Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Развитие чувства ритма

Занятие 1

Цель: привлечение внимания ребенка к звучащему пред­мету (колокольчику).

Оборудование: пустые коробки, колокольчик, погремуш­ки, мелкие предметы, трещотка.

Порядок действии. На столе перед ребенком две коробоч­ки, в одной находится колокольчик. Взрослый, вынув его из коробочки, демонстрирует звучание, затем убирает и, пере­ставив коробочки, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нужную коробочку).

Вариант. Помимо колокольчика можно использовать по­гремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотки. Ре­бенок выбирает три-четыре коробочки с колокольчиками или погремушками.

Занятие 2

Цель: сформирование ориентировочно-поисковой и эмоцио­нальной реакции на звучание предметов (голосов ближайше­го окружения).

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки.

Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти зву­чащую игрушку-пищалку в пространстве комнаты и просле­дить взглядом за ее перемещением. Инициировать внимание можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша? Найдем мы куклу Машу!

Занятие 3

Цели: формирование умения различать звучание простей­ших музыкальных инструментов; развитие слуховой памяти.

Оборудование: звучащие игрушки-пищалки; дудочка; бу­бен; барабан.

Порядок действий. Взрослый предлагает ребенку прослу­шать звучание двух музыкальных инструментов (звучащих игрушек). Каждое действие с ними он предваряет фразой: «Сначала поиграю на дудочке, затем — на бубне», интонаци­онно выделяя слова сначала, потом. Затем просит ребенка показать, какой музыкальный инструмент был взят сначала (потом), воспроизвести звучание игрушек: ребенок повторяет действия взрослого со своим набором инструментов (игрушек).

Варианты

1. Количество музыкальных инструментов (звучащих иг­рушек) увеличивается от 3 до 5.

2. Действия с ними производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие).


3. К знакомым звукам добавляется новый, который необ­ходимо выделить.

4. Взрослый предлагает ребенку соотнести предложенный план с произведенными действиями: «Сначала я поиграю на дудочке, затем — на барабане». Взрослый может нарушить план для активизации внимания ребенка.

Занятие 4

Цель: определение направления звука.

Оборудование: колокольчики, погремушки, коробочки с мелкими предметами, трещотка.

Порядок действий. Два колокольчика находятся в комнате на расстоянии 1 — 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребен­ка). Взрослый попеременно звенит колокольчиками, предла­гая ребенку повернуться к звучащему предмету. Произнося фразу, взрослый сопровождает ее демонстрационными дей­ствиями.

— Где же, где же колокольчик? Показывает колокольчик и прячет его в коробочку.

— Нет-нет, нет-нет. Покачивает головой, побуж

доя ребенка к аналогичным действиям.

— Где же, где же колокольчик? Вынимает колокольчик из другой коробочки.


Вот-вот, вот-вот.


Звонит в колокольчик, по­буждая малыша к аналогич­ным действиям рукой.


Варианты. Использование погремушки, коробочки с мел­кими предметами, трещотки. Постепенное увеличение рас­стояния между предметами.

 

Занятие 5

Цели: определение места звучащего предмета; развитие направленности слухового внимания. Оборудование: колокольчик.

Порядок действий. Взрослый просит ребенка закрыть гла­за, тихо встает в стороне от него (справа, слева, впереди, сза­ди) и звонит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, дол­жен рукой указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

 

Занятие 6

Цель: формирование тонких звуковых дифференцировок.

Оборудование: барабан; колокольчик; погремушка; коро­бочка с мелкими предметами; ширма.

Порядок действий. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты и звучащие предметы — барабан, колокольчик, погремушка и звучащая коробочка. Взрослый знакомит ребенка с их звучанием. Аналогичный набор предметов находится за ширмой. Взрослый, демонст­рируя звучание барабана за ширмой, предлагает ребенку оп­ределить, какой звучит инструмент. Ребенок должен посту­чать по лежащему перед ним инструменту, т.е. барабану.

Занятие 7

Цель: формирование основ слуховой дифференциации не­речевых звуков.

Оборудование: звуковые коробочки одинакового цвета и формы из небьющегося материала, с плотно закрывающейся крышкой с различными наполнителями.

Порядок действии. Взрослый знакомит ребенка со звуча­нием коробочки, наполненной горохом, сопровождая действие словами: «Коробочка гремит». Затем предлагает найти такую же среди двух-трех одинаковых по внешнему виду.

Вариант. Перед ребенком стоят три коробочки в ряд (две из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю». Постепенно наполнение коробочек становится бо­лее близким по звучанию.

Занятие 8

Цели: знакомство с характером звучащих предметов; раз­витие устойчивости слухового внимания; умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Оборудование: барабан; дудочка; бубен; гармошка с меха­ми; губная гармошка; колокольчик.

Порядок действий. Взрослый поочередно показывает и на­зывает два музыкальных инструмента, демонстрируя их зву­чание. Ребенок слушает звуки и рассматривает инструменты. Взрослый за ширмой повторяет игру на разных инструментах, а ребенок по звуку угадывает, «чья песенка слышится».

Вариант. Постепенное увеличение количества музыкаль­ных инструментов.


Занятие 9

Цель: сформирование умения различать и запоминать по­следовательность музыкальных шумов.

Оборудование: звуковые коробочки с различными напол­нителями.

Порядок действии. Взрослый демонстрирует звучание и выставляет звуковые коробочки в заданной последовательнос­ти, используя слова сначала, потом. Затем предлагает ребен­ку сделать то же самое с его набором коробочек (количество варьируется от двух-трех до четырех-шести в каждом наборе).

Вариант. После того как коробочки будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ре­бенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Занятие 10

Цели: развитие слухового внимания; дифференциация шумов. Оборудование: набор бумаги; мячи; карандаши; монеты; спички.

Порядок действий. Перед ребенком такой же набор пред­метов, как и у взрослого. Тот знакомит ребенка с действия­ми, которые можно совершать с этими предметами, — бро­сать на пол мяч или катать его по столу, катать карандаш или стучать им по столу, мять или рвать бумагу, стучать монетой, ломать спички. Затем побуждает ребенка к выполнению ана­логичного действия.

Вариант. Постепенное увеличение количества предметов.

Занятие 11

Цель: формирование фонематического анализа слова из ре­чевого потока.

Оборудование: игрушка-мышка.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушеч­ную мышку и читает стихотворение, сопровождая текст дви­жениями рукой и побуждая ребенка производить совместные действия.


Мышка, мышка, на горошку! Вылей воду на дорожку! Мышка, мышка, дай горошку! Вылей воду на дорожку!

Рука вытянута вперед ладонью вверх. «Забирающее» движение рукой.


 

Затем взрослый показывает действие, а ребенок произно­сит слово на или дай в зависимости от движения.

Занятие 12

Цель: формирование фонематического анализа слова из ре­чевого потока.

Оборудование: яблоко; банан; апельсин.

Порядок действий. Перед ребенком на столе фрукты. Взрос­лый предлагает ребенку попросить яблоко, произнося слово дай, затем угостить бананом кого-нибудь, произнося слово на.

Занятие 13

Цель: формирование ритмико-интонационной стороны речи, закрепление умения выделять слова дай, на из речевого потока.

Оборудование: яблоко; конфета; печенье; разноцветные дву­сторонние кружки.

Порядок действий. Взрослый называет предметы и предла­гает ребенку взять тот, который ему больше нравится, попро­сив: «Дай!»

Варианты

1. Игра «Дай соседу свой предмет» проводится с груп­пой детей. У каждого ребенка своя игрушка (любой предмет). Взрослый предлагает им обменяться предметами, используя слова дай, на.

2. Детям раздают двусторонние разноцветные кружки (с одной стороны синий, с другой — красный). Взрослый пред­лагает детям поднять кружок красной стороной, если они ус­лышат слово дай, и синей стороной — если услышат слово на.

