Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)



а) основная литература:

1. Степановских А.С. Биологическая экология: теория и практика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экологичесим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 2009. 790 с.

2. Шилов И.А. Экология: учебник для студентов биологических и медицинских специальностей вузов / И. А. Шилов. Изд. 6-е, стер. Москва: Высшая школа, 2009. 511 с.

б) дополнительная литература:

1. Бигон Ы., Хирпер Дж, Тиунсеид К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2 т. М.: Мир, 1989. Т.1. 667с.; Т.2. 447 с.

2. Биологический энциклопедический словарь / Ред. М.С. Гиляров М.: Сов. Энциклопедия, 1989. 864 с.

3. Гиляров А.М. Популяционная экология: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. 191 с.

4. Мэгарран Э. Экологическое разнообразие и его измерение: Пер. с англ. Н.В. Матвеевой; Под ред. Ю.И. Чернова. – М.: Мир, 1992. - 181 с.

 

 

7. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

 

Для самостоятельного изучения и повторения материала, студентам предлагаются следующие разделы курса:

 

Приметная тематика проектов

1. Структура лесных сообществ.

2. Структура луговых сообществ

3. Структура болотных сообществ

4. основные типы эколого-ценотических стратегий по Л.Г. Раменскому

5. Антропогенное воздействие на лесные экосистемы

6. Типы агросистем тверской области

7. стратегия охраны живой природы

8. Индексы биоразнообразия и их применение

9. Динамические характеристики популяций (на примере растений)

10. Стратегические характеристики популяций (на примере животных)

11. Последствия применения пестицидов на экосистемы

12. Стратегии промысла и численность промысловых экосистем

13. Паразитизм

14. Конкуренция

15. Примеры мутуализма среди животных

16. Опылители

17.Виды-вредители. Использование естественных врагов для контролирования видов-вредителей

18.Рост народонаселения во всем мире и в Тверской области

19.Ординация и классификация сообществ.

 

Типовые тесты и вопросы

Вариант 1.

1.Как называется кривая, характеризующая рост численности вида в оптимальных условия?

2.Как называется группа экологических факторов к относится: вид- конкурент, хищник, паразит, симбионт?

3.Анабиоз-это...

4.Плотность воздуха меньше чем плотность воды. Как организмы,

обитающие в наземно-воздушной среде, приспособились к этому?

5.В результате каких процессов живые организмы преобразуют окружающую

среду?

6.Какую экологическую особенность использовал К. Линней при создании цветочных часов в окрестностях города Улсала?

7.Каким важным свойством обладают живые организмы у которых высокая степень гибели особей в природе?

8.Какую основную биологическую функцию выполняют беззубки для водоема?

9.Назовите, закон отражающий то, как переносят живые организмы разную силу действия экологических факторов.

10. Какие особенности водной среды обитания живых организмов влияют на их распространение?

11.Согласны ли вы с утверждением: внешнее сходство у представителей не родственных групп возникает в результате естественного отбора в сходных условиях обитания. Этот процесс называется конвергенцией.

12. Объясните, почему половая зрелость у жителей низших широт северного полушария наступает быстрее, чем у высоких?

13. Какова особенность почвы как среды обитания?

14. Что такое конвергенция?

15.Какое время, по мнению ученных, существует жизнь на планете Земля?

16.Каким уникальным свойством обладают живые организмы по сравнению с неживой природой?

17.Почему императорский пингвин гораздо крупнее галапогосского?

18.Средообразующая деятельность-это.

19.Ученые сконструировали форму корпуса танкера повторяющую очертания тела кита, при такой же скорости передвижения и массе груза, удалось сэкономить 25% горючего. Разработками какой науки воспользовались ученые?

20.Как растения влияют на микро климат?

21.Почему за работу в ночное время оплата выше, чем в дневное?

22.По закону ограничивающего фактора, какой фактор является наиболее значимым?

23. Дайте определение:

гетеротермные организмы – это.;

гомойотермные организмы – это.;

пойкилотермные организмы-это.

