Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Виды индикаций изображения на экране РЛС и особенности их использования

 

Радиолокационнная станция позволяет не только определять ме­сто судна, но и, что самое главное, видеть объекты, скрытые от визу­ального наблюдения.

Радиолокационная станция предназначена для обнаружения над­водных объектов и берега в условиях плохой видимости, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столк­новения судов. Кроме того, РЛС может применяться для определения маневренных элементов судна и обнаружения опасных метеорологиче­ских явлений (тайфунов, шквалов, снежных зарядов и т. п.).

В судовых РЛС в качестве индикатора применяется электронно­лучевая трубка (ЭЛТ) с круговым обзором. Индикатор кругового об­зора (ИКО) дает изображение окружающей надводной обстановки и позволяет определять расстояния до объектов и направления на них.

Изображение окружающей надводной обстановки на ИКО может иметь различный вид и различную ориентировку. На морских судах применяются ИКО с двумя видами изображения обстановки: в отно­сительном движении (ОД); в истинном движении (ИД).

При изображении обстановки в ОД место своего судна на ИКО (начало развертки) неподвижно, эхо-сигналы неподвижных объектов (островов, берегов, буев и т. п.) перемещаются на экране в сторону, обратную движению судна, со скоростью, равной скорости судна в масштабе экрана (рис. 17.1,а). Эхо-сигналы подвижных объектов пе­ремещаются по линиям относительного движения (ЛОД) с относи­тельной скоростью, являющейся результатом геометрического вычи­тания скорости судна-наблюдателя из скорости подвижных объектов. Этот вид изображения обстановки удобно применять для решения задач на расхождение с другими судами. Недостатком этого вида изо­бражения является нечеткость изображения береговых объектов из-за наложения их эхо-сигналов друг на друга при движении судна («размазывание» за счет послесвечения ЭЛТ).

При изображении обстановки в ИД место своего судна на ИКО (начало развертки) перемещается по экрану в направлении и со скоростью, которые соответствуют движению своего судна. В это же время эхо-сигналы неподвижных объектов на экране остаются на месте, а подвижных — перемещаются в направлениях, соответст­вующих их ИК, оставляя за собой следы — линии истинного дви­жения (ЛИД)

(рис. 17.1,b). Это достигается тем, что к относитель­ным скоростям движущихся объектов прибавляется скорость судна-наблюдателя. Данные о курсе и скорости своего судна вводятся в вычислительное устройство автоматически от гирокомпаса и лага или устанавливаются вручную. Возврат всего изображения и начала развертки в исходную точку, когда оно доходит до края ИКО или до определенного заданного положения (обычно не более 2/3 расстоя­ния от центра экрана), может осуществляться как вручную, так и автоматически. В режиме ИД пеленги и расстояния измеряют с по­мощью электронного визира. Этот вид изображения обстановки удобно применять при плавании в узкостях и стесненных водах. При этом исключается «размазывание» изображения неподвижных объектов. Однако решение задачи на расхождение с другими судами в ИД выполнять неудобно. Во-первых, послесвечение обычных ЭЛТ невелико, поэтому след эхо-сигналов встречных судов виден только при достаточно быстром перемещении. Установить по этим следам курсы судов можно только приблизительно, а скорости не­возможно. Во-вторых, ИД не позволяет быстро и достаточно точно определить степень риска столкновения, оцениваемую с помощью главных обстоятельств встречи: дистанции кратчайшего сближения Dкp и времени Ткp сближения на эту дистанцию.

Изображение на ИКО может быть ориентировано: относительно диаметральной плоскости (ДП) судна («по курсу»); относительно гирокомпасного меридиана («по норду»).

При ориентировке изображения «по курсу» на ИКО видна та­кая же картина взаимного расположения объектов относительно ДП судна, как и при непосредственном визуальном наблюдении (рис. 17.2,а). При этом отметка курса совпадает с направлением ДП судна и проходит через ноль азимутального круга. По этой шкале от­считывают курсовые углы на объекты.