Занятие 14

Цель: различение голосов ближайшего окружения. Порядок действий. Взрослый, читая стихотворный текст, просит водящего ребенка угадать, кто поет песенку.

Поиграй-ка, Ваня, с нами, Выходи скорей вперед. И с закрытыми глазами Угадай, кто здесь поет!

Эту песенку свою Я тебе, дружок, спою. Ты глаза не открывай. Кто я, ну-ка отгадай!

 

Занятие 15

Цель: формирование регулятивной функции речи на осно­ве упражнений в выполнении инструкций.

Оборудование: ложка; чашка; тарелка.

Порядок действий. Перед ребенком на столе три предмета: ложка, чашка, тарелка. Взрослый просит ребенка быть вни­мательным и правильно выполнять команды. Задания даются краткие и простые, произносятся четко.

Возьми ложку (стакан, тарелку).

Дай мне ложку (стакан, тарелку).

Дай Кате ложку (стакан, тарелку).

Занятие 16

Цели: развитие понимания слов и инструкций при выпол­нении соответствующих действий; организация зрительного восприятия в заданном пространстве.

Оборудование: лист плотной бумаги.

Порядок действий. Взрослый побуждает ребенка найти за­данные предметы в пространстве комнаты и назвать их.

— Где шкаф? (Окно, стол, стул.)

— Возьми книгу. Положи книгу на стол.

— Найди мячик под столом.

— Подойди к шкафу. Возьми из шкафа пирамидку. Варианты

 

1. После предварительного показа взрослый на глазах ре­бенка прячет предмет (книгу, фломастер), затем просит по­вернуться в сторону спрятанного предмета и найти его.

2. Взрослый предлагает найти спрятанный предмет в про­странстве комнаты с помощью «подзорной трубы», охватыва­ющей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широ­кую трубочку).

Занятие 17

Цели: развитие прослеживающих движений глаз; форми­рование произвольного произнесения звука [у]. Оборудование: мягкие игрушки.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку знако­мые игрушки — мишку, собачку, кошку, производит с ними игровые действия, сопровождая их словами: «К тебе пришли в гости игрушки. Они здороваются с тобой. Кошечка здорова­ется мяу, собачка — ав, а мишка — у-уу». Затем перемещает мишку за ширму и просит ребенка сказать, откуда выйдет мишка (движения игрушки определяются направлением мар­шрута передвижения).

Изменения траектории движения позволяют формировать прослеживающие движения глазных яблок, которые необхо­димы для зрительного восприятия.

Вариант. В гости к малышу «приходят» двое мишек. Их располагают по правую и левую сторону ширмы и по очереди ♦зовут» малыша. Он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала».

Занятие 18

Цели: формирование произвольного произнесения звука [а]; развитие слухового внимания.

Оборудование: кукла; мягкие игрушки; платок.

Порядок действий. Взрослый предлагает поиграть в игру «У куклы болит горло». Он обматывает горлышко куклы платочком и говорит:

— у куклы Маши заболело горлышко. Надо показать его док­тору. Как кукла покажет горлышко? Какой звук мы услы­шим? ([а]);

— произнеси тихо (громко) звук [а].

Вариант. Игра «Больные звери» (проводится с группой детей). У каждого ребенка в руках игрушка (мишка, кошка, собачка)и платок.

Взрослый. Вы врачи. К вам пришли больные звери — у каждого болит горлышко. Обмотайте горлышко больного зве­ря платочком. Звери показывают больное горло врачу. Как они это делают? Скажите громко (тихо).

Затем дети меняются игрушками и повторяют игровые дей­ствия.

Примечание. Отработка звука [а] продолжается на последу­ющих 4—6 занятиях с использованием других игрушек.

Занятие 19

Цели: формирование произвольного произнесения звука [о]; развитие основ прослеживающих движений глазных яблок, регулятивной функции речи с помощью упражнений и вы­полнения инструкций.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Порядок действий. Игра «Айболит».

Взрослый (создает игровую ситуацию). К Айболиту приходят игрушки: зайка, кукла, крокодил. У зайки болят зубы. Зайка плачет. Как плачет зайка? (Взрослый побужда­ет ребенка произносить звук [о}.)

— Крокодил большой, он плачет громко. Как плачет крокодил?

— Зайка маленький, он тихо плачет. Покажи, как плачет зайка. Вариант. Игра «Зайка в комнате».

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие инст­рукции:

— возьми зайку на ручки. Как он плачет? Пожалей его;

— зайка выздоровел, запрыгнул на стул.

Затем взрослый за ширмой производит движения с зай­цем. Игрушки не видно, взрослый следит за направлением глаз ребенка и спрашивает:

— догадайся, откуда выпрыгнет зайчик?

Примечание. Отработка звука [о] продолжается на последу­ющих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, на­глядных средств (обруч, колесико, курочка).

Занятие 20

Цели: формирование умения произвольного произнесения звука [и], активизация ощущений; развитие слухового вни­мания.

Оборудование: мягкие игрушки; ширма.

Порядок действий. Взрослый показывает ребенку игрушеч­ную лошадку, объясняет, что лошадка говорит: и-и-и, предла­гает повторить этот звук. Затем ставит на стол уже знакомые игрушки (мишка, кукла, зайка), закрыв губы экраном, про­износит звук [у] и просит:

— кто с тобой поздоровался, покажи;

— как говорит лошадка?

Игрушки убираются за ширму, взрослый предлагает ре­бенку угадать, кто с ним поздоровался. Варианты

1. Ребенок ощупывает игрушку за ширмой или под столом (не видя ее) и воспроизводит соответствующий звук (мишка — [у], зайка — [о], кукла с обмотанным горлышком — [а], ло­шадка — [и]).

2. Игра «Лошадка» (упражнение в синхронности движе­ния и звукопроизношения). Взрослый предлагает поиграть в заводную лошадку, «заводит» ребенка, играющего ее роль, ключиком и тот произносит: и-и-и с одновременной ходьбой на месте. Можно предложить ребенку бег на месте.

Примечание. Отработка звука [у] продолжается на после­дующих 4—6 занятиях с использованием других игрушек, картинок.

Занятие 21

Цели: закрепление слухового образа звуков [а], [о], [у], [и]; уточнение слуховых образов звучащих игрушек; развитие так­тильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; музыкальные инструмен­ты; газеты.

Порядок действий. Игра «Кто как говорит». За ширму спрятаны знакомые ребенку игрушки. По звуку, произне­сенному взрослым, он догадывается, кто так говорит, и выби­рает соответствующую игрушку за ширмой (не видя ее).

Усложнение. Кто говорит [у]? Найди эту игрушку и поса­ди ее на стул.

Вариант. Перед ребенком на столе расположены в ряд му­зыкальные инструменты (дудочка, барабан, бубен, колоколь­чик). Взрослый предъявляет ему предмет, завернутый в газе­ту, и предлагает, ощупав его, не разворачивая, догадаться, какой это музыкальный инструмент, выбрав из ряда нуж­ный.

Примечание. Аналогичная работа проводится с игрушками (лошадка, зайка и др.). Угадывая, какая игрушка завернута в газету (или платок), ребенок воспроизводит соответствую­щее звукоподражание ([и], [о], [у], [а]).

Занятие 22

Цели: формирование фонематического анализа и синтеза на основе упражнений в дифференциации звуков [у], [а]; раз­витие тактильного восприятия.

Оборудование: мягкие игрушки; тактильные дорожки из различных материалов (объемной тесьмы, кусочков меха, кар­тонной полоски с накапанным воском или наклеенными об­ломками спичек).

Порядок действий. Перед ребенком на столе знакомые иг­рушки. Взрослый произносит звук [а] и просит ребенка выб­рать из предложенного ряда ту игрушку, которая так гово­рит.

