Финансово-экономическое обоснование стоимости мероприятий по развитию социальной инфраструктуры, необходимых для достижения значений, соответствующих нормативным требованиям, основывается на расчетах сметной стоимости строительства объектов различного назначения по соответствующим нормативам.
Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, определяет состав сметных нормативов и порядок определения сметной стоимости строительства объектов.
Сметные нормативы – это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, применяемых для определения сметной стоимости строительства объектов (зданий и сооружений) различного назначения.
Сметная норма – это совокупность ресурсов, установленная на принятый измеритель строительно-монтажных или других работ.
Сметная норма определяет нормативное количество ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения соответствующего вида работ, и является основой для перехода к стоимостным показателям.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28.08.2014 № 506/пр «О внесении в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, укрупненных сметных нормативов цены строительства для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры» в реестр (Раздел 1. Государственные сметные нормативы) внесен ряд укрупненных нормативов цены строительства (далее – НЦС-2014), включая:
Укрупненные нормативы цены строительства «Административные здания» (НЦС 81-02-02-2014);
Укрупненные нормативы цены строительства «Объекты народного образования» (НЦС 81-02-03-2014);
Укрупненные нормативы цены строительства «Объекты здравоохранения» (НЦС 81-02-04-2014);
Укрупненные нормативы цены строительства «Спортивные здания и сооружения» (НЦС 81-02-05-2014);
Укрупненные нормативы цены строительства «Объекты культуры» (НЦС 81-02-06-2014).
НЦС-2014 рассчитаны в ценах на 2014 год для базового района (Московской области).
Укрупненные нормативы цены строительства представляют собой объем денежных средств (норматив цены строительства), необходимый и достаточный для возведения объектов капитального строительства соответствующего назначения в пересчете на установленную единицу измерения (1 место, 1 посещение в смену, 1 койко-место и т.п.).
Нормативы цены строительства в НЦС-2014 приводится для фиксированных значений параметров объектов. Например, НЦС 81-02-03-2014 определяет норматив цены строительства для школ на 300, 625, 825 и т.д. мест.
Соответствие показателей нормирования, используемых в НЦС-2014, показателям, применяемым в практике градостроительного нормирования и проектирования, отражено в таблице 6.1.1.
Показатели нормирования, используемые в укрупненных нормативах цены строительства (НЦС-2014), и соответствующие им значения показателей, применяемых в градостроительной практике
Таблица 6.1.1
Объект социальной инфраструктуры
Тип учреждения
Обозначение соответствующей части НЦС-2014
Показатель нормирования НЦС-2014
Соответствующее значение показателя градостроительного нормирования
Здравоохранение
Стационар
НЦС
81-02-04-2014
1 койко-место
1 койко-место
Амбулаторно-поликлинические учреждения
1 посещение в смену
1 посещение в смену
Образование
Дошкольные образовательные учреждения
НЦС
81-02-03-2014
1 место
1 место
Общеобразовательные учреждения
1 учебное место
1 учебное место
Физкультурно-спортивные сооружения
Спортивные залы
НЦС
81-02-05-2014
1 пос. в смену
10 кв. м общей площади зала
Стадионы
1 посадочное место
5 кв. м
Площадки
1 площадка
375 кв. м (25х15)
Крытые плавательные бассейны
1 пос. в смену
8,5 кв. м площади зеркала воды на 1 чел.
Культурно-досуговые учреждения
Библиотеки общедоступные
НЦС
81-02-06-2014
1 тыс. томов
1 тыс. томов
Дома культуры
1 зрит. место
1 зрит. место
Сметная стоимость строительства объектов социальной инфраструктуры, определяемая в соответствии с укрупненными нормативами цены строительства, не учитывает дополнительные затраты, возникающие в особых условиях строительства (удаленность от существующей инфраструктуры, стесненные условия производства). Связанные с этим затраты следует учитывать дополнительно.
При расчете стоимости строительства объектов учтен инфляционный коэффициент 1,1136 и НДС 18%.