24.Установите соответствие между списком живыми организмами и средой обитания:

мидии, щука, фукус, дельфин воздушная среда
бабочка, стриж, человек почва
дождевой червь, личинки майского жука водная среда

 

25.Когда будут цвести южные растения пересаженные в более северные

широты?

26.Каков главный источник поступления О2 в атмосферу?

27.Верно ли утверждение, что у землероек суточная периодичность слабо

проявляется из-за высокой скорости обмена веществ?

28.Что такое паразитизм?

29.Какой математической закономерности подчиняется увеличение численности любого вида в оптимальных условиях?

30. Нехватка какого компонента является главным ограничителем на пути беспредельного размножения живых организмов?

31.К какой группе экологических факторов относятся свет, тепло, содержание минеральных солей в почве?

32.Верно ли утверждение: «состояние близкое к анабиозу называют криптобиозом»?

33.Почему жизнь в верхних слоях почвы богаче, чем на значительной глубине?

34.Как называется сходство органов или частей, различных по происхождению, но одинаковых по функции?

35.Верно ли утверждение, что планктон - это совокупность живых организмов, всю жизнь или большую ее часть обитающих на дне океанических и континентальных водоемов, в его группе и на грунте?

36.Какова роль дождевых червей в почвообразовании?

37. Согласны ли вы с утверждением: сообщества живых организмов более устойчиво при наличии множества различных живых форм растений и животных?

38.Как называется способ питания организмов, основанный на отцеживании или осаждении взвешенных в воде органических частиц?

39.Плодородие почвы в первую очередь зависит от.

40.Расположите в порядке изменения воздействия фактора зоны проявления его действия на организм:

- зона угнетения;

- зона гибели;

- зона оптимума;

- зона гибели;

- зона угнетения.

41.Каковы особенности наземно-воздушной среды обитания?

42.Введите название внешней формы, которая отражает способ взаимодействия со средой обитания.

43.Какая наука занимается изучением повторяющихся условий в жизни большинства видов?

44.Верно ли утверждение, что главной причиной «зеленого сумрака» в лесу является поглощение кронами деревьев большей части красной и оранжевой части спектра солнечного света?

45.Почему глубокий анабиоз в природе встречается не часто?

46.Фотопериодизм - это...

47.Как в зоне оптимума называется диапазон отрицательного воздействия проявления фактора при сохранении жизнеспособности организма?

48.Как влияет устойчивость сообщества на наличие множества жизненных форм?

49.Почему самые массивные живые организмы обитают в водной среде?

50.Как можно охарактеризовать способность живых организмов к размножению?

51.Верно ли утверждение: биологические ритмы - периодически повторяющиеся изменения интенсивности характера проявления биологических процессов?

52.Верно ли утверждение: головастик и взрослая особь серой жабы - примеры одной живой формы?

53.Как называются любые свойства или компоненты внешней среды, оказывающие влияние на организм?

Вариант 2

1.Медицинская пиявка – это…

2.Какие единицы измерения используют для оценки рождаемости или смертности в популяции?

3.Согласны ли вы с утверждением: «Если с популяции жертвы снять воздействие хищника, то численность популяции жертвы начнет расти и достигнув определенного предела, станет стабильно высокой»?

4.Если скорость размножения жертв выше, чем скорость поедания их хищником, что будет с численностью жертв?

5.Правильно ли высказывание: «Совместное обитание двух близких видов в одном сообществе является исключением из закона Гаузе»?

6.Какая группа видов исчезает в первую очередь из структуры биоценоза при негативном антропогенном воздействии на него?

7.Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов?

8.Верно ли высказывание: «Из сего многообразия типов взаимоотношений организмов есть такой тип, где последствия направлены на оба организма, такой тип связи называется двусторонним»?

9.Согласны ли вы с утверждением: «Анализом возрастной структуры промысловых видов можно пренебречь, это слишком продолжительные и дорогостоящие исследования, результаты которых не несут полезной информации для промысловой деятельности»?

10.Правильно ли написано заключение агронома: «Для борьбы с сельскохозяйственными вредителями эффективней и экологически грамотнее использовать биологические методы борьбы, например хищников или паразитов с/х вредителей. Для экономии средств, нужно выбрать неспециализированного хищника и массово выпускать на поля, тогда сразу будет уничтожаться много вредителей разных видов. Использование узко специализированных хищников вызовет много расходов»?

