философии в самостоятельную отрасль знаний только в середине XIX столетия, когда началось систематического экспериментирование в психологии (В.Фехнёр, Э.ВеберЙ В.Вундт и др.).

Эксперимент – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает следующее:

1. Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и ак­тивно воздействует на него.

2. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

3. В эксперименте имеется возможность неоднократного вос­произведения результатов.

4. В результате эксперимент устанавливает допускающие ма­тематическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключа­ется в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внеш­него наблюдения существенные особенности внутреннего пси­хического процесса. При рассмотрении эксперимента как на­учной деятельности можно обозначить систему необходимых исследовательских этапов и задач:

I – теоретический этап исследования (постановка проблемы).На этом этапе решаются следующие задачи:

а) формулировка проблемы и темы исследования,

б) определение объекта и предмета исследования,

в) определение экспериментальных задач и гипотез исследо­вания. При этом важно, чтобы название темы включало основ­ные понятия предмета исследования.

Границы предмета исследования следует устанавливать, од­новременно учитывая следующие моменты: 1) цель и задачи исследования; 2) объект исследования; 3) материальные и вре­менные возможности экспериментирования; 4) результаты научной разработки вопроса, которые зафиксированы в частной объяснительной теории.

Обращение к объяснительной теории направлено на выяс­нение известных фактов, влияющих на объект исследования и его свойства, что позволяет определить круг решенных задач и нерешенных проблем и сформулировать гипотезы и задачи кон­кретного эксперимента. Этот этап может рассматриваться как относительно самостоятельная исследовательская деятельность теоретического характера;

II – методический этап исследования.На этом этапе разраба­тывается методика эксперимента и экспериментального плана. Методика эксперимента должна воспроизводить предмет исс­ледования в виде переменной экспериментальной ситуации. В эксперименте выделяют два ряда переменных: независимые и зависимые.

Фактор, изменяемый экспериментатором, называется неза­висимой переменной; фактор, изменение которого вызывает не­зависимая переменная, называется зависимой переменной.

Разработка экспериментального плана предполагает два мо­мента: 1) составление программы экспериментирования как ра­бочего плана и последовательности процедур опыта и 2) мате­матическое планирование обработки экспериментальных дан­ных, т.е. математическую модель обработки результатов экспе­римента;

III – экспериментальный этап.На этом этапе осуществляет­ся непосредственное проведение опытов, связанное с создани­ем экспериментальной ситуации, наблюдением, управлением хо­дом эксперимента и измерением реакций испытуемых.

Основная проблема этого этапа состоит в создании у ис­пытуемых идентичного понимания задачи их деятельности в эксперимента. Эта проблема решается через воспроизводство константных условий для всех испытуемых и инструкцию, которая выполняет роль единой установки на деятельность. На этом этапе очень важны роль экспериментатора и его поведение, так как испытуемые включают его личность в контекст экспериментальной ситуации. Инструкция имеет свой целью привести всех испытуемых к единому понима­нию задачи, выполняя роль своеобразной психологической установки;

IV – аналитический этап.На этом этапе осуществляется количественный анализ результатов (математическая обработка), научная интерпретация полученных фактов, формулирование новых научных гипотез и практических рекомендаций. Относи­тельно математических коэффициентов вариационной статисти­ки следует помнить, что они сами по себе не открывают сущности изучаемых психических свойств личности, так как являются внешними по отношению к их сущности, описывая всего лишь вероятностный исход их проявления и отношения между час­тотами сравниваемых событий, а не между их сущностями. Сущ­ность явлений раскрывается посредством последующей науч­ной интерпретации как сопоставления эмпирических фактов по логике причинно-следственных отношений, смоделирован­ных в экспериментальной ситуации.

Перечислим его достоинства:

· исследователь не ожидает случай­ного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испы­туемых;

· исследователь может целенаправ­ленно изменить условия и течение психических процессов;

· в экспериментальном исследова­нии обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раз­дражители были даны, каковы от­ветные реакции);

· эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психичес­ких процессов.

Бывает лабораторный эксперимент,он протекает в специаль­ных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла экс­перимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавли­вать общие математико-статистически достоверные закономер­ности развития психических явлений.

Естественный экспериментпроводят в естественных усло­виях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты долж­ны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достовер­ную информацию, но не могут проводиться многократно, по­скольку теряют свою естественность и скрытность от испытуе­мых. В настоящее время проблема этичности проведения психо­логических экспериментов широко обсуждается, так, использо­вание скрытой аппаратуры (фотокамер, видеокамер, диктофо­нов) считается неэтичным и недопустимым, поскольку записы­вающая техника может быть использована только с согласия испытуемого. Широту исследования это, конечно, ограничива­ет, зато снижается риск нанесения душевной травмы испытуе­мым.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.