При расчете затрат на строительно-монтажные работы, связанные с реконструкцией объектов социальной инфраструктуры для увеличения емкости действующих объектов, применяются показатели нормативной стоимости, определенные НЦС 81-02-04-2014 с понижающим коэффициентом порядка 0,3 – 0,4 (в зависимости от типа объекта).
При определении сметной стоимости строительства в затраты на строительно-монтажные работы согласно НЦС-2014 включены затраты на приобретение оборудования, инструмента, мебели, инвентаря.
Помимо этого должны учитываться дополнительные работы и затраты, необходимые для полноценного функционирования объекта.
Объем дополнительных работ и, соответственно, их стоимость в значительной степени варьируются в зависимости от местоположения объекта на территории муниципального образования и планировочной структуры конкретного населенного пункта. В зависимости от уровня градостроительного освоения территорий, дополнительные затраты могут составлять от 10 % до 50 % от сметной стоимости строительно-монтажных работ.
Дополнительные затраты при строительстве объектов могут включать:
стоимость выкупа земельного участка при строительстве новых объектов на землях, не находящихся в региональной или муниципальной собственности;
затраты на транспортную инфраструктуру – строительство улиц и дорог, парковок и т. д.;
затраты на инженерную инфраструктуру – проведение коммуникаций, создание генерирующих мощностей (водозабор, котельная);
затраты на благоустройство и озеленение;
затраты на перенос коммуникаций в условиях реконструкции и развития ранее застроенных городских/сельских территорий;
затраты на рекультивацию территории при освоении площадок, ранее использовавшихся в производственных и коммунально-складских целях;
другие затраты.
Затраты на выкуп земельного участка могут возникнуть при строительстве новых объектов социальной инфраструктуры на землях, не находящихся в региональной, муниципальной или неразграниченной государственной собственности.
Дополнительные затраты, учитываемые в сметной стоимости строительства объекта социальной инфраструктуры, определяются в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ:
затраты на инженерную и транспортную инфраструктуру – для расчетов приняты в размере 15 % от СМР;
затраты на благоустройство и озеленение – для расчетов приняты в размере 5 % от СМР.
Затраты на перенос коммуникаций, рекультивацию территории (при развитии застроенных территорий) – в расчетах не используются.
При реконструкции принимаются в расчет только затраты на проектирование и СМР, затраты на дополнительное инженерное и транспортное обслуживание, благоустройство исключаются.
Стоимость всех мероприятий указана суммарно с учетом бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
Планируемые объекты здравоохранения
НЦС 81-02-04-2014 определяет нормативы цены строительства одного койко-места в больничных стационарах и учреждениях амбулаторно-поликлинической сети в зависимости от их ёмкости (таблица 6.1.1.1).
Показатели норматива цены строительства
Таблица 6.1.1.1
Поз.
Наименование объекта, единица измерения
Норматив цены строительства на 2014 год, тыс. руб.
Больницы свыше 200 койко-мест
2774,80
Поликлиники на 200 посещений в смену
1000,80
Поликлиники на 300 посещений в смену
700,10
В соответствии с НЦС 81-02-04-2014 если параметр объекта отличается от указанного в Таблице 6.1.1.1, то показатель рассчитывается путём интерполяции по формуле:
, где
Пв – рассчитываемый показатель;
Па и Пс – пограничные показатели из таблиц сборника;
а и с – параметр для пограничных показателей;
в – параметр для определяемого показателя, а < в < с.
Нормативы цены строительства с учетом поправочных коэффициентов (коэффициента на инфляцию за 2014 – 2015 годы 11,36 % и НДС 18%), стоимость строительно-монтажных работ приведены в таблице 6.1.1.2.
При определении дополнительной стоимости используются коэффициенты, отражающие дополнительные затраты при строительстве на свободных участках, относящихся к землям неразграниченной государственной собственности:
затраты на инженерную и транспортную инфраструктуру – 1,15;
затраты на благоустройство и озеленение – 1,05.
Общая стоимость строительства с учётом дополнительных затрат представлена в таблице 6.1.1.2. Все приведённые в таблице объекты размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности (Министерства обороны РФ), которые будут переданы в муниципальную собственность городского округа Власиха безвозмездно. Соответственно, затраты на выкуп земельных участков отсутствуют.
