Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диапазоны толерантности пресноводных беспозвоночных животных к реакции водной среды (по Березиной, 2001)

ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

Основы аутоэкологии

Тема: Организм и среда.

Общие принципы адаптации на уровне организма.

Цель:изучить экологические факторы и их классификацию; рассмотреть основные закономерности действия экологических факторов на организмы.

Ключевые термины:организм, среда обитания, экологические факторы, биотические факторы, антропогенные факторы, адаптация, лимитирующий фактор, эврибионт, стенобионт, экологическая валентность вида, закон минимума (Ю. Либиха), закон толерантности (В. Шелфорда), толерантность, гомеостаз, анабиоз, диапауза, адаптивные биологические ритмы, циркадные ритмы, фотопериодизм.

Изучаемые вопросы

1. Экологические факторы и ресурсы среды. Классификация экологических факторов.

2. Закономерности действия экологических факторов на организм. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда.

3. Закономерности действия экологических факторов на организмы. Взаимодействие экологических факторов. Закон экологической индивидуальности видов. Закон неоднозначного действия.

4. Приспособление организмов к неблагоприятным условиям среды. Воздействие экологических факторов на живые организмы: факторы как раздражители, ограничители, модификаторы, сигналы. Пути адаптаций.

5. Адаптивные биологические ритмы организмов. Экологический смысл биоритмов, эндогенные и экзогенные биоритмы, их взаимодействие. «Биологические часы». Фотопериодизм.

Задания

1. В таблице 1. представлена классификация экологических факторов по природе происхождения. Приведите примеры факторов среды, окружающей любой вид организма (муравья в городском парке, человека и т. д.).

Таблица 1

Экологические факторы Примеры
Природные Абиотические Климатические  
Эдафические (почвенные)  
Гидрологические  
Топографические  
Биотические Зоогенные  
Фитогенные  
Микробиогенные  
Антропогенные      

Какие из приведенных Вами факторов можно назвать факторами-условиями, а какие – факторами-ресурсами?

2. Могут ли одни и те же факторы для одних организмов быть ресурсами, а для других нет? Докажите примерами.

3. Приведите примеры ресурсов для следующих организмов: белка, лягушка, ива.

4. Какие антропогенные факторы влияют на следующие организмы: тополь на городской улице, ленок в горном озере, клевер на сенокосном лугу?

5. Какой принцип классификации экологических факторов по А.С. Мончадскому? Приведите эту классификацию и примеры экологических факторов каждой группы.

6. К какому типу экологических факторов (абиотичекие, биотические, антропогенные) относится:

· вырубка лесов · отношения доминирования в стаде
· ветер · влажность почвы
· осушение болот · строительство коммуникаций
· хищничество · химический состав воды
· промысел рыб · морские волны
· сооружение свалок · отношения полов
· загрязнение химическими отходами почвы · атмосферное давление
· паразитизм
· свет · радиация
· размножение · контакты между членами семьи
· температура воздуха  

7. Рассмотрите ниже приведенные примеры факторов и укажите, к какой группе они относятся:

Фактор Соотв-ая цифра Группа
Ветер распространяет семена растений   1. Прямые абиотические
Гриб трутовик паразитирует на березе  
Охота на лисицу  
Температура влияет на интенсивность транспирации   2. Косвенные абиотические
«Цветение» водоема вызвало замор рыбы  
Низкая температура задержала цветение черемухи  
Окунь поедает мальков других видов рыб   3. Прямые биотические
Запах сирени или полыни отпугивает комаров  
Вырубка леса привела к смене растительности  
Загрязнение океана нефтью   4. Косвенные биотические
Повилика паразитирует на картофеле  
Кислотные дожди вызвали замор рыбы  
Ель угнетает растительность под кроной, затеняя почву   5. Прямые антропогенные
Скашивание травы во время сенокоса  
Рысь охотится на зайца  
Температура воздуха влияет на активность насекомых   6. Косвенные антропогенные
Сбор грибов в лесу  
Дефицит влаги вызывает завядание растений  

8. Закончите предложение:

Экологические факторы среды могут оказывать на живые организмы воздействия разного рода:

Таблица 2

Группы экологических факторов Примеры
1) как раздражители, вызывающие  
   
2 как ограничители, обуславливающие  
   
3) как модификаторы, вызывающие  
   
4) как сигналы, свидетельствующие  
   

9. Нарисуйте схему теоретической зависимости жизнедеятельности организма от количественного значения фактора в общем виде. Обозначьте на рисунке зоны оптимума, пессимума, экологические минимум и максимум действия фактора для организмов, экологическую валентность (пределы выносливости) вида по отношению к конкретному фактору среды. Используйте обозначения: ось ОХ - интенсивность фактора, ось ОУ - интенсивность жизнедеятельности.