Игра «По дорожке». Взрослый показывает ребенку две до­рожки: одна сделана из атласной ленты, другая — из наждачной бумаги. Ребенок, ощупав дорожки, должен догадаться, по какой дорожке пойдет маленькая куколка, а по какой — боль­шой мишка. Он проводит пальчиками по дорожке к мишке, произнося нужный звук.

Вариант. Взрослый предъявляет панно с перепутанными дорожками и просит: «Оотведи домой мишку и скажи, как он говорит».

К произнесенному взрослым звуку ребенок выбирает нуж­ную игрушку и ведет ее по дорожке, произнося соответствую­щий звук.

Примечание. Аналогичная работа проводится по дифферен­циации звуков [о], [и] с игрушками или картинками (зайка и лошадка).

Занятие 23

Цель: развитие умения различать и запоминать цепочку звукоподражаний (у-у-у, а-а-а, о-оо, и-ии).

Оборудование: ширма; мягкие игрушки.

Порядок действий. Игра «Кто сначала — кто потом». В гости к ребенку по очереди (из-за ширмы) «приходят» зна­комые игрушки и здороваются с ним: сначала лошадка — и-и-и, потом мишка — у-у-у, за ним зайка — о-о-о. Ребенок воспроизводит последовательность звукоподражаний вначале с опорой на игрушки, затем без них.

Варианты

1. Игра «Кто молчал?». Ребенок «здоровается» с той иг­рушкой, голоса которой он не услышал.

2. Игра «Кто пришел?» (продолжение игры «Кто сначала кто потом»). После того как ребенок воспроизвел цепочку звуко­подражаний, взрослый ставит на стол новую игрушку и предла­гает найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Занятие 24

Цель: формирование ощущения предложения как лекси­ческой единицы, характеризующейся своей ритмико-интона­ционной законченностью.

Оборудование: картинки.

Порядок действий. Взрослый предлагает рассмотреть кар­тинку с одним объектом и объясняет, кто это и что делает, интонационно выделяя слово-действие, показывая позу изоб­раженного на картинке объекта.


 

Сюжетные картинки Позы, воспроизводимые ребенком
Птичка летит Руки в стороны
Птичка сидит Руки опушены и прижаты к бокам
Мальчик спит «Положив» голову на ладошку, склоняет ее к плечу
Мальчик стоит, сидит Стоит, сидит
Мальчик идет Идет на месте
Бабочка летит Машет руками, имитируя махи крыльев
Птичка клюет (пьет) Двигает туловищем вперед с наклонами головы
Девочка ест Двигает рукой от стола ко рту
Кошка лакает молоко Делает имитирующее движение языком

Занятие 25

Цель: уточнение ритмико-интонационной характеристики предложения как лексической единицы на основе упражне­ния в выполнении команд.

Оборудование: мягкие игрушки.

Порядок действий. Взрослый говорит ребенку:

— найди игрушку, которая произносит звук [а], и посади ее на стул;

— найди игрушку, которая произносит звук [у], положи ее на стол и т.д.

Взрослый смешивает игрушки и просит детей дать коман­ды друг другу или взрослому:

— уложи больного зайку;

— посади мишку.

Вариант. Взрослый читает стихотворный текст, сопровож­дая его ритмичными движениями. Затем снова читает текст, а ребенок совершает ритмичные движения.


А. Вова хлопать как умеет? Своих ручек не жалеет: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп! Вова топать как умеет? Своих ножек не жалеет: Топ-топ, топ-топ!

Б. Ручками захлопали: Хлопхлоп-хлоп! Ножками затопали: Топ-топ-топ!

Хлопает в ладошки.

Топает ногами.

Действия те же.


 

Стучит кулаком по столу. Хлопает в ладошки. Действия те же. Пальцы сжимает в кулак, указательный и средний пальцы — «ушки» зайца, ритмично сгибаются и разгибаются.

В. Стук, хлоп, тра-та-та. Отворились ворота. Стук, хлоп, тра-та-та. Выезжаем со двора.

Хлопает в ладошки. Потирает ладошки. Прыгает на месте.

Г. Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть. Надо лапочки погреть. Вот так, вот так Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять. Надо зайке поскакать. Скок-скок, скок-скок, Надо зайке поскакать.

Примечание. Стихотворные тексты Б, В, Г читаются на по­следующих занятиях.

Занятие 26

Цели: закрепление ритмико-интонационной характеристики предложения на основе упражнений на координацию; акти­визация мышечных ощущений.

А. Плечи вверх. Плечи вниз. Птичка села на карниз. А карниз высоко,

Порядок действий. Взрослый, читая стихотворный текст, показывает соответствующее движение, побуждая ребенка про­изводить аналогичные действия.

Ребенок производит аналогичные движения.

Полетим далеко. Б. Я направо наклонюсь, Я налево наклонюсь, Я до пола дотянусь, И немного покружусь. В. У слона большие уши: Вот такие, вот такие.

Садится на корточки. Поднимает руки вверх через стороны.

Выпрямляется и потягивается. Производит аналогичные движения.

 

Кружится на месте.

Выполняет круговые движения руками около ушей. Двигает обеими руками вперед от лица.

Длинный хобот Выполняет покачивающие

движения головой, ногами.
Вот такой, вот такой! Делает приставные шаги в

Слон качает головой. сторону.

Г. Я люблю свою лошадку. Выполняет движения, имити-

рующие поглаживания. Причешу ей шерстку гладко, Двигает рукой сверху вниз. Гребешком приглажу хвостик, Прыгает на месте. И верхом поеду в гости.

Примечание. Стихотворные тексты Б, В, Г читаются на по­следующих занятиях.

Занятие 27

Цель: закрепление слуховых образов звуков [а], [у], [о], [и] на основе узнавания и различения их в магнитофонной записи.

Оборудование: ширма; игрушки; магнитофон.

Порядок действий. Игра «Кто за ширмой». Ребенок ука­зывает по произнесенному взрослым звуку, какая игрушка спряталась за ширмой. После перемещения игрушки он про­слеживает ее движение и произносит соответствующий звук.

Варианты

1. Взрослый предлагает ребенку узнать и различить зву­ки, записанные на магнитофон: «Выбери игрушку, которая так говорит».

2. Можно предложить ребенку воспроизвести звукоподража­ния, записать речь на магнитофон и дать ему прослушать запись.

 

Развитие чувства ритма

Формирование ритмико-интонационной стороны речи

Задачи

• Формирование межанализаторных связей, обеспечивающих основу коммуникативной функции речи.

• Развитие механизмов межанализаторных связей как осно­вы адекватной реакции.

• Уточнение и обогащение поступающих сигналов ощущений.

• Расширение диапазона эмоциональной реакции.

• Развитие ритмико-интонационной стороны речи.

• Расширение рамок слухового восприятия, направленности слухового внимания, памяти.


• Формирование основ слуховой дифференциации, представ­лений о различной интенсивности неречевых и речевых звуков, способности дифференцировать неречевые и рече­вые звуки.

Указания по организации занятий

• Помните о главной направленности проводимого занятия, чаще повторяйте упражнения в течение дня.

• Приготовьте необходимые игрушки, картинки, аксессуа­ры, музыкальные инструменты, магнитофон.

• Используйте различные формы поддержки ребенка — улыб­ку, поглаживание, обнимание.

• Всегда положительно реагируйте на желание ребенка об­щаться.

• Побуждайте ребенка подражать вам.

• Двигательные нарушения могут ограничивать возможнос­ти ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.

• Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.

• Творчески подходите к использованию игр, сделайте заня­тия веселыми и увлекательными.

Занятие 28

Цель: формирование навыка регулятивной функции речи на основе развития межанализаторных связей.