При повороте судна отметка курса остается неподвижной, а изображение на ИКО смещается в сторону, обратную стороне по­ворота, на угол отворота (рис. 17.2,b). Этот вид ориентировки це­лесообразно применять при плавании в узкостях и при использо­вании РЛС для предупреждения столкновения судов. Следует иметь в виду, что при ориентировке «по курсу» рыскание судна приводит к смещениям изображения, а это неизбежно ухудшает его четкость, и его называют нестабилизированным. Применяется оно только для режима ОД.

При ориентировке изображения «по норду» на ИКО видна карти­на, похожая на изображение местности на морской карте. При этом ноль азимутального круга совпадает с направлением гирокомпасного меридиана По этой шкале отсчитываются пеленги на объекты и курс судна (рис.17.3). При повороте судна изображение на ИКО оста­ется неподвижным, а отметка курса перемещается в сторону поворо­та на угол поворота Таким образом, при поворотах и рыскании судна изображение будет сохранять свою стабильность, поэтому его назы­вают стабилизированным.

Ориентировку «по норду» целесообразно применять для опреде­ления места судна Следует иметь в виду, что этот вид ориентировки применяется для режимов относительного и истинного движения.

Недостаток ориентировки «по норду» — рассогласование в ориен­тировке картины на ИКО с наблюдаемой визуально с мостика судна, при которой нулем отсчета служит ДП судна Это особенно сказыва­ется при плавании в стесненных водах курсами, близкими к 180°, ко­гда отметка курса направлена вниз экрана

В некоторых современных РЛС применяется дополнительно тре­тий вид ориентировки, называемый «курс стабилизированный». При этой ориентировке отметка курса совпадает с направлением ДП судна и проходит через ноль азимутального круга Но при небольших изме­нениях курса, вызванных рысканием, или поворотах отметка курса со­ответственно изменяет свое положение, а изображение на ИКО остает­ся неподвижным. Благодаря этому изменение курса судна не приводит к «смазыванию» изображения, т. е. устраняется недостаток, свойственный ориентировке «по курсу». Этот вид ориентировки рекомендуется применять при плавании в узкостях и вдоль берегов в условиях силь­ного волнения и для решения задач на расхождение с другими судами.

Выбор правильного вида ориентировки имеет большое значение для безопасного плавания, особенно в узкостях. Примером непра­вильного выбора и применения ориентировки ИКО, являющихся непосредственной причиной аварии, может быть случай, произо­шедший в 1964 г.

Судно вошло в пролив Босфор с севера, при этом судоводители ос­тавили ориентировку ИКО «по норду» (рис. 17.4,а, б). Отметка курса была выведена (пунктирная линия на рис. 17.4,6). Видимость вначале была хорошей, и проводка судна осуществлялась лоцманским методом. Однако когда судно подошло к месту поворота (см. рис. 17.4, о), види­мость резко ухудшилась и судно оказалось в полосе тумана Лоцман подошел к ИКО, увидел изображение, показанное на рис. 17.4Д и, не зная, что экран ориентирован «по норду», а отметка курса выведена, дал команду о повороте вправо, что и привело к посадке судна на мель.

Очевидно, что в данной ситуации (узкость, судно следовало в юж­ном направлении) ориентировку ИКО следовало бы иметь «по курсу» (рис. 17.4, в).

Масштаб изображения обстановки на экране РЛС можно изме­нять переключением ИКО на соответствующую шкалу дальности. Так как на одном и том же экране при меньшей шкале границе экра­на будет соответствовать меньшее расстояние, то окружающие судно объекты, находящиеся в пределах данного расстояния, будут видны крупнее, т. е. масштаб будет больше. Выбор той или иной шкалы дальности зависит от условий плавания.

Изображение местности на экране весьма сходно с картой. Однако иногда опознание объектов наблюдений может быть затруднитель­ным вследствие искажений. Судоводитель должен знать причины искажений и систематически тренироваться в расшифровке изобра­жения местности на ИКО.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.