V Работа над вопросом : Почему на Луне не живут люди?
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Повторение изученного материала (учебник стр. 86).
II.
1. Индивидуальное задание 3 ученикам: Вспомнить по картинкам, какие вопросы задавал Муравьишка Вопросик? Вопросы должны начинаться со слов “где” или “когда” (“Когда придет суббота?”, “Когда наступит лето?”, “Где живут белые медведи?”, “Когда ты станешь взрослым?” и т.д.).
2. Остальные дети отгадывают кроссворд, который лежит у всех на партах.
По горизонтали:
2. Человек, который изучает звезды и другие небесные тела.
5. Птица, которая живет в теплых странах и не умеет летать.
8. Часть велосипеда.
9. Животные, которые вымерли очень-очень давно.
10. Время года, которое наступает после осени.
11. Основная работа этого человека – печь хлеб
12. В нее одевались первобытные люди.
По вертикали:
1. Первый месяц весны.
3. Излюбленная пища белых медведей.
4. Он бывает только зимой. Про него говорят: “Хоть невелик, да стоять не велит!”
После того, как дети разгадали кроссворд, слово детям, выполнявшим индивидуальные задания. Ученики выступают в роли учителя. Они по очереди называют вопросы и спрашивают любого ученика.
III. Работа над новой темой.
– Муравьишка приготовил для вас новый вопрос (стр. 88 – прочитать).
Ответы детей.
Учитель направляет: Солнце не просто светит днем, а оно-то и создает нам день. Когда Солнце восходит и освещает Землю, начинается день. А когда Солнце заходит, начинается ночь. И только ночью становятся видны звезды.
Отгадать загадку:
Голубой платок,
Желтый колобок
По платку катается,
Людям усмехается. (Небо и Солнце).
– Что такое Солнце? (Вспомнить стр. 6 учебника).
– Учитель рассказывает о Солнце.
Cтр. 88 учебника: нарисовать грустное и веселое Солнышко.
Вопросы:
– А почему Солнышко может загрустить?
А когда Солнышко будет веселым?
Отгадать загадку:
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянули утром – нет ничего.
Что это? (Звезды)
– В старину люди думали, что звезды – это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. Кто знает, что такое звезды?
Ответы детей.
Стр. 88 учебника – чтение текста вверху.
– Так что же такое звезды?
– Почему они кажутся нам маленькими светящимися точками?
– Рассмотреть рисунок на стр. 88; что можно рассказать о звездах?
Учитель с детьми читает названия звезд и предлагает вылепить их из пластилина (дети лепят, а учитель рассказывает о звездах).
– Что такое звезды?
– Что такое Солнце?
Учебник, стр. 88 (нижний текст). Вопросы по прочитанному:
– Что такое Солнце?
– Что создает нам Солнце?
– Почему днем не видно другие звезды?
– Кто изучает звезды?
– С помощью чего астроном изучает звезды?
Работа в рабочей тетради стр. 35
Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединили отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена. Отгадайте, о каком созвездии идет речь:
Из какого ковша
Не пьют, не едят,
А только на него глядят? (Созвездие Большой Медведицы).
Учебник стр.6 + свои наблюдения по “Научному дневнику” (задание 1).
-Под ногами Большой Медведицы расположено созвездие Льва. Оно состоит из 70 звезд.
Стр.89 (учебник)
Миф о созвездии Льва:
Созвездие названо в честь льва, который свирепствовал около греческого города Немен. Геркулес настиг льва около логова и пустил в него 3 стрелы с бронзовыми наконечниками. Но стрелы отскочили от шкуры, как от стали. Тогда герой выдернул из земли дуб и вместо палицы ударил им зверя. Оглушенный лев упал на землю. Геркулес бросился на зверя и задушил его голыми руками. С тех пор львиная шкура заменяла Геркулесу панцирь и шлем.
Работа по учебнику стр.89 (внизу)
-Самая большая звезда этого созвездия – Регул, что значит “царь” (домашнее задние: ночью на небе отыскать звезду).
-Из чего состоят созвездия?
-Что такое звезды?
-Что такое Солнце?
-Что вы запомнили о звездах и Солнце?
-Почему днем на небе не видно звезд? Почему они становятся видны ночью?
IV Физкультминутка(учитель читает загадку, дети выполняют движения):
Кто-то утром, не спеша, (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (дети дуют и разводят руки)
А как выпустишь из рук – (поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг (поворот).
Что это за шар? (дети хором: “Солнце!”)
V Работа над вопросом : Почему на Луне не живут люди?
-Узнал Муравьишка, что такое Солнце, звезды. Взглянул на небо и увидел еще что-то:
Ночью на небе один
Золотистый апельсин.
Миновали две недели,
Апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только
Апельсиновая долька.
-Что увидел Муравьишка Вопросик?
-Кто из вас видел Луну? Нарисуйте.
-Еще в древности люди тоже заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то на серп, который назвали Месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумали сказки, легенды, мифы.
Сказка “Почему у месяца нет платья” (сербская сказка).
-А мы с вами сможем объяснить, почему Луна так меняет внешний вид?
-Чтобы это объяснить, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце – это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна…
Учебник, стр.90 (вверху). Узнаем: в чем секрет Луны, как она светит?
-Что изображено голубым цветом?
-Что делает Земля?
-Значит, сейчас какая часть суток?
-Что изображено белым цветом?
-А красным?
–Что делает Солнце?
-Что делает Луна?
-А может ли Луна сама испускать свет?
Стр.90 учебник: “Луна сама не испускает света, она, словно зеркало, отражает свет Солнца”.
-Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле она не меняет своей формы.
-Какую форму она имеет?
Рисунок стр.91 (учебник).
-Вместе с нами на Луну смотрят Муравьишка и Мудрая Черепаха. А каким прибором они пользуются?
-Что мы видим на поверхности Луны?
Рассказ о Луне.
-Луна – это естественный (природный) спутник Земли.
-Что больше по размерам: Земля или Луна?
Стр.91 учебник.
-А как еще изучают Луну?
Стр.90 (учебник).
-Что люди посылали на Луну?
-Как они ими управляли?
-Представьте, что вы с друзьями отправляетесь в космическое путешествие на луноходе.
(Работа в рабочей тетради стр.36 №2).
Советы улетающим на Луну (звучит космическая музыка):
1. Если на Луне тебе захотелось немножко попрыгать, учти, что ты подпрыгнешь в 6 раз выше, чем на Земле, и падать будешь гораздо медленнее. Почему? Потому, что сила тяжести на Луне в 6 раз меньше, чем на Земле.
2. Будешь прогуливаться по Луне – смотри под ноги. Вся поверхность усыпана камнями, которые падают из космоса.
3. Не забудь взять часы с календарем, а то совсем запутаешься в днях. На Луне 1 день длится 2 наших недели, а потом на 2 наших недели наступит ночь.
4. Зонтик тебе не пригодится: дождей на Луне не бывает. Да что там дождей – там вообще нет воды. Нет облаков, туманов, радуги. Правда, дожди там все-таки бывают – метеоритные, каменные.
5. Если полетишь на Луну вместе с друзьями, не забудь, что разговаривать вы сможете только при помощи радиопередатчиков. Звуков на Луне нет, там даже метеориты падают бесшумно. Это из-за того, что на Луне нет атмосферы.
6. Подумай, как ты будешь дышать? Ведь на Луне нет воздуха.
7. Подумай, как тебе одеться, так как длинным двухнедельным днем поверхность Луны нагревается до +130о, а за длинную ночь охлаждается до -170о.
Составить рассказ о путешествии на Луну по стр.90-91 учебника.