Оборудование: игрушки или мелкие предметы; корзинка или большая коробка; бубен; барабан; фонарик; книга из твер­дой бумаги (картона).

Порядок действий. Игра «Игрушки в корзинке». Взрос­лый предлагает раскидать на пол (ковер) игрушки или мел­кие предметы, бирюльки из корзинки (коробки) на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием зву­коподражания бух или бом. После того как все игрушки рас­киданы на полу, на каждый удар бубна ребенок кладет иг­рушку обратно в корзинку.

Варианты

1. Ребенку предлагается перелистывать книгу из твердой бумаги на каждый удар бубна или барабана.

2. Включая и выключая фонарик, взрослый предлагает ре­бенку действовать по световому сигналу.

Занятие 29

Цели: знакомство с некоторыми характеристиками силы голоса; формирование навыка адекватного реагирования на заданную инструкцию.

Оборудование: две мягкие игрушки; барабан.

Порядок действий. Игра «Два зайца». Взрослый показы­вает две игрушки — большого и маленького зайца. Большой заяц стучит в барабан громко, маленький — тихо. Затем, уб­рав игрушки за ширму, взрослый предлагает угадать, какой заяц стучит в барабан — большой или маленький?

Варианты

1. Взрослый предлагает ребенку постучать так, как стучит большой (маленький) заяц.

2. Взрослый говорит: «Если барабан звучит громко, подни­ми руки вверх, если тихо — разведи руки в стороны».

Занятие 30

Цели: закрепление фонематических представлений о раз­личной интенсивности неречевых звуков (громко — тихо); формирование навыка скоординированных движений.

Оборудование: флажки; барабан (бубен).

Порядок действий. Игра «Громко — тихо». Взрослый дает задания.

— Подними флажки вверх, когда бубен зазвучит громко;

— Разведи руки с флажками в стороны, когда бубен будет звучать тихо.

Рекомендуется чередовать громкое и тихое звучание бубна не более 4—6 раз. Варианты

1. Использование других музыкальных инструментов, вме­сто флажков — маленькие мячики.

2. Изменение движения ребенка.

Занятие 31

Цели: закрепление представлений о различной силе нере­чевых звуков в действиях детей; развитие скоординирован­ных движений.

Оборудование: барабан; флажки; платочки. Порядок действий. Взрослый дает задания. — Послушай звук барабана, который будет звучать по-разно­му: очень громко, тихо (интонационно сопровождая произнесение слов нужной силой голоса), и подбери кружки нуж­ного размера (очень большой, большой, маленький) к его звукам.

— Послушай и подними руки вверх, когда прозвучит очень громкий звук барабана, руки в сторону — под громкий звук, опусти руки — под тихий звук.

Варианты

1. Под тихий звук ребенок идет на носочках, под громкий —
шагает на месте, под очень громкий — бежит на месте.

2. Действия с флажками, платочками.

Занятие 32

Цели: формирование умения различать на слух высокий и низкий голоса; работа над умением ребенка повышать и по­нижать тон голоса в доступных для него пределах.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. Игра «Три медведя» (проводится с груп­пой детей). Взрослый демонстрирует сюжет сказки «Три мед­ведя» с целью активизации характеристик героев (предвари­тельно сказка рассказана воспитателем или родителями) и дает задания.

— Вспомните, каким голосом говорили Михайло Потапович, Анастасия Петровна, Мишутка?

— Угадайте, кому принадлежит голос, и подберите картинку (взрослый за экраном произносит фразы из сказки разны­ми голосами героев).

— Сложи разрезную картинку героя (2—4 части). Скажи его голосом, чтобы другие дети могли отгадать, кто изображен у тебя на картинке.

Варианты

1. Использование трех и более игрушек, различных по раз-
меру (корова, собака, кошка, мышка).

2. Прослушивание сказки в аудиозаписи.

Занятие 33

Цель: формирование диапазона голосовых характеристик на основе упражнений в использовании звукоподражаний а, у, о, и различной громкости.

Оборудование: магнитофон; предметные картинки.

Порядок действий. Взрослый дает задания.

— Посмотри на картинку и послушай звук на магнитофоне: большой самолет — звук [у] — громкий;

маленький самолет — [у] — тихий; большая кукла — [а] — громкий; маленькая кукла — [а] — тихий; большой заяц — [о] — громкий; маленький заяц — [о] — тихий; большая лошадка — [и] — громкий; маленькая лошадка — [и] — тихий.

— Повтори, как гудит большой (маленький) самолет, как плачет маленькая (большая) кукла и т.д.

— Разбери перемешанные картинки по парам и озвучь их.

— Выбери из предложенных картинок только те, чьи голоса звучат громко (тихо).

Взрослый следит за тем, чтобы ребенок соблюдал соответ­ствующую картинке силу голоса.

Занятие 34

Цель: развитие фонематического восприятия на основе уп­ражнений в дифференциации слов-звукоподражаний а, у.

Оборудование: ширма; мягкие игрушки; магнитофон; ме­шочек с мелкими игрушками.

Порядок действий. Игра «У нас в гостях». Взрослый дает задания.

— Послушай, как говорят наши гости, которые спрятались за ширму; догадайся, сколько их — один, два или много? (Взрослый произносита-а а — за куклу, бегемота, у-у-у — за мишку, волка.) Позови того, кого ты хочешь пригласить к себе в гости, таким же звуком;

— Послушай магнитофонную запись и расставь игрушки в том порядке, в каком звучали их голоса:

у-а — волк, кукла;

а-у-а — бегемот, мишка, кукла;

у-у-а-а — волк, мишка, кукла, бегемот.

— Поднимай вверх ту игрушку, чей голос ты услышишь (взрос­лый по очереди произносит а, о, у в разной последователь­ности, закрыв губы экраном).

Варианты

1. Игра «Чудесный мешочек». Подбери звук к той игруш­ке, которую ты возьмешь из мешочка (использовать мелкие игрушки).

2. Игра «Кто ушел?». Взрослый кладет перед ребенком три игрушки (самолет, волк, кукла) и говорит:


— подбери звуки к каждой игрушке. После этого одну из них прячет и просит:

— кто ушел, назови звук.

Следует обращать внимание на правильную и четкую арти­куляцию звуков [а], [у].

Усложнение. Взрослый просит позвать игрушку (произне­сти звук) громко или тихо.

Занятие 35

Цели: закрепление речедвигательных образов слов-звуко­подражаний а, у, и; уточнение их фонематических представ­лений (громко — тихо).

Оборудование: игрушки; ленты разных цветов.

Порядок действий. Игра «Выбери игрушку». Перед ре­бенком на столе различные игрушки (самолет, мишка, волк, кукла). Каждая перевязана ленточками разных цветов, кон­цы ленточек перепутаны.

Взрослый дает задание: выбери ту ленточку, к которой при­креплен самолет и произнеси тот звук, который он издает.

Ребенок прослеживает взглядом дорожку заданной игруш­ки и подтягивает к себе ленточку, произнося нужный звук.

Вариант. Выбрать ленточку, к которой прикреплен миш­ка и произнести нужный звук громко (тихо).

Усложнение

1. Увеличение количества лент и игрушек.

2. Использование ленточек одного цвета.

Занятие 36

Цель: формирование произвольного, ритмичного произне­сения цепочек гласных звуков [а], [у], [о], [и].

Оборудование: кукла; мягкие игрушки.

Порядок действий. Игра «Положи спать». Взрослый дает задания.

— Послушай и запомни тот звук, который прозвучит в конце стихотворения:

[а] — кукла-куколка, бай-бай. Спи спокойно, засыпай: а-а-а-а;

[у] — на кроватке спит бычок. Он улегся на бочок:

УУ-у:

[о] — зайка-заинька, бай-бай. Спи спокойно, засыпай: о-о-о-о;

[и] — захотела мышка спать И полезла под кровать: и-и-и-и.

