· Развитие культуры непосредственно связано с теми политическими, социальными и экономическими процессами, которые характеризуют тот исторический период, который мы рассматриваем.
· Культура эпохи средневековья характеризовалась медленными темпами развития. Это связано с замедленностью всего исторического процесса.
· Для искусства средневековья характерно в целом анонимность. Это объясняется тем, что имя автора не важно, важен тот Божественный промысел, который он несет в своей работе.
· В периоде развития культуры в домонгольский период можно выделить два этапа:
культура Киевской Руси ( X - XI вв.)
культура периода раздробленности (XII – первая треть XIII вв.).
· В основе процесса формирования культуры древней Руси лежали, с одной стороны, языческая культура восточнославянских племен, и, с другой – христианская культура Византии. И та и другая оказали огромное влияние на развитие древнерусской культуры и можно сказать оказывают до сих пор.
Грамотность и образование.
Киевская Русь была одним из самых грамотных государств средневековья. О существовании алфавита на Руси известно с Х в. Однако широкое распространение письменность получила после принятия христианства, благодаря, двум болгарским миссионерам Кириллу и Мефодию, появилась кириллица ( у славян существовал еще один алфавит – глаголица, его создание также частично связывают с именем Кирилла, но он получил меньшее распространение).
В Древней Руси писали на пергаменте (телячья или баранья кожа). Книги переплетались в кожу, богато украшались камнями и золотом.
В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться школы при монастырях. Грамотных людей было много, об этом свидетельствуют найденные в Новгороде берестяные грамоты XI – XII вв. Это и частная переписка, деловые записи и т.д.
В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. Подобные собрания книг существовали при многих крупных монастырях и храмах.
Литература и летописание.
Уже в XI в. начинается формирование древнерусской
литературы. Ведущее место среди литературных произведений занимают летописи. Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет» (ПВЛ) (датируется 1113 г.) возник в начале XII в. До нас дошел в двух редакциях, сложившихся в XIV – XV вв. Многие историки считают, что до его создания существовали другие летописные своды. Важнейшими темами ПВЛ были отстаивание христианской веры и защита родной земли.
Автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Однако это коллективный труд. Летопись была документом политическим и поэтому часто подвергалась переработкам. Когда к власти приходил новый князь.
В летописи нередко вставляли публицистические и литературные произведения.
Наиболее распространенная на Руси была переводная литература. До настоящего момента сохранилась 80 книг XI - XII вв. Самая древняя - «Остромирово евангелие» (1056-1057), получившее свое название по имени новгородского посадника Остромира, заказавшего его.
«Слово о законе и благодати» (40-ые гг.) литературный памятник, написанный киевским священником Илларионом. Главная идея – прославление Русской земли и ее князей.
«Поучение Владимира Мономаха» - единственный в древнерусской литературе пример политического и морального наставления, созданный государственным деятелем.
«Жития святых»- рассказы о жизни, страданиях или подвигах людей, канонизированных церковью. «Сказание о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерского ( созданные в XI в.) и др.
Особую группу памятников древнерусской литературы составляют – «Хождения», в которых описываются путешествия в Палестину, на Восток, в Византию. Одним из самых известных стало «Хождение игумена Даниила» (начало XII в.), в котором описывается путешествие в Палестину, Константинополь.
В конце XII в. (1185 г.) было создано знаменитое «Слово о полку Игореве». Основой этого сюжета стал неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича против половцев. Главная идея произведения – необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. Рукопись дошла в единственном списке, который погиб во время пожара 1812 г.
Более распространено было другое произведение – «Моление Даниила Заточника». Его автор жил во Владимирско-Суздальском княжестве и был по-видимому зависимым человеком князя или его дружинником. Он уповает на власть князя как на милость Божью. В то же время враждебно относится к боярству и презирает холопство, непочтительно говорит о монастырских обычаях. Он также выражает тревогу об усобицах раздирающих Русскую землю.
Архитектура.
Архитектура в этот период достигла наивысшего расцвета. Традиционно на Руси возводили постройки из дерева, каменное зодчество получает развитие с X в. , с момента принятия христианства..
Византийские строители приехали на Русь на следующий год после крещения, в 989 г., и за 6 лет построили первую каменную церковь – Богородицы, получившей название Десятинная (разрушена в 1240 г.).
Греки привезли на Русь не только технические навыки строительства, но и всю художественную систему. Крестово-купольная конструкция православных храмов, сложившаяся в Сирии в VI в., через Византию попала на Русь и была здесь преобладающей до конца XVII в.
До настоящего времени сохранилось более 60 храмов. При Ярославе Мудром построен собор Святой Софии (около 1037 г.) -13 куполов, внутри мозаика и фрески.
Вслед за Киевской Софией построена Новгородская (между 1045-1050) – пять куполов, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески.
Новгород: сокращается княжеское строительство, начинается период боярской республики. Последняя из княжеских построек Георгиевский собор Юрьева монастыря, храм Спаса на Нередице (1198), церковь Петра и Павла на Синичьей горке (1185-1192), Параскевы Пятницы на Торгу (1207).
Владимир: парадный характер, утонченность и влияние романского стиля. Золотые ворота, Успенский собор (1158-1161), Дмитриевский собор (1194-1197), церковь Покрова на Нерли (1165).
Гражданская каменная постройка представлена несколькими крепостными сооружениями (Изборская крепость), каменными дворцами (несохранившимися – XII в. Боголюбово).
Изобразительное искусство.
Софийский собор был украшен мозаиками (подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя), Богоматери и апостолов), она имеет более 130 видов оттенков и фресками (в Киевской Софии фресками были покрыты все стены)
В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой была «Богоматерь Владимирская» созданная в начале XII в. Иконопись развивалась в трех направлениях: станковая (икона, написанная красками на деревянной досках), монументальная (настенная роспись храмов натуральными красками) и мозаика (выкладывалась специальными камнями – смальтой).
Первые иконы на Руси появляются в Х в., они были привезены на Русь греками из Византии и до XII в. русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самостоятельные школы стали складываться в XII в., наиболее известными были школы новгородская, псковская, киевская, ярославская. Использовали натуральные краски, замешанные на яичном желтке – темперу. Ее особенность состоит в том, что она сохраняет яркость даже спустя столетия. Особое внимание уделялось написанию лица и рук, все остальное – одежда, фон – условно.
Декоративно-прикладное искусство.
Произведения ремесленников были известны далеко за пределами Руси. В многочисленных русских городах было развито более 60 ремесел.
Широкую известность получили изделия русских ювелиров, которые славились изготовлением скани (узор из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу), зерни ( узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые напаивались на металлическую пластину), перегородчатой эмали (когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью).
Успешно развивалось оружейное дело: мечи, боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники и копии. Русские мастера создавали кольчуги из переплетенных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели. Оружия нередко украшались чернью (заполнение гравированных штрихов специальным черневым сплавом).
Язычество.
Основные божества:
Сварог – бог вселенной. Огня
Даждьбог – бог Солнца
Стрибог – бог ветра
Перун – бог грома и молнии
Велес – бог скота
Ярило – бог весеннего плодородия (или Солнца)
Купала – бог лета
Мокошь – богиня женского рукоделия.
Земледельческими были древнейшие божества Род и рожаницы.
Как у любых язычников, у славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов – идолам. Особенностью славянского язычество было то, что все боги были равные.