Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА В X – ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII ВВ

 

  1. Особенности древнерусской культуры:

· Развитие культуры непосредственно связано с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые характеризуют тот исторический период, который мы рассматриваем.

· Культура эпохи средневековья характеризовалась медленными темпами развития. Это связано с замедленностью всего исторического процесса.

· Для искусства средневековья характерно в целом анонимность. Это объясняется тем, что имя автора не важно, важен тот Божественный промысел, который он несет в своей работе.

· В периоде развития культуры в домонгольский период можно выделить два этапа:

культура Киевской Руси ( X - XI вв.)

культура периода раздробленности (XII – первая треть XIII вв.).

· В основе процесса формирования культуры древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточнославянских племен, и, с другой – христианская культура Византии. И та и другая оказали огромное влияние на развитие древнерусской культуры и можно сказать оказывают до сих пор.

  1. Грамотность и образование.

Киевская Русь была одним из самых грамотных государств средневековья. О существовании алфавита на Руси известно с Х в. Однако широкое распространение письменность получила после принятия христианства, благодаря, двум болгарским миссионерам Кириллу и Мефодию, появилась кириллица ( у славян существовал еще один алфавит – глаголица, его создание также частично связывают с именем Кирилла, но он получил меньшее распространение).

В Древней Руси писали на пергаменте (телячья или баранья кожа). Книги переплетались в кожу, богато украшались камнями и золотом.

В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы при монастырях. Грамотных людей было много, об этом свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты XI – XII вв. Это и частная переписка, деловые записи и т.д.

В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. Подобные собрания книг существовали при многих крупных монастырях и храмах.

  1. Литература и летописание.

Уже в XI в. начинается формирование древнерусской

литературы. Ведущее место среди литературных произведений занимают летописи. Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет» (ПВЛ) (датируется 1113 г.) возник в начале XII в. До нас дошел в двух редакциях, сложившихся в XIV – XV вв. Многие историки считают, что до его создания существовали другие летописные своды. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.

Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако это коллективный труд. Летопись была документом политическим и поэтому часто подвергалась переработкам. Когда к власти приходил новый князь.

В летописи нередко вставляли публицистические и литературные произведения.

Наиболее распространенная на Руси была переводная литература. До настоящего момента сохранилась 80 книг XI - XII вв. Самая древняя - «Остромирово евангелие» (1056-1057), получившее свое название по имени новгородского посадника Остромира, заказавшего его.

«Слово о законе и благодати» (40-ые гг.) литературный памятник, написанный киевским священником Илларионом. Главная идея – прославление Русской земли и ее князей.

«Поучение Владимира Мономаха» - единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданный государственным деятелем.

«Жития святых»- рассказы о жизни, страданиях или подвигах людей, канонизированных церковью. «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского ( созданные в XI в.) и др.

Особую группу памятников древнерусской литературы составляют – «Хождения», в которых описываются путешествия в Палестину, на Восток, в Византию. Одним из самых известных стало «Хождение игумена Даниила» (начало XII в.), в котором описывается путешествие в Палестину, Константинополь.

В конце XII в. (1185 г.) было создано знаменитое «Слово о полку Игореве». Основой этого сюжета стал неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев. Главная идея произведения – необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. Рукопись дошла в единственном списке, который погиб во время пожара 1812 г.

Более распространено было другое произведение – «Моление Даниила Заточника». Его автор жил во Владимирско-Суздальском княжестве и был по-видимому зависимым человеком князя или его дружинником. Он уповает на власть князя как на милость Божью. В то же время враждебно относится к боярству и презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Он также выражает тревогу об усобицах раздирающих Русскую землю.

  1. Архитектура.

Архитектура в этот период достигла наивысшего расцвета. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получает развитие с X в. , с момента принятия христианства..

Византийские строители приехали на Русь на следующий год после крещения, в 989 г., и за 6 лет построили первую каменную церковь – Богородицы, получившей название Десятинная (разрушена в 1240 г.).

Греки привезли на Русь не только технические навыки строительства, но и всю художественную систему. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.

До настоящего времени сохранилось более 60 храмов. При Ярославе Мудром построен собор Святой Софии (около 1037 г.) -13 куполов, внутри мозаика и фрески.

Вслед за Киевской Софией построена Новгородская (между 1045-1050) – пять куполов, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески.

Новгород: сокращается княжеское строительство, начинается период боярской республики. Последняя из княжеских построек Георгиевский собор Юрьева монастыря, храм Спаса на Нередице (1198), церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192), Параскевы Пятницы на Торгу (1207).

Владимир: парадный характер, утонченность и влияние романского стиля. Золотые ворота, Успенский собор (1158-1161), Дмитриевский собор (1194-1197), церковь Покрова на Нерли (1165).

Гражданская каменная постройка представлена несколькими крепостными сооружениями (Изборская крепость), каменными дворцами (несохранившимися – XII в. Боголюбово).

  1. Изобразительное искусство.

Софийский собор был украшен мозаиками (подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), Богоматери и апостолов), она имеет более 130 видов оттенков и фресками (в Киевской Софии фресками были покрыты все стены)

В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой была «Богоматерь Владимирская» созданная в начале XII в. Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянной досках), монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывалась специальными камнями – смальтой).

Первые иконы на Руси появляются в Х в., они были привезены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самостоятельные школы стали складываться в XII в., наиболее известными были школы новгородская, псковская, киевская, ярославская. Использовали натуральные краски, замешанные на яичном желтке – темперу. Ее особенность состоит в том, что она сохраняет яркость даже спустя столетия. Особое внимание уделялось написанию лица и рук, все остальное – одежда, фон – условно.

  1. Декоративно-прикладное искусство.

Произведения ремесленников были известны далеко за пределами Руси. В многочисленных русских городах было развито более 60 ремесел.

Широкую известность получили изделия русских ювелиров, которые славились изготовлением скани (узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу), зерни ( узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластину), перегородчатой эмали (когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью).

Успешно развивалось оружейное дело: мечи, боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники и копии. Русские мастера создавали кольчуги из переплетенных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели. Оружия нередко украшались чернью (заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом).

  1. Язычество.

Основные божества:

Сварог – бог вселенной. Огня

Даждьбог – бог Солнца

Стрибог – бог ветра

Перун – бог грома и молнии

Велес – бог скота

Ярило – бог весеннего плодородия (или Солнца)

Купала – бог лета

Мокошь – богиня женского рукоделия.

Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.

Как у любых язычников, у славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Особенностью славянского язычество было то, что все боги были равные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.