—Произнеси звук, который помогает заснуть кукле (бычку, мышке, зайке). Укачай ее (его).

Вариант. Взрослый показывает поочередно игрушки, по­буждая ребенка к ритмичному произнесению гласных зву­ков, обращая внимание на правильную артикуляцию.

Усложнение. Ребенку предлагается узнать знакомые мело­дии детских или популярных песен путем пропевания на один звук: Аа-Ааа-аА — «Спи, моя радость, усни...».

Занятие 37

Цель: закрепление речеслухового и речедвигательного об­раза звуков [а], [у], [о], [и], ритмико-интонационных харак­теристик данных звуков.

Оборудование: предметные картинки; магнитофон.

Порядок действии

1. Упражнение на произнесение соответствующих звуко-
подражаний.

Взрослый дает задания.

— Подбери звук к изображениям на картинках (предлагает ребенку ряд цветных картинок — кукла, бегемот — [а]; мишка, волк — [у]; лошадка, мышка — [и]; зайка, кро­кодил — [о]).

— Посмотри на новые картинки — они у меня не дорисованы (предлагает ребенку картинки с контурным изображени­ем).

— Помоги им найти нужную пару.

— Скажи, как они говорят, и мы запишем тебя на магнито­фон.

2. Упражнение на развитие фонематического восприятия:

— прослушай магнитофонную запись и подбери к ней героев, изображенных на картинке:

[а], [у], [и] — бегемот, волк, мышка, [у], [о], [а] — мишка, зайка, кукла.

Вариант. Использование силуэтных и контурных изобра­жений в условиях зашумления.


Занятие 38

Цель: дать представление о коммуникативных вариантах общения при помощи различных звукосочетаний на примере ау-уа.

Оборудование: картинки; колокольчик. Порядок действий. Взрослый, показывая ребенку картин­ку «Дети в лесу», говорит:

— дети заблудились в лесу. Как они зовут на помощь? Позови громко (тихо);

— а вот на картинке малыш в коляске, он зовет маму: уа. Позови маму, как малыш, тихо (громко).

Затем взрослый переворачивает картинки и предлагает ре­бенку:

— выбери любую картинку и озвучь ее;

— послушай и запомни, какие звуки прозвучат в конце сти­хотворения, повтори их:

уа — наш малыш кричит с утра: уа, уа, уа!

ау — заблудились мы в лесу, закричали все ау\

Вариант. Упражнение на проговаривание звукосочетаний со сменой движения.

Взрослый. Пока я тихо звоню в колокольчик, повторяй попеременно слова ау — уа.

Усложнение. Звукосочетания ау и уа проговариваются с одновременным отхлопыванием ладошками на звук [а]: ау-уааууа-ау-уа.

Занятие 39

Цель: развитие фонематического анализа на основе узнава­ния и различения звука [у].

Оборудование: флажок; магнитофон.

Порядок действий. Игра «Будь внимательным!». Взрос­лый дает задания.

— Слушай меня внимательно и постарайся «поймать» звук [у], хлопнув в ладоши:

а, у, и, у, о, и, у, а, у.

— Подними вверх флажок, когда услышишь звук [у] в магни­тофонной записи.

Варианты

1. Взрослый произносит звуки, закрыв губы экраном.

2. Ребенок сидит спиной к взрослому, который просит его произнести ряд звуков, и спрятать среди них звук [у], сказав его тихо.

Примечание. Аналогичные занятия по узнаванию и разли­чению проводятся со звуками [а], [и], [о].

Занятие 40

Цель: развитие ассоциативных связей на основе упражне­ний в скоординированной работе речедвигательного и зри­тельного анализаторов.

Оборудование: кружки синего, зеленого и красного цвета; мозаика.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение. Взрослый дает задания.

— Послушай и запомни цепочку гласных звуков — [а], [о], [У]-

— Повтори их в этой же последовательности.

— Запомни цвет каждого кружка: [а] — синий, [и] — зеле­ный, [о] — красный.

— Назови звук по цвету.

Вариант. Игра «Запомни звуки». Взрослый произносит цепочку гласных звуков, выкладывая перед ребенком разно­цветную мозаику. Каждый звук соотносится с определенным цветом: [а] — синий, [и] — зеленый, [о] — красный. Затем просит ребенка повторить звуки в той же последовательнос­ти, нажимая на каждую мозаику, обращая его внимание на то, что цвет мозаик разный и звуки различные.

Усложнение. Вначале взрослый, произнося звуки, четко артикулирует. Затем закрывает губы экраном или произно­сит звуки, стоя за спиной ребенка.

Примечание. Вместо мозаики на дальнейших занятиях мож­но использовать различные геометрические фигуры, счетные палочки, природный материал — листья, шишки и др.

Занятие 41

Цели: обогащение лексического запаса новыми звукопод­ражаниями би, бом, бай-бай, бобо; развитие слухового внима­ния.

Оборудование: картинки; счетные палочки. Порядок действий. Упражнение в соотнесении звукопод­ражания с картинкой. Взрослый раскладывает серию картинок (барабан, машина, девочка спит, мальчик болеет), пред­лагая ребенку озвучить их.

— Как гудит машина? (Би-би.)

— Как звучит барабан? (Бом-бом.)

— Как баюкаем девочку? (Бай-бай.)

— У мальчика горлышко болит. (Бобо.) Примечание. Если ребенок затрудняется в подборе слов-заместителей, взрослый дает образец звукоподражания.

Варианты

1. Картинки перемешивают, одну прячут (затем две). Взрос­лый спрашивает, каких картинок нет. Ребенок произносит соответствующее звукоподражание.

2. Упражнение на включение слов-заместителей в стихо­творные тексты.

Взрослый, читая стихотворный текст, просит ребенка по­казать соответствующую картинку и произнести звукоподра­жание 2 раза:

С барабаном мы идем, Громко песенки поем: Бом-бом, бом-бом!

«Не поеду без бензина», — Гудит машина: Би-би, би-би! Маша-Маша, засыпай, Бай-бай, бай-бай!

Мальчик плачет и кричит:

«Ручка у меня болит», Бо-бо, бо-бо!

3. Упражнение на развитие слухового внимания. Взрослый просит:

— просигналь, как машина один раз, и положи одну палочку на стол (би);

— просигналь много раз и положи много палочек (биби-би-би-би );

— просигналь столько раз, сколько перед тобой палочек (один раз — много).

Примечание. Аналогичная работа проводится со звукопод­ражаниями бом, бай, бо.

 

Занятие 42

Цель: развитие межанализаторных связей на основе уп­ражнений в скоординированной работе речеслухового, двига­тельного и зрительного анализаторов.

Оборудование: бубен; барабан.

Порядок действий. Игра «Кулак — ладонь». Взрослый предлагает ребенку:

— сжимать пальцы в кулак; разжимая кулак, класть ладони на стол;

— когда удары бубна будут убыстряться, убыстрять свои дви­жения, если удары замедлятся, то движения должны быть медленными и плавными.

Варианты

1. Использование барабана, звуковой коробочки, погремушки за ширмой.

2. Изменение действий ребенка:

 

— пальцы сжаты в кулак — разжаты;

— движения головой попеременно вправо-влево.

3. Игра «Быстро — медленно» (проводится с группой
детей).

Дети ходят по комнате под удары барабана в любом на­правлении, меняя темп движений в зависимости от ритмич­ности ударов.

Занятие 43

Цель: развитие ритмично-интонационной стороны речи. Оборудование: магнитофон; мозаика.

