Основные школы, направления и теории культурологии
Любое общество не может существовать без культуры, но необходимо понимать, во-первых, что представляет собой культура как явление общественной жизни, во-вторых, как она осознаётся, понимается в мышлении, становясь важнейшим фактором мотивации деятельности человека. Само понятие культуры происходит от латинского colere, что значит прочитать, то есть первоначально это слово было связано с пониманием обработки и ухода за землёй, с тем, чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человека. В переносном смысле культура-совокупность телесных и духовных склонностей и способностей человека. Соответственно существует культура тела, души, духовная культура, а в самом широком смысле, культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа, группы народов, то есть культура - это воплощение нового на земле, которое является результатом человеческой деятельности и способствует совершенствованию в человеке его сущности. История развития культуры всегда была связана с развитием самого общества. В римской империи под культурой понималась придание объектам качеств, которые удовлетворяли бы человеческие потребности, и поэтому известные нам семь чудес света считались как высшим достижением человеческой созидательной деятельностью. Уже в позднем Риме понимание культуры появляется новый аспект, а именно культура - этого возделывание души, и достигается это через приобщение наивысших достижений человека созидательной и творческой деятельности. Культура доставляет человеку достойный образ жизни, что и отличает античный мир от варварства. В селение века(2-15 века) считаются иногда тёмными веками, потому что господствующей формой здесь была религия, которая давала свою систему ценностей, она вдалбливала в голову прихожан свою картину мира и здесь меняется и содержание слова культура, оно начинает переводится не только как возделывание земли, но и как почитание, то есть поколение богами. Это не случайно, потому что античные боги олицетворяли природные силы, стихи, за каждой этой силой стоял свой бог, поэтому возделывание земли есть одновременно и почитание богини земли. И само слово культура начинает переводится как культ, то есть почитание бога, а именно совершенствование души было возможно на пути совершенствования души человека. Эпоха возрождения вносит новые акценты в христианское понимание человека. Человек являлся венцом божественного творения, но возвышение человека - это заслуга высшей воли, усилий, и поэтому человек наделён богом разумом, свободой выбора пути, по которому он пойдёт. И если раньше религия понимала человека как ущербного проклятого за свой выбор, то в эпоху возрождения человек начинает пониматься как творец, он несёт ответственность перед богом за проявление своей сущности в земной жизни. Это мощный импульс к интенсивному развитию культуры. В новое время (16-17века) это время утверждения нового строя, а именно буржуазного, считавшего, что феодальные отношения не способствали развитию сущности человека. А капитализм утверждает на вечные времена, ибо он соответствует неизменной природе и сущности человека. Культура начинает пониматься в двух смыслах: во-первых, это господство над природой с помощью знаний и ремёсел, то есть культура - это материальная созидательная деятельность людей, достижение человеческой деятельности, существующая как над личностная сила в структуре общества.
Культура связывается с духовным богатством личности, именно с ним и связывалась сущность культуры. 18 век - эпоха просвящения. Культура начинает выступать как инструмент совершенствования человека, как цель, придающая смысл истории. В это время в языке науки, философии, наряду с понятием культура, сопрягается понятие цивилизация, которая характеризует исторические формы культуры как меры и способ развития универсальных сил с формами его социальной организации. Культура - определённая система нравов, технологий в сочетании с их классовой структурой общества. Посвятители обращают внимание на глубокое противоречие между разумом и силой, а главное способностью человека и невежеством большой части это общество. Например, Жан Жак Руссо критикует цивилизацию. Он рассматривает культуру не как положительную ценность, а способствующую ухудшению нравов, поэтому он идеализирует естественное состояние и предлагает восстановить человеку гармонию с самим собой и вернуться назад к природе. Философия жизни, это такое направление, которое рассматривало культуру как специфическая, загадочная форма жизни, ибо здесь проявляли действует душа, и поэтому изучить культуру можно только в рамках науки о духе и с помощью методов герменевтика, то есть понимание текста, которым живёт человек. Фрейд считал, что человек состоит из тех сфер: 1. Оно - сфера бессознательного, которое есть появление животных инстинктов; 2. Я - сфера сознательного, но психическая жизни человека; 3. Сверх Я - нормы, традиции, правила, запреты, которые усваиваются человеком в процессе социализации и становятся контроллером в его центре собственных поступок (совесть). Человеческие поступки мотивируется нашим Я и Сверх Я. Человек, находясь между желанием и должным сам должен выбрать, по какому пути будет осуществляться его будущее. У него есть три возможности: 1. Удовлетворение по принципу наслаждения, то есть жить бессознательным инстинктом; 2. Жить по принципу долга, значит подчинить все свои чувства, желания; 3. Путь сублимации - перевод животных инстинктов в нормированные обществом формы творческой деятельности. Культура обеспечивает приспособление человека, к меняющимся природным условиям, она способствует всем удовлетворению естественных потребностей и поэтому культура всегда носит невротический характер, она несёт в себе репрессивную функцию, и поэтому "чем больше развита культура, тем больше несчастнее человек".