11.Какие следствия из отношений типа «хищник-жертва» проявляются у вида хищника, например, волка?

12.Описание возрастного и полового состава популяции называется…

13.Какое еще название есть у правила конкурентного исключения?

14.Какой тип взаимоотношений между иксодовыми клещами и волком?

15.Примером какого взаимовыгодного сожительства являются лишайники?

16.Каким образом удается уходить от конкуренции двум близким видам короеду-типографу и короеду граверу??

17.Общая территория, которую занимает вид, носит название…

18.Какой известный немецкий гидробиолог основал учение о биоценозах?

19.Правильно ли написал ученик в контрольной работе: «Человек – биологический вид, у которого при анализе популяционной возрастной пирамиды можно предсказать демографическую ситуацию на будущее»?

20.Установите соответствие между типами взаимоотношений живых организмов и их определениями:

тип полезно вредных отношений, при котором один организм живет за счет другого, принося ему вред, называется …;

тип взаимоотношений, при котором каждый из двух видов не получает ни пользы ни вреда от другого, называется …;

тип взаимонейтральных отношений, при котором один вид получает пользу не принося ни вреда ни пользы другому, называется …;

тип взаимополезных отношений между организмами не являющийся обязательным называется …;

тип взаимовредных отношений, при котором каждый вид получает вред от взаимодействия с другим, называется …;

тип взаимополезных отношений между организмами являющийся обязательным называется … .

а) нейтрализм;

б) паразитизм;

в) прокооперация;

г) коммменсализм;

д) мутализм;

е) конкуренция.

21.Согласны ли вы с утверждением: «При увеличении численности хищника в лабораторной популяции может происходить практически полное уничтожение жертв»?

22.Правильно ли сформулировано правило конкурентного исключения: «Длительное сосуществование двух видов с близкими экологическими требованиями долгое время невозможно, так как не борются за сходные ресурсы и один вид вытесняет другой»?

23.Примером какого взаимовыгодного взаимодействия является сожительство орхидей с грибами?

24.Какой русский ученый исследовал явление регулярных периодических колебаний численности в системе «хищник - жертва» на примере двух инфузорий?

25.Почуму полевка быстрее способна приспособиться к изменениям условий среды обитания, чем медведь?

26.Какую стратегию использует итальянский клоп, спасаясь от хищника?

27.Что происходит с численностью популяции жертвы, если хищники отлавливают жертву медленее, чем она успевает размножаться?

28.Если рассмотреть любой тип взаимоотношений, то все многообразие действий одного организма на другой можно обозначить несколькими символами: « + » - организм извлекает пользу, « - » - организм получает вред, « 0 » - влияние организма нейтральное. Пользуясь этими символами, установите соответствие:

прокооперация - -

мутуализм 0 0

нейтрализм + +

паразитизм 0 +

комменсализм + +

конкуренция + -

29.От чего зависит возрастная структура популяции любого живого организма?

30.Как называется процесс изменения основных биологических показателей популяции?

31.Какой тип распределения популяции характерен для карася и ротона?

32.Проверьте правильно ли школьник сформулировал в контрольной правило Тинемана: «Если в сообществе содержится небольшое число видов, то численность их будет высока»?

33.Каким станет тип динамики численности потенциального насекомого вредителя, имеющего стабильную численность в естественном биоценозе, если этот биоценоз превратить в агроценоз?

34.Для сравнения биоценозов используют формулу Жаккара: К=С*100% /(А+В-С). Дайте определения буквенным значениям.

35.Какому ученому впервые удалось описать регулярные колебания системе «хищник-жертва» на примере зайца и рыси в Сев. Канаде?

36.Как называются наиболее массовые виды биоценоза?

37.Если в сообществе ресурс, который используют виды-конкуренты, находится в избытке, как это отразится на их существовании?

38.Описание возрастного и полового состава популяции, называется …

39.Что включает в себя анализ возрастной структур популяции?

