15. Оцените с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана степень монополизации рынка, если каждая из 4 фирм осуществляет по 25% продаж на рынке:
а) 740 б) 10000 в) 1040 г) 2500
16. Если классифицировать рыночные структуры по признаку количества фирм в отрасли, то к олигополии можно отнести ситуацию, когда количество фирм:
а) 1; б) бесконечно; в) 2; г) от 2 до 10.
17. Дуополия – это…
а) группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.
б) ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.
в) модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.
г) последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.
18. Тайный сговор – это…
а) группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.
б) отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
в) ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.
г) модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.
19. Барьеры – это…
а) продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.
б) легальные или естественные препятствия проникновению в отрасль новых фирм.
в) ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.
г) доказательство неэффективности монополии
20. Картель – это…
а) группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.
б) отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
в) ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.
г) модель рыночной структуры, при которой два продавца-конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.
21. Если фирмы стратегически взаимодействуют между собой, то результатом такого взаимодействия будет…
б) прекращение конкуренции, г) снижение издержек производства,
22. Модель и само понятие монополистической конкуренции связаны с выходом одноименной книги:
а) Джоан Робинсон; в) Эдварда Чемберлена;
б) Джона Гелбрейта; г) Карла Маркса; д) Давида Рикардо.
23. Для рынка монополистической конкуренции характерно:
а) использование преимущественно ценовой конкуренции;
б) вхождение новых фирм в отрасль более трудно, чем при совершенной конкуренции, но не в такой степени, как в условиях монополии;
в) в отрасли присутствует несколько десятков фирм, выпускающих однородную продукцию;
г) каждая фирма отрасли принимает решения с учетом реакции своих конкурентов;
д) в долгосрочном периоде экономическая прибыль всегда положительна.
24. Эластичность кривой спроса на продукцию монополистического конкурента увеличится при:
а) ужесточении барьеров вхождения в отрасль;
б) уменьшении дифференцированности ее продукции;
в) сокращении числа фирм в отрасли;
г) увеличении числа фирм в отрасли;
д) сокращении средних совокупных издержек.
25. На рынке олигополии:
а) и продавцы и покупатели являются ценополучателями;
б) проникновение на рынок новых фирм не ограничено;
в) поведение отдельных фирм характеризуется тесной взаимозависимостью;
г) производится исключительно дифференцированная продукция;
д) кривая спроса отдельной фирмы характеризуется абсолютной эластичностью.
26. Возникновение естественных олигополий связано с:
а) возможностью крупных фирм снижать средние издержки в долгосрочном периоде;
б) возрастающим характером кривой долгосрочных средних издержек в данной отрасли;
в) способностью отдельных фирм предсказывать реакцию конкурентов;
г) способностью олигополистов удерживать "жесткие" цены на определенном интервале выпуска продукции;
д) картельными соглашениями.
27. Вероятность возникновения картеля при олигополии выше в отрасли:
а) с относительно небольшим количеством фирм;
б) выпускающей однородный, а не дифференцированный продукт;
в) где фирмы имеют примерно одинаковый уровень издержек;
г) переживающей экономический подъем;
д) все ответы верны.
28. Модель ломаной кривой спроса на продукцию олигополиста предполагает, что:
а) конкуренты имеют соглашение с данной фирмой о проведении совместной ценовой политики;
б) конкуренты игнорируют случаи повышения цены данной фирмой, но реагируют на ее снижение;
в) конкуренты игнорируют случаи снижения цены данной фирмой, но реагируют на ее повышение;
г) конкуренты отслеживают любые изменения в ценовой политике данной фирмы;
д) фирма является ценовым лидером и не реагирует на случаи изменения цен фирмами-конкурентами.
29. Олигопольный рынок схож с рынком монополистической конкуренции тем, что:
а) отсутствуют любые барьеры для проникновения на рынок;
б) действует значительное количество фирм;
в) действует ограниченное количество фирм;
г) фирмы обладают рыночной властью;
д) в условиях равновесия цена равна предельному доходу фирмы.
30. Коэффициент рыночной власти (неверный ответ):
а) может быть подсчитан по формуле L= (P-MC)/P;
б) количественно всегда находится в пределах между 0 и 1;
в) в терминах эластичности равен L=-1/Ed, где Ed - коэффициент эластичности рыночного спроса;
г) характеризует степень относительного превышения цены, максимизирующей прибыль, над издержками фирмы;
д) равен 0 при совершенной конкуренции и 1- при чистой монополии.
31. Ситуация, когда фирма-монополист получит максимальную прибыль при оптимальном объеме производства, соответствует на рисунке точке:
МС - предельные издержки
АС - средние издержки
MR - предельный доход
AR - средний доход
а) В, при Q=40, Р=7
б) К, при Q=30, Р=10
в) С, при Q=35, Р=4
г) Е, при Q=30, Р=5
Решите задачи:
1.Фирма, монополистический конкурент, подсчитала, что при существующем на рынке спросе функция зависимости ее среднего дохода от объема выпуска имеет вид AR=10-q, а функция средних издержек АС=16/q+q.
Какую прибыль или убытки получит фирма, оптимизируя свой выпуск?
2.Функция спроса фирмы-монополистического конкурента имеет вид P=10-2Q, а функция ее совокупных издержек - ТС=25+4Q-Q2.
Определить максимизирующие прибыль цену и объем выпуска .
3.Функция валовых издержек фирмы-монополиста задана уравнением ТС = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы задана уравнением Р = 10 - 0,5Q.
Определите:
1) цену, при которой прибыль фирмы максимальна (Рмон);
2) величину прибыли (Пмон);
3) степень монопольной власти фирмы на рынке или индекс Лернера (ИL).
4.**Функция средних затрат фирмы — монополистического конкурента на своем рынке: АС = 3Q - 2. Рыночный спрос на продукцию фирмы: Q = 52 - 2Р. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 0,5Q2 + 6Q, спрос на продукцию фирмы увеличился и составил Q = 104 - 2Р.
Определите прибыль фирмы до и после проведения рекламной кампании и сделайте выводы о ее эффективности. (Подсказка: для расчетов необходимо учитывать максимально возможную прибыль фирмы, т.е. прибыль при оптимальном объеме производства)
5.**На олигополистическом рынке действует фирма-лидер, которая имеет функцию затрат ТС = Q2 + 3Q. Функция рыночного спроса: Р = 90 - Q. Остальные фирмы (фирмы-аутсайдеры) могут поставить по цене лидера количество продукции 45, т.е. Qаутсайдеров = 45.
Определите выпуск (Qлидера) и цену лидера. (Подсказка: объем выпуска фирмы-лидера равен разнице между суммарным рыночным спросом и объемом поставов фирм-аутсайдеров)