Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ранние культовые центры



Лекция № 3

Культура Древнего Двуречья

 

На территории Передней Азии в течение тысячелетий одни народы приходили на смену другим, зарождались и распадались царства. Эти древние культуры, стиснутые узким пространством Месопотамии, соприкасались и взаимно обогащались и в то же время развивались совершенно независимо одна от другой.

Пять тысяч лет назад на территории Месопотамии была создана государственная организация общества, построены величественные храмы и усыпальницы, возведены города с надежными крепостны­ми стенами, изобретена письменность и создан свод законов. Все эти достижения народов трех государств — Шумера, Ассирии и Ва­вилона — были подготовлены всей предысторией человечества.

Шумерская цивилизация

 

Между Тигром и Евфратом простирается широ­кая плодородная долина, которая и стала колыбелью мировой куль­туры. Греческое название этой земли — Месопотамия — означает «земля между двумя потоками». На русский язык это переводится как «Междуречье» или «Двуречье». Культура народов Месопота­мии имеет мировое значение, поскольку именно она дала первый толчок культурным процессам, которые были развиты в дальней­шем другими народами.

Шумер – древнее название южной Месопотамии, границы которой тогда лежали примерно на 100 миль севернее, чем теперь.

Территория Шумера была заселена, по-видимому, с незапамятных времен. Откуда пришли шумеры в Двуречье, неизвестно. Загадка про­исхождения этого народа до сих пор не разгадана. В отличие от своих соседей на юго-западе – семитов, народ, насеявший эту страну, вероятно, принадлежал к кавказскому типу, как и его северные соседи - эламиты, жившие на другом берегу реки Тигр. У ученых до сих пор нет единого мнения о том, когда именно шумеры – т.е. народ, который говорил на языке, позже получившем название шумерского, - пришли на эти земли. Вероятно, они появились здесь примерно в 4000 г. до н.э. Точно известно, что уже в 3200 г. до н.э. на юге Месопотамии находились поселения оседлых шумеров-земледельцев.

Жители Шумера ловили рыбу, охотились на диких зверей и водоплавающих птиц на реках и на болотах. Они питались финиками и другими съедобными дикорастущими растениями. Это население жило в хижинах, сооруженных из тростника. Такие хижины были изображены на печатях шумеров более позднего времени. Традиция возведения этих домов сохранялась довольно долго. Земледельцы, которые продвинулись, по-видимому, с севера, распространили здесь приемы ведения ирригации. К концу 6 тыс. до н.э. они освоили плодородные земли по берегу Евфрата.

В середине 4-го тысячелетия до н. э. они жили еще в каменном векепозднем неолите. В обиходе шумеров были многочисленные инструменты, орудия и оружие, изготовленные из кремня и мрамора, твердых пород дерева (например, ливанского кедра), рогов и костей, трос­тника, высушенной травы, кож диких и домашних животных. Они были искусными мастерами по изготовлению сосудов из черной керамики. Шумеры освоили и побережье, и равнину, основали города, построили храмы, проложили каменные дороги, вырыли колодцы и оросительные каналы. К 3000 г. до н. э. шумеры освои­ли обработку металлов. Это было начало бронзового века.

 

Ранние культовые центры

 

Шумерская цивилизация имеет глубокие корни. В течение долгого времени этот народ по образу жизни мало, чем отличался от своих соседей. Шумеры жили в деревнях, у них было несколько важных, постоянно действующих культовых центров.

Один из них в месте под названием Эриду, вероятно возник в 5 тыс. до н.э.. Месопотамская мифологическая традиция связывает основание Эриду с началом мировой истории. Раскопки подтвердили, что здесь, действительно, самое раннее поселение шумеров, относящееся к так называемому убейдскому периоду. Его основание произошло еще в раннеубейдское время.

В позднеубейдский период здесь возникает храм, имеющий, согласно шумерским традициям, трехчастную планировку и возведенный на платформе. Поверх этих сооружений на протяжении длительного периода времени были возведены несколько уровней разнообразных культовых сооружений. Однако изначально храмовый комплекс представлял собой простое помещение, где располагался столик для пожертвований.

Покровителем Эриду был бог Энки, божество земли и воды, покровитель науки, учения и искусств. Мудрый и добрый Энки создал людей, чтобы те могли служить богам, благодаря его заботам часть людей смогла выжить во время Потопа.

Кроме того, в результате раскопок в Эриду были открыты облицованные кирпичом могилы, принадлежавшие жителям города. Среди погребального инвентаря в этих могилах встречены керамические сосуды, иногда глиняные фигурки или погребальная пища, например рыба.