10. На рисунке 1 приведена экологическая пластичность некоторых рыб. Обозначьте, какие из них являются стенобионтами, какие эврибионтами. Объясните положение оптимумов, максимумов и минимумов для каждой группы организмов.

Рис. 1. Экологическая пластичность некоторых видов рыб

 

11. На рис. 2 представлена зависимость количества активных особей божьей коровки от температуры окружающей среды.

 

Рис.2. Зависимость активных особей божьей коровки от температуры окружающей среды

Изучив рисунок, определите следующие параметры:

· температуру, оптимальную для этого насекомого;

· диапазон температур зоны оптимума;

· диапазон температур зоны угнетения;

· критические точки;

· пределы выносливости вида.

12. В теплице, где выращивается рассада и поддерживалась оптимальная температура и влажность прекратилась подача воды. Ремонт поломки должен занять 2 дня. Агроном распорядился ограничить подачу тепла в теплицу. Правильно ли он сделал и почему?

13. В табл. 3 приведены экспериментально определенные диапазоны толерантности (устойчивости) видов пресноводных беспозвоночных животных по отношению к реакции водной среды (рН).

Таблица 3

Диапазоны толерантности пресноводных беспозвоночных животных к реакции водной среды (по Березиной, 2001)

Вид Группа Диапазон толерантности к рН
Palmomyia lineata Мокрецы 2,0-11,0
Asselus aquaticus Ракообразные 4,5-11,0
Oligotricha striata Ручейники 4,5-9,0
Euglesa subtruncata Моллюски 6,0-9,0
Tubifex tubifex Олигохеты (малощетинковые черви) 6,0-11,0
Helobdella stagnalis Пиявки 7,0-8,5

Сравните ширину диапазонов толерантности этих видов. Какие из них можно назвать эврибионтными по отношению к показателю рН, а какие – стенобионтными?

Какая реакция среды является оптимальной для устойчивого существования большинства видов?

Подкисление или подщелачивание среды оказывает более негативное влияние на сообщество этих беспозвоночных?

14. Рассмотрите примеры и отметьте какие виды эври-, а какие – стенобионты:

Выживаемость яиц бабочки чародейки возможна при температуре +23… +250С  
Гусеница белой совки способна переносить температуру от +30 до –150С  
Коала питается только листьями эвкалиптового дерева  
Период размножения тростниковой лягушки начинается только при достижении 855 влажности воздуха.  
Домовый воробей распространен повсеместно  
Человек  
Хвощ приземистый произрастает на среднекислых почвах пр рН 4,5-5,0  
Бамбуковый медведь  

 

15. Решите графическую задачу. Начертите график областей выживания и оптимума бабочки яблонной плодожорки, которая является опасным вредителем садов. На горизонтальной оси отложите значения влажности воздуха в процентах, на вертикальной — температуры в градусах. Используйте приведенные ниже данные:

· полная гибель куколок яблонной плодожорки наступает при сочетаниях (первая цифра — температура, вторая — влажность воздуха): 10°С и 100%, 4°С и 80%, 15°С и 40%, 28°С и 15%, 36°С и 55%, 37°С и 100%.

· гибель менее 10% при сочетаниях: 20°С и 85%, 22°С и 95%, 27°С и 55%, 26°С и 55%, 22°С и 70%.

Соедините замкнутой кривой точки для каждого уровня выживания.

Рассмотрите полученный график. Ответьте, какова опасность размножения этого вредителя:

· в районах с летними температурами 18—25°С и влажностью воздуха 70 – 90%,

· в районах с летними температурами 20—35°С и влажностью воздуха 20 – 35%.

 

 

16. Заполните таблицу 4.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.