40.Какие связи (внутривидовые или межвидовые) играют основную роль в регуляции численности видов, имеющих мало естественных врагов, зубр, медведь?

41.Какие факторы способствуют расчленению вида на отдельные популяции?

42.Как изменяется структура сообщества, если из нее вывести вид эдификатор?

43.Правильно ли сделан вывод: «У лесных животных, птиц, млекопитающих: белок, мышей, которые питаются семенами различных деревьев, как правило, хвойные, отмечается нестабильная динамика численности. Вероятно, это зависит от изменения урожайности по годам»?

44.У какой группы живых организмов возникает наиболее острая конкуренция?

Вариант 3

1.Как называются в экосистеме группы организмов, которые поглощают готовое органическое вещество, производящееся растениями?

продуценты;

консументы 1 порядка;

консументы 2 порядка;

редуценты;

деструкторы.

2.Как называются ряды видов живых организмов, связанные между собой пищевыми отношениями?

3.Ярусность растительности хорошо выраженная в лесу:

пагубно сказывается на растительности нижнего яруса;

указывает на сложность организации этого сообщества, а значит на его низкую устойчивость;

указывает на сложность организации этого сообщества, а значит на его высокую устойчивость;

указывает на дополнение растениями друг друга для наибольшего эффективного использования солнечного света.

4.Приведите доводы в пользу биологического разнообразия.

5.Если один из видов животных или растений, обитающий в зрелой экосистеме выпадает из сообщества, то:

его экологическая ниша остается не занятой;

его экологическая ниша занимается близкими видами;

звено этого вида выпадает из цепи питания и цепь, а затем и экосистема разрушаются.

6.Какие причины приводят к сокращению видового разнообразия на Земле?

7.Как называется в экосистеме группы организмов, которые потребляют органическое вещество, производящиеся авто- и гетеротрофами?

8.Как называются ряды видов, связанные мужду собой пищевыми отношениями?

трофический уровень;

цепь питания;

сеть питания.

9.Назовите причины снижения восстановительных возможностей экосистем.

10.Саморегуляция экосистем снижается при:

сокращение числа видов;

увеличение числа видов;

усложнение структуры сообщества;

упрощение структуры сообщества.

11.В отложениях мирового океана сформировалась горная порода из соединения СО2 и Са, она называется:

базальт;

известняк;

гранит;

сера.

12.Какие возможности дает популяционная экология человеку для ведения с/х?

13.Как называется общее количество живого органического вещества в экосистеме?

продуктивность;

трофический уровень;

биомасса;

цепь питания.

14.Выберите редуцентов:

грибы;

комар;

микроорганизмы;

росянка;

муравей.

15.Закономерности создания биомассы в цепях питания называются «правилом … биологической продуктивности ».

16.Как называется эффект накопления токсических веществ живыми организмами?

17.Назовите свойство зрелой экосистемы, благодаря которому она противостоит разрушающему ее воздействию.

18.Для построения какого органического вещества в живых организмах используется большое количество азота?

19.Какой раздел экологии изучает человека как биосоциальный вид?

социальная экология;

экология сообществ;

экология организма.

20.Кто является консументом 1 порядка?

растение;

растительноядные животные;

плотоядные животные;

грибы.

21.Как называются горные породы, обязанные своим происхождением живым организмам?

антропогенные;

биогенные;

биокостные.

22.Как называются организмы, производящие органическое вещество из биогенных элементов?

23.Выберите 2 компонента, через которые выражается связь в экосистеме живых организмов между собой и с неживой природой:

поток энергии;

солнечный свет;

круговорот веществ;

деятельность редуцентов.

24.Скорость создания органического вещества в экосистеме называется …

25.Вещества, которые человек вносит в экосистему полей, называются …

26.Процесс саморазвития экосистем, в ходе которого на определенном участке происходит последующая смена сообществ, называется …

27.Главное условие устойчивости на Земле:

антропогенная деятельность;

биологическое разнообразие;

сокращение числа видов растений и животных.

28.Термин, который предложил В.И. Вернадский для объединения всего неживого компонента биосферы, называется …

биосфера;

биокостное вещество;

живое вещество;

костное вещество.

