1.1. Актуальность, роль и место преподаваемой дисциплины в структуре учебного плана.
В системе гуманитарного образования студентов высших учебных заведений особое место принадлежит культурологии как предмету, дающему представление о базисных ценностях культуры и закономерностях ее формирования и развития.
Исследование культурологии имеет глубокие традиции и всегда привлекало внимание других гуманитарных дисциплин. Дисциплина связана с философией, позволяющей осмыслить закономерности развития культурологии; политологией, помогающей понять особенности политического процесса в России, механизм формирования и функционирования политической власти, особенности и значение политической культуры; экономическими теориями; социологией, позволяющей понять структуру общества, законы его развития; психологией, изучающей мотивы поведения людей в духовной жизни; Отечественной историей, рассматривающей историю отечественной культуры и ее особенности.
Цели преподаваемой дисциплины.
Основными целями изучения курса является приобретение новых знаний по теории и истории мировой культуры, расширение общеобразовательного кругозора студентов, углубление и систематизация их знаний, и формирование на этой основе гуманистического мировоззрения, основанного на приоритете общечеловеческих ценностей.
Цель преподавания курса культурологии состоит в реализации требований Государственного стандарта к уровню культурологических знаний выпускников вуза.
Задачи преподаваемой дисциплины.
Задачи изучения культурологии определяются прежде всего самим содержанием предмета, а также потребностью выработки у студентов умения применять полученные знания в своей практической деятельности, направленной на расширение кругозора и культурного уровня молодого специалиста, правильной ориентации его в разнообразной и сложной жизни современной культуры.
Завершив изучение культурологии, выпускник должен:
- понимать и уметь охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
- иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, о способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
- знать исторические и региональные типы культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в XX в.;
- понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения курса.
После успешного изучения дисциплины на основе полученных знаний студент будет:
-понимать и уметь характеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;
-иметь представление о формах культуры, их возникновении и развитии, способах порождения культурных норм, ценностей, о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта;
-знать исторические и региональные типы, культуры, их динамику, основные достижения в различных областях культурной практики, развитие культуры в ХХ в.;
-понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.
После успешного изучения дисциплины студент способен:
- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;
- уметь оценивать достижения культуры на основе знаний исторического контекста их создания.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Выписка из государственного образовательного стандарта.
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре, Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.
Культура и личность. Инкультурация и социализация.
2.2. Наименование тем, их содержание и объем.
Общее количество часов и их размещение по темам.
№ темы
Наименование темы
Всего часов
Из них
Лекции
Семинары
Самост. работа
Структура и состав современного культурологического знания.