Преобладающий вид авторской речи – повествование, т.е. рассказ о событиях. Повествование можно классифицировать на несколько видов:
1. От 3-го лица (безличный рассказчик)
а) Всеведущий автор/omniscient author (автор эксплицитно выражает своё отношение к событиям и героям; знает и показывает читателю героев «изнутри», напр. «Война и Мир» Л. Н. Толстого).
б) Отстранённый, дистанционный автор (автор является наблюдателем по отношению к событиям и героям, показывает героев через внешние проявления).
в) Диалогический автор (напр., Ф. М. Достоевский: раскрывает внутренний мир героев, но не даёт оценки, в отличие от «монологического» автора, как, напр., Л. Н. Толстой).
2. От 1-го лица (о событиях рассказывает один из персонажей)
а) Рассказчик – главный герой (напр., «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Черный кот» Э. По, «Остров Сокровищ» Р. Стивенсон).
б) Рассказчик – второстепенный, но активный участник («Записки о Шерлоке Холмсе» А. К. Дойля).
в) Рассказчик – наблюдатель (может и не принимать участия в событиях, напр., «Луна и грош», «Острие бритвы» С. Моэма).
Ø РАССКАЗЧИК АВТОР. Бывают случаи, когда «я» рассказчика очень близко к реальному автору: совпадают библиографические факты, жизненный опыт, взгляды на жизнь и т.д. В таких случаях рассказчик может рассматриваться как аlter ego автора (напр., Э. Хемингуэй).
Ø Рассказчик может быть максимально отдален от автора, до полной противоположности: другой пол, другой возраст, эпоха, взгляды на жизнь, образование, напр., «Аристократка» М. Зощенко.
В такой ситуации может употребляться сказовая форма повествования или сказ.
Сказ – вид литературно-художественного повествования, стилизация речи для воспроизведения речи сказителя устных народных жанров или живой простонародной речи вообще. Характерная черта сказа – наличие рассказчика, не совпадающего с автором, стилистика речи которого не совпадает с современной литературной нормой.
Это создаёт иллюзию самостоятельности рассказчика по отношению к событиям и, как правило, характерно для малой формы. Напр., «Хорошая жизнь» И. А. Бунина. В произведениях средней и крупной форм сказ также может присутствовать в большей или меньшей степени, напр., «Над пропастью во ржи» Д. Сэлинджера, «Заводной апельсин» Э. Бёрджесса.