Порядок действий. 1. Упражнение на развитие слухового и тактильного восприятия. Взрослый, выкладывая сплошную дорожку из деталей мозаики, произнося звукоподражание (слог) и нажимая пальцем на каждую, просит:

— слушай внимательно и нажимай также пальчиком на моза­ику;

— повтори этот ряд громко (тихо);

— а теперь мы запишем на магнитофон, как ты озвучиваешь эту дорожку: бибибибибибиби;

2. Упражнение на усвоение нового ритмического рисунка.

Взрослый выкладывает синкопированную дорожку из мо­заики (с пропуском через одну) и произносит слог, нажимая пальцем на деталь мозаики, молчит, нажимая на пропуск:

би-би-би-би-би;


— повтори так же, и мы запишем на магнитофон, как ты озвучиваешь эту дорожку.

Вариант. Упражнение на уточнение и соотнесение слухо­вых образов ритмических дорожек. Взрослый просит послу­шать магнитофон и подобрать к озвученной дорожке нужную дорожку из мозаики. Ребенок выбирает сплошную или син­копированную дорожку.

Усложнение. Постепенно ритмичность чередования мозаи­ки усложняется: бибибиби-бибибиби.

 

Занятие 44

Цель: развитие скоординированных действий ритмико-ин­тонационной и двигательной активности ребенка.

Оборудование: магнитофон; набор кружочков; мозаика; по­лоски бумаги.

Порядок действий. 1. Упражнение на узнаваемость рит­мических рисунков. Взрослый, показывая ребенку карточку-табличку с изображенными на ней кружками, просит:

— посмотри, послушай и запомни, как нужно говорить по этой схеме. Если два кружочка нарисованы рядом, хлопать нужно 2 раза подряд; если между кружочками пусто, нуж­но молчать, соблюдая паузу;

— отхлопай ритмический рисунок;

— послушай, как это прозвучит на магнитофоне:

2 хлопка — пауза; 1 хлопок — пауза; 2 хлопка.

2. Упражнение на выкладывание схемы ритма. Взрослый предлагает ребенку набор кружочков (или мозаик) одного цвета и просит:

— внимательно слушай и выложи из своих кружочков на по­лоску бумаги тот ритм, который я отхлопаю. Например, 2 хлопка — пауза; 2 хлопка — пауза; 1 хлопок.

Ребенок соответственно выкладывает: ОО ОО О Примечание. Вместо кружков можно использовать различ­ные геометрические фигуры, счетные палочки, пуговицы и др.

Вариант. Упражнение на дифференциацию ритмических рисунков. Взрослый дает ребенку две карточки-таблички с ритмическими рисунками и предлагает:

— послушай диктофон внимательно и догадайся, ритмичес­кий рисунок какой карточки звучит. Подними эту карточ­ку вверх.

 

Занятие 45

Цель: отработка навыка скоординированных действий ре-чеслухового и двигательного анализаторов.

Оборудование: карточки-таблички со схемой ритма; маг­нитофон; мозаика; картинки.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение графичес­ких схем и ритмических цепочек.

Взрослый дает ребенку карточку-табличку со схемой рит­ма и предлагает:

— произнеси слово бом, ориентируясь на схему. Затем дает ребенку 2—3 карточки-схемы и просит:

— послушай магнитофон и подбери нужную карточку;

— выбери из предложенных карточек одну и отхлопай ее так, чтобы я догадалась, что ты выбрал.

Варианты. Взрослый дает задания.

— Придумай и выложи из фишек (мозаики) свою схему рит­ма.

— Выбери любую картинку (картинки перевернуты — бара­бан, машина, мальчик болеет, девочка спит ... и т.д.), и скажи звукоподражание по своей схеме. Примечание. В дальнейшем ребенок учится воспроизводить

заданный ритмический рисунок отстукиванием кулаком по столу, на барабане, звуком колокольчика, отстукиванием мяча об пол. Схема ритма постепенно усложняется. Например:

биби — пауза; би-би-би — пауза; би пауза; би-би.

Занятие 46

Цель: развитие фонематического восприятия на основе уп­ражнений на узнавание и различение звукоподражательных слов ав, фу.

Оборудование: большая и маленькая игрушечные собачки.

 

Порядок действий. 1. Игра «Собачка». Взрослый, показы­вая ребенку игрушечную собачку, предлагает послушать, как она лает: ав-ав-ав! Ребенок вместе со взрослым, а затем само­стоятельно повторяет, как лает собачка. Затем взрослый ста­вит на стол пустую коробку, «подводит» собачку к коробке, та «пытается залезть» в нее. Взрослый, грозя собачке паль­цем, строго говорит: «фффу. ффу, нельзя!» Когда собачка еще раз «пытается залезть» в коробку, ребенок самостоятельно повторяет запрет: ффу. ффу-

Затем взрослый спрашивает:

— как лает собачка?

— как мы говорим собачке «нельзя»?

2. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса. Взрослый показывает большую и маленькую игрушечные собачки и объясняет:

— маленькая собачка лает тихо: ав-ав, большая — громко. Маленькой собачке говорим: «ффу, нельзя!» тихим голосом, а как скажем это большой собачке?

— как лает маленькая (большая) собачка?

— как скажем «нельзя» маленькой (большой) собачке? Варианты

1. Когда услышишь, как лает маленькая собачка, подними
ее вверх, а когда будет лаять большая собачка, посади ее на
стульчик.

2. Когда услышишь фу — хлопни в ладоши.
Взрослый произносит цепочку слогов: ма, му, би. фу (хло-
пок), ав, ам, фу (хлопок) и т.д.

Занятие 47

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражаний му. мяу.

Оборудование: картинки; кусочки меха и кожи; блюдце с молоком; травка.

Порядок действий. 1. Упражнение на соотнесение звуко­подражания с картинками.

Взрослый показывает две картинки (кошку и корову) и спрашивает:

— как говорит кошка? корова? спрячь кошечку (ребенок закры­вает ладошкой картинку с указанным изображением);

— кого нет? как она говорит? (Прячет одну из картинок.)

 

2. Упражнение на развитие тактильного восприятия. Взрос­лый показывает кусочки меха и кожи и спрашивает:

— потрогай кусочки и определи, чья это шкурка? Как го­ворит это животное?

Взрослый показывает блюдце с молоком и травку:

— чья это пища?

— как говорит это животное?

— выбери предметы, которые относятся к корове (кожа, травка).

Варианты

1. Упражнение на включение слов в тексты с использова-
нием двигательных опор.

Взрослый просит.

— Я покажу два движения, а ты догадайся, кто как ходит:

— мяу — попеременно поглаживает руками по поверхности стола;

— му — попеременно руками, сжатыми в кулаки, стучит по столу;

— покажи, как ходит кошечка (корова);

— какими маленькими словами пользуются эти животные?

2. Отработанные звукоподражания включаются в стихо-
творные и повествовательные тексты с одновременными дви-
жениями рук.

«Му-му!» (движение) Молока кому?

Ой, бычок, ты, бычок

Золотистый бочок.

Не бодайся, не мычи,

Ты иди, не топочи!

Му-му! Му-му! (движения)

Сидит на окошке

Маленькая кошка:

Мяу-мяу! Мяу-мяу! (движение)

«Мяу-мяу!» (движение)

Кот пищит:

«У меня живот болит!»

Взрослый дает задания.

— Жила-была корова. Она говорила... (ребенок отвеча­ет). К ней пришла кошечка и сказала ... . Корова с пей поздоровалась .... Кошечка попросила у коровы молока ....

 

Занятие 48

Цель: развитие слухового внимания и ритмико-интонаци-онной стороны речи.

Оборудование: кусочки меха и кожи; две щетки с мягким и жестким ворсом.

Порядок действий. Упражнение в уточнении слуховых об­разов слогов.

