Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАССИВ, ПОДЛЕЖАЩИЙ КЛАССИФИКАЦИИ



 

4.1. Основные группы актов, подлежащие классификации

 

Система классификации строится так, чтобы максимально учитывать все правовые акты, как нормативные, так и индивидуальные, в том числе судебные решения, а также международные и внутригосударственные договоры. В принципе не исключается возможность использовать эту систему классификации (конечно, только некоторые входящие в нее классификаторы, в первую очередь предметный) и для учета определенных положений научной доктрины.

 

4.1.1. Правовые акты

 

Правовые акты можно разделить на две основные группы: нормативные правовые и индивидуально - правовые.

 

4.1.1.1. Нормативные правовые акты

 

Нормативный правовой акт - это правовой акт, который содержит правовые нормы, общие установления, рассчитанные, как правило, на длительное применение и распространяющиеся на неопределенный круг лиц. Нормативный акт, являясь предписанием общего значения, распространяет свое действие не на одно конкретное отношение, а на тот или иной вид общественных отношений.

Нормативные акты характеризуются многообразием в зависимости от вида регулируемых общественных отношений, методов воздействия на эти отношения, органов, принявших акты, формы актов, их юридической силы. В информационных правовых системах необходимо учитывать весь нормативный массив в его многообразии: законы и подзаконные акты, включая акты министерств и ведомств.

Учету подлежат не только нормативные акты, принятые уже в Российской Федерации, но и акты Совета Министров СССР и РСФСР, законы и постановления Съезда народных депутатов СССР и РСФСР, Верховного Совета СССР и РСФСР, не утратившие силу, а также декреты и постановления СНК РСФСР, СНК СССР, постановления ЦИК СССР и РСФСР, если они действуют до сих пор.

В существующие информационные правовые системы входит большое число ведомственных нормативных актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации, а также подлежащих регистрации, но фактически тем не менее не зарегистрированных. Информация о таких актах необходима пользователям.

 

4.1.1.2. Индивидуально - правовые акты

 

В отличие от нормативных правовых актов индивидуально - правовой акт адресован конкретному субъекту, применяется однократно и не сохраняет свое действие после того, как прекратились конкретные отношения, предусмотренные данным актом.

Определенный круг организаций и специалистов интересуют индивидуально - правовые акты органов власти (решения по кадровым вопросам, о присвоении званий, о награждениях и т.п.), акты, касающиеся отдельных предприятий, и другие акты, не имеющие нормативного значения.

Представляется вполне возможным введение в систему классификации без дополнительных сложностей рубрик, отражающих и акты, не имеющие общего нормативного значения, при условии, что это не окажет влияния на общую концепцию системы классификации.

Такая полнота позволит в дальнейшем достичь единообразия в классификации правовых актов для разных потребностей.

 

4.1.1.3. Договоры публичного права

 

Из правовых актов в особую группу выделяются договоры публичного права, которые, в свою очередь, можно разделить на международные и внутригосударственные.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди внутригосударственных договоров важное значение имеют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

4.1.1.4. Судебная практика

 

В информационный массив, подлежащий классификации, входят и акты судебной практики:

- решения Конституционного Суда Российской Федерации;

- разъяснения по вопросам применения законодательства Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обязательные не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих нормативный акт, по которому дано разъяснение;

- обзоры судебной практики, в которых по существу содержатся рекомендации для судов и других органов;

- опубликованные решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов, институционных коммерческих арбитражей по конкретным делам, которые на практике часто служат образцом для решения аналогичных дел.

Все вышеперечисленные судебно - правовые акты входят в информационный массив, подлежащий классификации, и распределяются с помощью предметного классификатора по соответствующим разделам.

 

4.1.2. Научная доктрина

 

Представляется в принципе возможным, чтобы система классификации, отражающая объективно существующую систему права и законодательства, позволяла бы в определенной (но, разумеется, не исчерпывающей) мере учитывать и научную доктрину (теоретические работы, комментарии законодательства, комментарии юридической практики и т.д.). Работу в этом направлении целесообразно начинать с создания библиографической базы данных, отражающей научную доктрину. После накопления библиографического материала появится возможность для создания информационного массива, включающего в себя положения, более широко отражающие научную доктрину (например, высказанные в литературе предложения о совершенствовании действующего законодательства).

 

4.2. Единица классификации

 

Для осуществления точного поиска правовой информации по определенному вопросу нормативный акт должен классифицироваться (рубрицироваться) не только в целом, но и по нормативным частям, из которых он состоит. Это становится особенно необходимым с увеличением в российском законодательстве количества комплексных актов, содержащих нормы разных отраслей права.

При этом очень важно правильно выбрать единицу классификации.

В связи с тем, что норму права далеко не всегда можно выделить как отдельную, целостную единицу текста, представляется целесообразным за единицу классификации принять структурную единицу акта. При таком подходе не будет "потеряна" ни одна содержательная часть акта, каждая найдет свою "нишу" в классификаторе.

Нормативные правовые акты в зависимости от вида акта, как правило, структурированы по-разному, что видно из следующей таблицы соответствия основным видам нормативных актов определенных структурных единиц.

 

┌─────────────────────────────────┬──────────────────────────────┐

│ Вид акта │ Структурная единица │

├─────────────────────────────────┼──────────────────────────────┤

│Конституция, кодексы, законы,│Разделы, главы, статьи,│

│иные акты │части статей, пункты,│

│ │подпункты, абзацы │

│ │ │

│Указы, постановления, положения,│Пункты, подпункты, абзацы │

│приказы │ │

└─────────────────────────────────┴──────────────────────────────┘

 

Наиболее целесообразным является такой подход: рубрицируются структурные единицы, носящие нормативный характер и имеющие четко очерченные границы, обозначения (статьи, пункты, подпункты). Часть статьи или абзац рубрицируются лишь в отдельных случаях, когда содержат отдельное нормативное положение, не связанное с предыдущей или последующей частью статьи или с предыдущим или последующим абзацем.

Ведомственные акты, небольшие по объему, структурированные только по абзацам, рубрицируются в целом. Это связано с тем, что их содержание обычно относится к одной - двум рубрикам предметного классификатора и рубрицировать каждый абзац в таких случаях нецелесообразно.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.