 

В целом первые государства на Востоке имели небольшие размеры и возникали в виде объединений вокруг храмов. В такое государ­ство входили одна или несколько общин, занимавших пригод­ный для обработки кусок земли. Позже такие сообщества ста­ли называть номовыми государствами(от греч. «ном» — наи­менование основной административной единицы).

Ном обычно имел центр в виде храма главного местного божества, вокруг селилась администрация, сооружались склады для хранения запасов, мастерские ремесленников. Все эти постройки для бе­зопасности обносились крепостной стеной. Так образовывался город как центр маленького государства.

Процесс возникнове­ния древних городов иногда называют «городской революци­ей». Сами города являлись важнейшим проявлением цивилиза­ции. Раскопки таких поселений свидетельствуют о развитом ре­месле, знакомстве с гончарным кругом, металлургией, ткачест­вом, принципами архитектуры и монументального строительст­ва. В отличие от Египта, Шумер никогда не был единым централизованным государством. Он состоял из нескольких городов-государств: Убейд, Урук, Джемдет-Наср. Города то объединялись, то враждовали между собой. Плен­ных, захваченных в ходе войны, превращали в рабов. Шумерские города— одни из первых культурных центров в истории человечества.

 

История Шумера

 

В истории Шумера можно проследить 3 основных этапа.

Первый этап продолжался примерно с 3360 до 2400 гг. до н.э. – он именуется архаичным периодом. Летописи этих времен повествуют о войнах между городами – государствами, об их росте и упадке. В середине этого 900-летнего периода стали образовываться династии местных правителей. Первоначально шумерское общество имело более или менее демократическую основу, но со временем и с расширением владений стали появляться цари-властители иного склада, чем первые правители-жрецы. Возможно сперва это были военоначальники, которые не пожелали сложить свои полномочия. Некоторые из них основали династии правителей, сражавшиеся между собой. Затем стали появляться сильные личности – начинался новый этап истории.

Второй этап начался во время царствования Шаррумкена (в основном известного как Саргон I), правителя Аккада,страны, расположенной в центральной Месопотамии, к северу от Шумера. Ее жители говорили на аккадском (семитском) языке, который не был родственным языку, распространенному на юге, в Шумере.

Тем не менее, несмотря на эти различия, между культурами этих регионов существовали очень тесные связи, что, по-видимому, проявилось и в значительных языковых взаимодействиях.

Примерно 2334 г. до н.э. Саргон начинает завоевание Шумера. Саргон упразднил самостоятельность шумерских городов-государств и создал централизо­ванную империю со столицей Аккадом. Он именовал себя царем Шу­мера и Аккада. Так возникло первое в истории человечества семитское государство. Саргон правил Месопотамией 56 лет и во многом содей­ствовал развитию и распространению шумерской культуры.

Его дело продолжили сыновья Римуш и Маништушу, а также внук Нарам-Суэн. Некоторое время спустя, держава династии Аккаде (ее столица Аккаде до сих пор не локализована) владела территориями от Эблы и частично Анатолии на западе до центрального Ирана на востоке.

Морская торговля по Персидскому заливу вплоть до городов Индской цивилизации вытесняет осложнившуюся в этот период сухопутную торговлю, которая велась через Иранское плато. Тем не менее, в районах Ирана и по западным территориям, контролируемым Аккадом, торговые маршруты продолжали действовать.

Гегемония Аккадской империи продолжалась сравнительно недолго. Спустя 200 лет, в период правления сына Нарам-Суэна, развитие Шумера и Аккада было прервано вторжением гутианов — горцев, пришед­ших с северо-востока. Они овладели Шумером около 2200 г. до н.э..

С их вторжением начался третий этап в истории Шумера – «неошумерский этап». Многие города были превращены в развалины. Пал и Аккад. Лишь спустя 60 лет после вторжения шумерам удалось свергнуть власть горцев и воссоздать свое государство.

В конце 3-го тысячелетия до н.э. Шумер пережил новый куль­турный расцвет, известный как период III династии Ура. Центром Шумера стал город Ур. Ур был окружен каналом, соединенным с рекой Евфрат. Значение этого города было велико, т.к. он являлся основным шумерским портом, который связывал морские торговые пути из Персидского залива и торговые пути по рекам, ведущие к городам северной Месопотамии, например к городу Мари. В этот период здесь были сооружены царские гробницы, в искусстве прослеживается восхваление царя.

*** гробница царицы Пу-аби – около 2600 г. до н.э., гробница находилась в Царском некрополе Ура неподалеку от зиккурата Ур-Намму.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.