29.Насколько развитие человеческого общества зависит от возможности биосферы?

ни насколько, сообщества развиваются независимо;

зависит, но еще долго можно не обращать на это внимание;

зависит, деятельность человека уже сейчас нужно соотносить с возможностями биосферы;

зависит, деятельность человека зашла настолько далеко, что биосфера обречена на разрушение в скором времени.

30.Какая группа живых организмов создает 99% суммарной биомассы?

31.На какой высоте проходит верхняя граница биосферы?

10-12 км;

16-22 км;

28-35 км;

45-60.

32.Как называется общее количество живого органического вещества в экосистемах.?

33.С хозяйственной точки зрения из скольких звеньев должна состоять пищевая цепь агроценоза?

двух;

трех;

четырех;

множества.

34.Выберите из списка стабильные экосистемы:

ельник;

широколиственный лес;

мелкий водоем;

ковыльная степь;

сырой луг;

пустырь.

35.Какой термин предложил В.И. Вернадский для названного компонента биосферы, образованного комплексом минеральных веществ:

биосфера;

биокостное вещество;

живое вещество;

костное вещество.

36.Какой раздел экологии позволяет поддерживать и восстанавливать природные биоценозы, управлять производительностью полей, садов,…

социальная экология;

экология сообществ;

экология организма.

37.Признаки зрелой экосистемы:

постоянство видового состава;

сильная конкуренция между видами;

виды распространены по экологическим нишам;

круговорот веществ не сбалансирован;

сильные регуляторные связи.

38.Какое количество (в %) энергии рассеивается на каждом трофическом уровне?

39.Перечислите общие закономерности развития биоценоза в ходе сукцессии:

увеличение видового разнообразия;

доминирующие виды не меняются;

усиление цепей питания;

видов с длительным циклом развития становится меньше;

усиливаются взаимовыгодные связи;

темпы изменения возрастают.

40.Какая экосистема считается самой большой на Земле?

Мировой океан;

тайга;

влажный тропический лес;

биосфера.

41.Меняется ли устойчивость экосистем в ходе сукцессии?

нет;

экосистема стремится к устойчивости;

экосистема стремится к неустойчивости.

42.Производители органического вещества из биогенных элементов, использующие солнечную энергию, называются …

продуценты;

консументы 1 порядка;

консументы 2 порядка;

редуценты;

деструкторы.

43.Назовите единственно-возможный с хозяйственной точки зрения консумент.

44.Несбалансированность какого процесса является причиной сукцессий в экосистеме?

45.Фактор в горных районах, способствующий видообразованию, называется…

 

Вариант 4

1.Какие организмы создают органическое вещество, называемое первичной продукцией?

продуценты;

консументы первого порядка;

консументы второго порядка;

редуценты;

2.Какой внешний источник энергии может использовать агроценоз для существования?

солнечная энергия;

мускульная сила человека;

мускульная сила животных;

электроэнергия;

связанная энергия удобрений;

дополнительный полив.

3.Почему видовой состав горных районов по сравнению с равнинными территориями значительно богаче, например, флора цветковых растений Кавказа включает 6000 видов, а равнины Европы 2000 видов

в горах больше разнообразия экологических условий;

в горах действует изоляционный фактор;

в горах затруднено истребление растений копытными животными.

5.Укажите нахождение резервного фонд фосфора в биосфере.

6.Как называется процесс проникновения экологических знаний в различные сферы деятельности человека?

7.С какого компонента могут начинаться цепи питания?

живые растения;

мертвый растительный опад;

экскременты консументов первого порядка (фитофагов);

неорганические элементы;

экскременты консументов второго порядка (зоофагов);

8.Как называется одна из самых злободневных проблем человечества, связанная с недостатком в рационе людей во многих районах земного шара животной пищи?

9.Выберите два компонента, через которые выражается связь в экосистеме живых организмов между собой и с неживой природой:

поток энергии;

солнечный свет;

круговорот веществ;

деятельность редуцентов;

10.Скорость создания органического веществ в экосистемах, называют

биомассой;

продуктивностью;

правилом пирамиды.