Взрослый произносит цепочку из трех слогов и предлагает ребенку повторить их в той же последовательности: ма-му-мо ми-маму мо-ми-ма Варианты

1. Упражнение в фонематическом анализе. Взрослый про-

сит:

— как только ты услышишь, как мычит корова (му), «пой­май» слог, т.е. хлопни в ладоши: ма му (хлопок) — мо-ма-му (хлопок) — мимо;

— когда услышишь голос коровы, подними вверх кусочек кожи, голос кошечки — кусочек меха.

2. Упражнение в слуховой дифференциации слов му—мяу. Взрослый дает задания.

— Когда услышишь, как говорит кошечка, подними руки вверх, как говорит корова — руки в стороны. Ма-ам-му (руки в стороны), ми-мяу (руки вверх). Усложнение. Взрослый закрывает губы экраном и предла­гает ребенку:

— когда услышишь голос коровы, подними вверх кусочек кожи, голос кошечки — кусочек меха.

Упражнение на смену темпа:

— скажи ма-ма-ма быстро, хлопая по мягкой щеточке, му-му-му — медленно, хлопая по жесткой щетке.

Занятие 49

Цель: формирование коммуникативной функции на основе использования звукоподражательных слов оп, пи, пу. Оборудование: игрушки; картинки.

Порядок действий. Упражнение на соотнесение звукопод­ражания с картинкой. Взрослый последовательно предъявля­ет ребенку картинки (игрушки) и дает образец звукоподра­жания: мышка — пи-пи-пи, пистолет — пупу, мяч — оп-оп. Затем задает вопросы.

 

— Покажи, что стреляет? Как?

— Как прыгает мяч?

— Как пищат мышки? Просит:

— проводи пальчики к мышке (мячику, пистолету). Ребенок проводит рукой по направлению к заданной кар­тинке.

Вариант. Упражнение на включение слов-заместителей в стихотворные тексты с адекватным имитирующим действи­ем.

Взрослый просит.

— Я покажу движения, а ты догадайся, кому они принадле­жат и подними вверх соответствующую картинку:

— пу — пальцы сжаты в кулак, указательный палец вытянут вперед;

— оп — движения раскрытой ладонью сверху вниз (как пры­гает мячик);

— пи-пи — руки согнуты в локтях, прижаты к туловищу, кисти рук на уровне груди.

Взрослый спрашивает.

— Как стреляет пистолет?

— Как прыгает мячик?

 

— Как пищат мышки? Просит:

— произнеси нужное слово и покажи нужное движение.

Маленькие мышки, Серенькие шубки, Длинные хвосты, Пищат: пи-пи-пи\

Пистолет пугает мух. Говорит он громко: «Пух!»

Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? «Оп-оп, оп-оп!»

Занятие 50

Цели: формирование понятия об ударном звуке (слоге); выделение ударного звука (слога) из ряда (на материале изу­ченных звукоподражаний); развитие точности и силы двига­тельных кинестезии.

Оборудование: таблички с изображением схемы ритма; раз­личные по ворсу щетки.

Порядок действии. Взрослый, произнося цепочку звуков, ударный интонирует (произносит с большой силой и длитель­ностью), обращая на это внимание ребенка. Затем просит его назвать ударный (самый громкий) звук в предлагаемой це­почке.

Примечание. Вначале используются цепочки, состоящие из двух-трех звуков, затем количество звуков, а потом и слогов, увеличивается. Ребенок длительно и протяжно произносит ударный звук.

Пример звуковых и слоговых цепочек (ударный выделен прописной буквой) по мере усложнения:

а)аУ б)аОу в) а о У и

Ои Уиа иОау

Иа иаО Уиао

 

г) ма-МО-му д) ба-бо-БУ-би е) ба-МА-фа

МУ-ма-ми БИ-ба-бо-бу фа-ма-БА

ми-му-МА бу-БА-би-бо ФА-ба-ма

и-бу-ба-БО ба-ма-ФА

ж) ба-ма-ФА-па па-БА-ма-фа БА-фа-па-ма фа-па-ба-МА

Варианты

1. Упражнение на развитие слухового внимания (с опорой
на тактильное восприятие).

Взрослый показывает ребенку карточку-табличку с изоб­ражением схемы ритма, на которой ударный звук (слог) обо­значен большим по размеру кружочком, и предлагает: — слушай внимательно и повтори слоги с одновременным от­стукиванием:

мама МА мама, оо О оооо

2. Выделение ударного звука (слога) с использованием
различных по ворсу щеток (ударный слог — жесткая щетка).

 

геоенок расставляет щетки соответственно звучанию це­почки:

ма (мягкая щетка); МА (жесткая щетка); ма (мягкая щетка).

Занятие 51

Цель: формирование коммуникативной функции речи на основе развития навыка использования звукоподражательных слов мэ, бэ.

Оборудование: картинки; магнитофон.

Порядок действии. Игра «Баран и козочка». Взрослый последовательно показывает ребенку картинки с изображе­ниями барана и козочки и дает образцы звукоподражания: бээ-э, мэ-ээ. Затем задает вопросы.

— Как говорит баран?

— Как говорит козочка?

Обращает внимание на то, что у них есть рога:

— у барана вот такие (производит круговые движения рука ми, сжатыми в кулаки, вокруг ушей);

— у козочки вот такие (указательные пальцы обеих рук под­няты над головой ).

Ребенок повторяет действия взрослого, а затем самостоя­тельно воспроизводит звукоподражание в сочетании с движе­ниями рук к предложенной картинке.

Варианты

1. Упражнение на закрепление звуковых образов слов бз-мэ.

Взрослый предлагает:

— послушай магнитофон и подними вверх ту картинку, голос какого животного будет звучать: бэ-мэ-мэбэ-бэ.

2. Ритмико-интонационные упражнения:

— послушай внимательно и повтори так же, выделяя ударное слово голосом и сопровождая каждое произнесенное слово движениями рук:

бэ-бэ-БЭ; МЭ-бэ-бэ; БЭ-мэ-мэ; бэ-МЭ-мэ.

Усложнение. Ребенок повторяет цепочку слов после про­слушивания магнитофонной записи.

 

Занятие 52

Цель: развитие восприятия артикуляционных укладов глас­ных звуков [а], [у], [о], [и], [э] на основе зрительно-кинесте­тических ощущений.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. Упражнение на развитие слуховой па­мяти и внимания.

Взрослый предлагает:

— послушай магнитофон и повтори звуки в такой же по­следовательности :

а у и: о э а;

э и а.

Затем взрослый демонстрирует движения, соответствую­щие каждому из звуков.

[а] — Исходное положение (И.п.) — руки впереди, вытя­нуты, ладони вверх. Произнося длительно звук а-а-а, руки разведи в стороны (движение по интенсивности — слабое).

[о] — И.п. — руки внизу, округло соединены. Произнося о-о-о, руки через стороны подними вверх и округло соедини над головой (движение по интенсивности — слабое).

[у] — И.п. — руки перед грудью, сжаты в кулаки. Произно­ся у-у-у, руки вытяни вперед (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).

[и] — И.п. — движения такие же, как в упражнении на звук [у]. Произнося и-и-и, сначала руки в стороны, затем за­веди их слегка назад с одновременным приподниманием на носки (движение по интенсивности — с незначительным мышечным напряжением).

[э] — И.п. — руки вытянуты вперед, ладони вверх. Произ­нося ээ-э, руки разведи, кисти рук слегка подними вверх и опусти на плечи, локти тоже чуть опусти (движение по ин­тенсивности — без мышечного напряжения).

Взрослый просит:

— называй звук на движение, которое я покажу;

— покажи движение, которое относится к звуку [о] ([а], [у],

[и], [э]);

— повтори звук, записанный на магнитофон, с одновремен­ными движениями руками.

Варианты. Игра «Угадай, кто так говорит?». Взрослый воспроизводит двигательные коды, соответствующие звуко­подражанию «ау», и просит ребенка:

— догадайся, кто так говорит, и назови это звукоподража­ние ( у а, иа).

