Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы успешного общения



 

1. Значительное воздействие на коммуникативный процесс оказывают социокультурные условия общения, которые можно представить как совокупность социальных, идеологических, политических, правовых, экономических особенностей жизни данного этноса или социума. Например, тоталитарный режим затрудняет, деформирует или вообще делает невозможной реализацию дискурсов определенных типов в публичной и массовой коммуникации.

2. На успешность общения влияют внешние обстоятельства: присутствие посторонних, канал общение (например, телефонный разговор, сообщение на пейджер, записка, беседа с глазу на глаз), настроение, эмоциональный настрой, физиологическое состояние общающихся.

3. Необходимым условием успешности дискурса является собственно потребность в общении, коммуникативная заинтересованность собеседников. На уровне отношений между участниками диалога коммуникативная заинтересованность устанавливает паритетность вне зависимости от социального статуса и ролей. На заинтересованность в общении и равные права в диалоге не влияют ни глубина знакомства, ни степень социальной зависимости, ни общий эмоциональный фон протекания акта коммуникации.

4. Важным условием успешности является также способность коммуникаторов к достижению психологического, когнитивного и эмоционального контакта, что обусловливается их психологической совместимостью, общностью фоновых знаний, апперцепционной базы, менталитета. Это условие можно обозначить как настроенность на мир собеседника.

5. Важнейшим фактором успешного общения является коммуникативная компетенция общающихся. Под коммуникативной компетенцией понимается совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека. Можно выделить пять уровней, составляющих структуру коммуникативной компетенции: 1)психофизиологические особенности личности – от общего психического типа личности (экстравертивность – интравертивность) до устройства артикуляционного аппарата – в значительной мере определяют речемыслительную и собственно коммуникативную способность человека, помогают успешному общению или затрудняют его; 2) социальная характеристика и статус личности. На процесс коммуникации оказывают влияние самые разнообразные социальные характеристики личности: происхождение, пол, возраст, профессия, принадлежность к определенной социальной группе; 3) культурный фонд личности, включающий в себя энциклопедические знания и присвоенные ценности (например, нравственные императивы, разного рода идеалы и т.д.). Коммуникация может быть успешной только в том случае, если актуализируемые в дискурсе фрагменты культурного фонда коммуникаторов в значительной степени совмещаются; 4) языковая компетенция личности, представляющая собой набор умений и способностей, куда входят: а) умение выражать заданный смысл разными способами (способность к перефразированию); б) умение извлекать из сказанного смысл, различая при этом внешне сходные, но разные по смыслу высказывания (различение омонимии) и находя общий смысл у внешне различных высказываний (владение синонимией); в) умение отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных; г) умение выбрать из множества средств выражения мысли то, которое в наибольшей степени соответствует ситуации общения и с наибольшей полнотой выражает личностные характеристики его участников; 5) коммуникативная компетенция предполагает знание социокультурных норм и стереотипов речевого общения. Владеющий этими нормами знает не только значение единиц разного уровня и значение типов комбинаций этих элементов, но и значение текстовых социальных параметров: например, знает приемы диалогизации речи, умеет прогнозировать эмотивные реакции собеседников, знает средства интимизации общения и т.п.

6. Важную роль в процессе общения играет прагматикон личности, включающий в себя мотивационную сферу личности, а также собственно коммуникативные знания, умения и навыки. К ним относятся, например, владение коммуникативными нормами (в том числе и правилами речевого этикета); набор коммуникативных стратегий и тактик и способность к их оптимальной речевой реализации; умение устанавливать и поддерживать коммуникативный контакт, при необходимости корректируя дискурс; умение использовать и распознавать импликатуры и конвенциональные речевые акты и т.д.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.