Мышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация). Выделяют три вида мышления: 1) с помощью манипулирования предметами 2) с помощью представлений предметов, явлений 3) с помощью понятий, слов, рассуждений Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3-4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые разные практические задачи. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форма мышления - наглядно-образное. Оно характеризуется тем, что ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий. Это позволяет ребенку, например, использовать схематические изображения или считать в уме. К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий. Однако оно не является ведущим у дошкольников. Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развивают у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Кто что любит? Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагают всех "накормить". Назови одним словом Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты. Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ... Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Найди лишнюю картинку Развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков. Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил. Найди лишнее слово Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры: Старый, дряхлый, маленький, ветхий Храбрый, злой, смелый, отважный; Яблоко, слива, огурец, груша; Молоко, твогог, сметана, хлеб; Час, минута, лето, секунда; Ложка, тарелка, кастрюля, сумка; Платье, свитер, шапка, рубашка; Мыло, метла, зубная паста, шампунь; Береза, дуб, сосна, земляника; Книга, телевизор, радио, магнитофон. Чередование Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д. Отвечай быстро Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета. Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты. - назови слова, относящиеся к спорту. - назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт. Говори наоборот Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д. Бывает-не бывает Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить. Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д. Скорость мышления Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО. Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности. Сравнение предметов Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?" Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам. Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня. Угадай по описанию Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный. Кто кем будет? Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос. Разложи по порядку Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам. Отгадывание небылиц Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает. Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался? Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его. Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Тема 42. Мыслительные операции сравнения и обобщения в учебнойдеятельности младших школьников Цель исследования - выявить особенности протекания процессов сравнения иобобщения. План 24 1. Понятие о мышлении и мыслительных операциях.2. Особенности проявления и развития операций сравнения и обобщения вучебной деятельности школьников (показать на примере обучения по одному-двум предметам).3. Методики изучения процессов сравнения и обобщения в младшем школьномвозрасте.4. Результаты исследования и их анализ.5. Управление формированием приемов сравнения и обобщения в учебнойработе учащихся начальных классов. Методика "Четвертый лишний" Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с десятью рядами слов типа:1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.3. Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.5. Река, мост, озеро, море.6. Бабочка, линейка, карандаш, ластик.7. Добрый, ласковый, веселый, злой.8. Дедушка, учитель, папа, мама.9. Минута, секунда, час, вечер.10. Василий, Федор, Иванов, Семен.("Лишние" слова выделены курсивом). Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое,которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. Обработка и анализ результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1балл, за неправильный - 0 баллов.10 - 8 баллов - высокий уровень развития обобщения;7 - 5 баллов - средний уровень развития обобщения, не всегда может выделитьсущественные признаки предметов;4 и менее баллов - способность к обобщению развита слабо. Методика "Сравнение понятий" Цель: изучение развития операции сравнения. Оборудование: пары слов. 25 Утро - вечер яблоко - вишнякорова - лошадь лев - собакалетчик - танкист ворона - воробейлыжи - коньки молоко - водатрамвай - автобус золото - сереброрека - озеро сани - телегавелосипед - мотоцикл воробей - курицасобака - кошка дуб - березаворона - рыба сказка - песнялев - тигр картина - портретпоезд - самолет лошадь - всадникобман - ошибка кошка - яблокоботинок - карандаш голод - жажда Порядок исследования. Испытуемому называются два слова, обозначающие теили иные предметы или явления и просят сказать, что общего между ними и чемони отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все времястимулирует испыуемого в поиске возможно большего количества черт сходстваи различия между словами пары: "Чем еще они похожи?", "Еще чем?", "Чем ещеони отличаются друг от друга?", "Еще чем?". Можно выделить три категориизадач, которые применяются для сравнения и различения понятий (А.Р. Лурия).Во-первых, испытуемым даются слова, явно относящиеся к одной категории(например, "лошадь - корова"). Во-вторых, предлагаются два слова, у которыхобщее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем впредыдущем случае (например, "ворона - рыба"). Третья группа задач ещесложнее - это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта,где различия выражены гораздо больше, чем сходства (например, "всадник -лошадь"). Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степенитрудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов,от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию. Обработка и анализ результатов. Количественная обработка заключается вподсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства иразличия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в томслучае, когда школьник назвал более 20 черт, средний - 10-15 черт, низкий -менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учитывать, какие чертыотметил учащийся в большем количестве - черты сходства или различия, частоли он употреблял родовые понятия.