Занятие 53

Цель: развитие восприятия артикуляционных укладов зву­ков [м], [ф], [в], [п], [б] на основе развития зрительно-кинес­тетических ощущений.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. По приведенной в предыдущем заня­тии схеме отрабатываются указанные выше звуки, которые оформляются в следующие движения.

[м] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти разведены в разные стороны, тыльная сторона кистей направлена на щеки. Произнося м-м-м, руки вытяни вперед (движение по интен­сивности — с незначительным мышечным напряжением).

[ф] — И.п. — руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, ладони сжаты в кулаки перед грудью. Произнося ф-ф-ф, руки отведи назад, не разгибая локтей (движение по интенсивнос­ти — с незначительным мышечным напряжением).

[в] — И.п. —пальцы рук подняты ко рту. Поочередно отве­ди их плавным движением руки при одновременном произ­несении в-вв (движение по интенсивности — слегка напря­женное).

[п] — И.п. — руки согнуты в локтях, локти опущены вниз, ладони на уровне груди, повернуты к себе. Произнося пп-п, встряхни кистями рук (движение по интенсивности — сла­бое).

[б] — И.п. — движения такие же, как при произнесении п-п-п. При произнесении б-б-б встряхни кистями рук, одно­временно наклоняя туловище вперед (движение по интенсив­ности — слабое).

Усложнение. Без интервала в движении и произношении переходить на звук а-а-а, выполняя движение, соответствую­щее произнесению этого звука, получая, таким образом, слог м-м-аа.

 

Занятие 54

Цель: развитие фонематического анализа и синтеза на ос­нове упражнений на узнавание и различение звуковых ря­дов.

Оборудование: магнитофон.

Порядок действий. Упражнение на развитие слуховой па­мяти и внимания.

Взрослый, произнося цепочку звуков (начиная с трех глас­ных), предлагает повторить ее: а у и длительно и протяжно. Затем просит:

— послушай, как прозвучат эти звуки на магнитофоне;

— повтори звуки в той же последовательности;

— какой звук был первый? (2-й, 3-й);

— повтори цепочку звуков еще раз;

— назови только 2-й звук.

При работе со знакомыми согласными [м], [ф], [в], [п], [б] звуки произносятся четко, с несколько утрированной артику­ляцией без призвука [э] (не ЭМ, не МЭ1):

м п б;

б п ф:

в м б.

Усложнения

1. Постепенно количество звуков в ряду увеличивается.

2. Звуки повторяются с движениями рук (см. занятия 52—

53).

Примечание. Формирование речедвигательного и речеслу-хового образа изолированных звуков проводится в конце вто­рого этапа в связи с особенностями развития детей с невроло­гическими нарушениями.

 

Развитие ассоциативных связей и сенсомоторики

Задачи

• Совершенствование слухового и зрительного внимания, слу-хоречевой памяти.

• Развитие артикуляционной моторики и чувства ритма.

• Зрительно-кинестетических ощущений.

• Слухового внимания с подключением предметных и графи­ческих визуальных опор (символами и схемами).

• Формирование умения делить слова на части с опорой на вспомогательные средства.

• Закрепление ритмико-интонационных параметров слова и понятия об ударном слоге.

• Уточнение представлений об изученных звуках, их акусти­ческих, артикуляционных и произносительных признаках.

• Формирование звукового анализа слога с опорой на зри­тельное восприятие.

• Определение позиции звука в слове (в начале, середине, конце слова) на слух и при самостоятельном произношении.

• Совершенствование звукослогового анализа слов, слухового внимания и памяти.

Указания по организации занятий

• Помните о главной направленности проводимого занятия.

• Приготовьте необходимые игрушки, картинки, аксессуа­ры, музыкальные инструменты, магнитофон.

• Систематически и целенаправленно расширяйте чувствен­ный опыт ребенка.

• Регулярно создавайте проблемные ситуации в повседнев­ной жизни.

• Задавайте ребенку вопросы, вовлекайте его в активный ди­алог.

• Поощряйте речевую и коммуникативную активность ребенка.

• Создавайте условия для непроизвольного употребления слова, содержащего заданный звук.

• Помните о том, что допускается использование «аналога» звука, не совпадающего полностью по своим акустическим и артикуляционным признакам с эталоном правильной речи, но четко противопоставленного всем остальным звукам.

• Заканчивайте задание прежде, чем оно надоест ребенку, своевременно переключив его на другую деятельность.

 

Занятие 55

Цель: формирование навыка фонетико-фонематического восприятия на основе упражнений в различении и узнавании слов-звукоподражаний со звуком [т] (звукоподражательных слов, имитирующих неречевые комплексы звуков).

Оборудование: картинки; магнитофон; большой и малень­кий кружки.

Порядок действий. Упражнение на развитие слухового вни­мания. Взрослый последовательно показывает ребенку картинки и называет их (поезд, часы, молоток). Потом произносит зву­коподражания, сопровождая их имитационными движениями:

тук-тук — движения кулаком сверху вниз;

туту — руки согнуты в локтях и прижаты к бокам, дви­жения рук вперед-назад;

тик-так — руки на бедрах, наклоны туловищем в сторо­ны (или наклоны головы попеременно к правому и левому плечу).

Затем взрослый просит ребенка поднять вверх тот предмет (картинку), звук которого он услышал:

— скажи, как звучат часы, как гудит поезд, как стучит моло­ток, а мы запишем тебя на магнитофон.

Варианты

1. Упражнение на соотнесение ритмического рисунка сти-
хов, текста с ритмом движения.

Взрослый побуждает ребенка произнести нужное слово и показать соответствующее ему движение.

Туту — вот поезд наш едет, колеса стучат:

Туту, туту, туту!

А в поезде этом ребята сидят:

Туту, туту, туту.

Тук-тук — строим, строим новый дом: Тук-тук — молотком.

Тик-так — наши часики стучат: Тик-так, тик-так.

2. Упражнение на закрепление характеристик силы голоса.
Взрослый спрашивает:

— как будут тикать большие часы? маленькие? (Интонацион­но выделяет слова большие, маленькие.);

— большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит тик-так в замедленном темпе), а маленькие часики тика­ют быстро (произносит тик так в ускоренном темпе). Усложнение. Ребенок после прослушивания магнитофон­ной записи должен догадаться, какие часы тикают — боль­шие или маленькие. Если большие, должен взять в руки боль­шой кружок.

Занятие 56

Цель: развитие слухового внимания, умения адекватно ис­пользовать лексические единицы (звукообразные слова) со звуком [д] (с двигательными опорами).

Оборудование: дудочки разного размера; полоски бумаги; геометрические фигуры.

Порядок действий. 1. Игра «Забьем гвоздь молотком». Ребенок, имитируя забивание гвоздя в стенку молотком, бьет кулачком о кулачок, произнося звук д-д-д, звонко, но без кри­ка. Звук не должен произноситься вместе с гласными, т.е. не дэ, не да.

2. Игра «Дудочка». Взрослый показывает ребенку дудоч­ку, дает образец звукоподражания и читает стихотворный текст, побуждая ребенка к проговариванию звукоподражания и имитированию игры на дудочке.

Ду-ду-ду. ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду. А я дудочку нашла И Ванюше отдала.

Вариант. Упражнения на развитие чувства ритма. Взрослый просит ребенка:

— положи на полоску бумаги столько кружочков, сколько раз ты услышишь звук дудочки: ду-ду-ду.

Затем дает ребенку табличку с изображением схемы ритма и просит сказать слог ду соответственно заданному ритму: ду­ду —- ду — дуду — ду.

Усложнение. Упражнение на закрепление характеристики силы голоса. Взрослый показывает ребенку большую и ма­ленькую дудочки и спрашивает:

— как играет большая дудочка?

— как

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.