Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Игры на развитие мышления

 

Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация).
Выделяют три вида мышления:
1) с помощью манипулирования предметами
2) с помощью представлений предметов, явлений
3) с помощью понятий, слов, рассуждений
Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи.
На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме.
К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников.
Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.
Кто что любит?
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить".
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнюю картинку
Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
Отвечай быстро
Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.
Говори наоборот
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
Бывает-не бывает
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.
Скорость мышления
Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
Сравнение предметов
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
Угадай по описанию
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Кто кем будет?
Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д.
Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.
Разложи по порядку
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.

 

 

Тема 42. Мыслительные операции сравнения и обобщения в учебнойдеятельности младших школьников Цель исследования - выявить особенности протекания процессов сравнения иобобщения. План 24 1. Понятие о мышлении и мыслительных операциях.2. Особенности проявления и развития операций сравнения и обобщения вучебной деятельности школьников (показать на примере обучения по одному-двум предметам).3. Методики изучения процессов сравнения и обобщения в младшем школьномвозрасте.4. Результаты исследования и их анализ.5. Управление формированием приемов сравнения и обобщения в учебнойработе учащихся начальных классов. Методика "Четвертый лишний" Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с десятью рядами слов типа:1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.3. Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.5. Река, мост, озеро, море.6. Бабочка, линейка, карандаш, ластик.7. Добрый, ласковый, веселый, злой.8. Дедушка, учитель, папа, мама.9. Минута, секунда, час, вечер.10. Василий, Федор, Иванов, Семен.("Лишние" слова выделены курсивом). Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое,которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1балл, за неправильный - 0 баллов.10 - 8 баллов - высокий уровень развития обобщения;7 - 5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделитьсущественные признаки предметов;4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо. Методика "Сравнение понятий" Цель: изучение развития операции сравнения. Оборудование: пары слов. 25 Утро - вечер яблоко - вишнякорова - лошадь лев - собакалетчик - танкист ворона - воробейлыжи - коньки молоко - водатрамвай - автобус золото - сереброрека - озеро сани - телегавелосипед - мотоцикл воробей - курицасобака - кошка дуб - березаворона - рыба сказка - песнялев - тигр картина - портретпоезд - самолет лошадь - всадникобман - ошибка кошка - яблокоботинок - карандаш голод - жажда Порядок исследования. Испытуемому называются два слова, обозначающие теили иные предметы или явления и просят сказать, что общего между ними и чемони отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все времястимулирует испыуемого в поиске возможно большего количества черт сходстваи различия между словами пары: "Чем еще они похожи?", "Еще чем?", "Чем ещеони отличаются друг от друга?", "Еще чем?". Можно выделить три категориизадач, которые применяются для сравнения и различения понятий (А.Р. Лурия).Во-первых, испытуемым даются слова, явно относящиеся к одной категории(например, "лошадь - корова"). Во-вторых, предлагаются два слова, у которыхобщее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем впредыдущем случае (например, "ворона - рыба"). Третья группа задач ещесложнее - это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта,где различия выражены гораздо больше, чем сходства (например, "всадник -лошадь"). Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степенитрудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов,от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию. Обработка и анализ результатов. Количественная обработка заключается вподсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства иразличия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в томслучае, когда школьник назвал более 20 черт, средний - 10-15 черт, низкий -менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учитывать, какие чертыотметил учащийся в большем количестве - черты сходства или различия, частоли он употреблял родовые понятия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.