11.Выберите из списка стабильные экосистемы:

ельник;

широколиственный лес;

мелкий водоем;

ковыльная степь;

сырой луг;

пустырь.

12.Ярусность растительности ярко выраженная в сообществе леса:

пагубно сказывается на растениях нижнего яруса из-за нехватки света;

указывает на сложность организации этого сообщества, а значит, его низкую устойчивость;

указывает на сложность организации этого сообщества, а значит, его высокую устойчивость;

указывает на дополнение растениями друг друга, для наиболее эффективного использования солнечного света.

13.Какой фактор, по мнению большинства ученых, привел к накоплению кислорода в атмосфере Земли в ее историческом развитии?

вулканическая деятельность;

жизнедеятельность фотосинтезирующих организмов;

жизнедеятельность гетеротрофов;

антропогенный фактор.

14.Какой термин предложил В.И. Вернадский для объединения всей массы организмов всех видов:

биосфера;

биомасса;

живое вещество;

косное вещество.

15.Какие две экосистемы Земли из списка наиболее продуктивны?

леса умеренного пояса;

тропические леса;

луга;

степи;

пустыни;

коралловые рифы.

16.К какому компоненту можно отнести ландыш майский как автотрофа по своей функции в экосистеме?

17.Какой фактор ограничивает или полностью препятствует проникновению «видов – пришельцев» в устойчивые сообщества?

18.Выберите из списка доводы в пользу сохранения биологического разнообразия:

основа устойчивости экосистем

биоразнообразие растений – источник кислорода на Земле

источник новых лекарств и сельскохозяйственных культур и пород

сбалансированность круговорота веществ в биосфере

19.Выберите главного поставщика элементов для осадочного круговорота в биосфере:

гидросфера

атмосфера

осадочные породы

20.Как называются элементы, запасы которых необходимы для осуществления круговорота веществ в экосистеме?

антропогенные

биогенные

химические

физические

21.Какие организмы создают органическое вещество, называемое первичной продукцией?

продуценты

консументы первого порядка

консументы второго порядка

редуценты

22.Напишите, какой фактор действует в горных районах и способствует видообразованию, а значит увеличению видового разнообразия территории?

23.Как в экосистеме называются организмы – производители органического вещества из биогенных элементов, с использованием солнечной энергии.

24.Назовите общий термин для химических веществ, применяемых человеком в агроценозах для уничтожения паразитических грибов.

25.Укажите порядок числа, обозначающего количество видов входящих в биоценоз широколиственного леса?

десятки

сотни

тысячи

миллионы

26.Выберите из списка химические элементы, участвующие в круговороте газов в биосфере:

углерод

сера

кислород

азот

фосфор

27.К чему может приводить использование азотных удобрений в сельском хозяйстве?

накоплению нитратов в продукции

повышению восприимчивости растений к заболеваниям

снижению восприимчивости к заболеваниям

увеличению урожая

28.Какой компонент должен обязательно присутствовать в наземном биогеоценозе, но необязателен в любой экосистеме?

биоценоз

фитоценоз

агроценоз

29.Какая экосистема считается самой большой на планете Земля?

мировой океан

тайга

влажный тропический лес

биосфера

30.Назовите компонент экосистемы, который включает в себя все абиотические составляющие.

биогеоценоз

биоценоз

биотоп

агроценоз

фитоценоз

31.Как называется суммарная продукция фотосинтеза?

биомасса

биологической продуктивностью

первичная продукция

вторичная продукция

32.Почему видовой состав горных районов по сравнению с равнинными территориями значительно богаче, например, флора цветковых растений Кавказа включает 6000 видов, а равнины Европы 2000 видов:

в горах больше разнообразия экологических условий

в горах действует изоляционный фактор

в горах затруднено истребление растений копытными животными

33.Конкурентное высвобождение – это:

процесс вытеснения одного вида близким ему видом из структуры сообщества

ситуация, при которой у вида животного или растения нет конкурентноспособного вида в сообществе

название начальной стадии сукцессионного процесса

34.Какие живые организмы, способные усваивать атмосферный азот?

почвенные клещи

почвенные нематоды

бактерии

лишайники

35.В отложениях Мирового океана сформировалась горная порода из соединения диоксида углерода с кальцием, она называется:

базальт

гранит

известняк

Сера

36.Если построить пирамиду биомасс в океане, где скорость выедания растительного прироста значительно выше чем на суше, то она по сравнению с пирамидой биомасс экосистемы суши:

Не измениться

примет перевернутый вид

примет наклонный вид

Примет вид куба

37.Как изменяется чувствительность к пестицидам компонентов пищевой цепи от низших звеньев к высшим?

не изменяется

возрастает

убывает

38.Выберите из списка пункты, способствующие гармонизации отношений человека и среды его обитания.

экологическое образование

ресурсосберегающие технологии

отказ от использования нетрадиционных источников энергии (ветер, солнце, приливы)

сокращение использования ядохимикатов в сельском хозяйстве

39.Назовите тип отношений организмов в экосистеме служащий регулятором численности входящих в него видов.

40.Какие организмы создают органическое вещество, называемое вторичной продукцией?

продуценты

консументы первого порядка

консументы второго порядка

редуценты

41.Какой раздел экологии позволяет поддерживать и восстанавливать природные биоценозы, управлять производительностью полей, пастбищ и садов?

социальная экология

экология сообществ

экология организма

42.Укажите порядок числа, обозначающего количество видов входящих в биоценоз широколиственного леса?

десятки

сотни

тысячи

миллионы

43.Выберите из списка организмы которых можно отнести к продуцентам:

Серобактерии

липа

росянка

одуванчик

петров крест

44.Какая группа живых организмов создает 99% суммарной биомассы?

растительноядные животные

плотоядные животные

растения

45.Перечислите признаки зрелой экосистемы:

постоянный видовой состав сообщества

сильна конкуренция между видами

виды распределены по экологическим нишам

круговорот веществ не сбалансирован

сильны регуляторные связи

46.Напишите фамилию ученого впервые предложившего понятие «экосистема».

47.Как изменяется чувствительность к пестицидам компонентов пищевой цепи от низших звеньев к высшим?

не изменяется

возрастает

убывает

48.Выберите два компонента, через которые выражается связь в экосистеме живых организмов между собой и с неживой природой:

поток энергии

солнечный свет

круговорот веществ

деятельность редуцентов

49.Несбалансированность какого процесса является причиной сукцессий в экосистеме?

50.Какова продолжительность цикла углерода в биосфере?

10 – 20 лет

100 – 150 лет

300 – 400 лет

700 – 900

более 1000 лет

51.В каких из перечисленных ниже поясах, разложение ядохимикатов происходит быстрее всего?

тундра

умеренные леса

степь

52.Какое количество энергии (в процентах) рассеивается на каждом трофическом уровне?

53.Как в экосистеме называются организмы – производители органического вещества из биогенных элементов, с использованием потока солнечной энергии?

продуценты

консументы первого порядка

консументы второго порядка

редуценты

деструкторы

54.Как изменяется чувствительность к пестицидам компонентов пищевой цепи от низших звеньев к высшим?

не изменяется

возрастает

убывает

55.Выберите из списка полезные ископаемые, которые появились на Земле в результате несбалансированности круговорота веществ в экосистеме:

нефть

известняк

торф

каменный уголь

56.Воздействие какого фактора препятствует распространению биосферы в литосферу?

отсутствие солнечного света

возрастание температура

снижение концентрации кислорода

изменение механического состава пород

57.Как называются в экосистеме группа организмов, которые разлагают остатки мертвых растений и животных?

продуценты

консументы первого порядка

консументы второго порядка

редуценты

деструкторы

58.Если один из видов животных или растений обитающих в зрелой экосистеме выпадает из сообщества то:

его экологическая ниша остается не занятой

его экологическая ниша занимается близким видом

звено этого вида выпадает из цепи питания и цепь, а затем экосистема разрушается

59.Почему разложение ядохимикатов происходит быстрее в степных районах, чем в тундре?

высокие температуры способствую разложению

большее видовое разнообразие

более продолжительная активность в течение года растений и животных

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.