Общие затраты на размещение объектов здравоохранения составляют 1,3 млрд. руб.
Перечень размещаемых объектов здравоохранения
Таблица 6.1.1.2
Поз.
Наименование объектов
Местоположение
Единица измерения
Ёмкость
Норматив цены строительства на 2014 год, тыс. руб.
Норматив цены строительства на 2015 год, тыс. руб. (с учётом поправочных коэффициентов)
Затраты на строительно-монтажные работы, мнл. руб.
Общая стоимость строительства (с учётом дополнительных затрат)
Больница
планировочный район «Лесной»
коек
2774,8
3646,22
802,2
968,7
Поликлиника
планировочный район «Центральный»
пос./смену
790,31
1038,51
280,4
338,6
Поликлиника
планировочный район «Лесной»
пос./смену
размещается во встроенно-пристроенных помещениях
Итого:
1082,6
1307,3
Планируемые объекты образования
НЦС 81-02-03-2014 определяет норматив цены строительства одного места в дошкольных учреждениях для детских садов на 100 – 300 мест и общеобразовательных школ от 100 мест (таблица 6.1.2.1).
Показатели норматива цены строительства
Таблица 6.1.2.1
Поз.
Наименование объекта, единица измерения
Норматив цены строительства на 2014 год, тыс. руб.
Детские сады на 100 – 110 мест
667,00
Детские сады на 120 мест
664,12
Детские сады на 160 мест
659,32
Школы на 100 мест
1045,07
Школы на 275 мест
649,43
Школы свыше 900 мест с бассейном
399,34
Школы искусств на 300 мест
497,97
В соответствии с НЦС 81-02-03-2014 если параметр объекта отличается от указанного в таблице 6.1.2.1, то показатель рассчитывается путём интерполяции по формуле:
, где
Пв – рассчитываемый показатель;
Па и Пс – пограничные показатели из таблиц сборника;
а и с – параметр для пограничных показателей;
в – параметр для определяемого показателя, а < в < с.
Нормативы цены строительства с учетом поправочных коэффициентов (коэффициента на инфляцию за 2014 – 2015 годы 11,36 % и НДС 18%, затраты на реконструкцию с увеличением емкости действующих объектов рассчитываются с понижающим коэффициентом 0,35 – для детских садов и 0,3 – для школ) и приведены в таблице 6.1.2.2.
Стоимость строительно-монтажных работ приведена в таблице 6.1.2.2.
При определении дополнительной стоимости используются коэффициенты, отражающие дополнительные затраты при строительстве на свободных участках, относящихся к землям неразграниченной государственной собственности:
затраты на инженерную и транспортную инфраструктуру – 1,15;
затраты на благоустройство и озеленение – 1,05.
Общая стоимость строительства с учётом дополнительных затрат, представлена в таблице 6.1.2.2.
Размещение новой общеобразовательной школы планируется на земельном участке, находящемся в федеральной собственности (Министерства обороны РФ), который будет передан в муниципальную собственность городского округа Власиха безвозмездно. Реконструкция с увеличением ёмкости существующих объектов планируется без расширения территории. Соответственно, затраты на выкуп земельных участков отсутствуют.
Общие затраты на размещение и реконструкцию объектов образования составляют 1,1 млрд. руб.
Перечень размещаемых (реконструируемых) объектов образования
Таблица 6.1.2.1
Поз.
Наименование объектов
Местоположение
Ёмкость, мест
Норматив цены строительства на 2014 год, тыс. руб.
Норматив цены строительства на 2015 год, тыс. руб. (с учётом поправочных коэффициентов)
Затраты на строительно-монтажные работы, мнл. руб.
Общая стоимость строительства (с учётом дополнительных затрат)
Детские сады
Детский сад
планировочный район «Центральный»
строительство ведётся в рамках муниципальной программы «Развитие образования и воспитания в городском округе Власиха Московской области на 2015 – 2019 годы»
Реконструкция детского сада № 1 с увеличением ёмкости
планировочный район «Центральный»
306,76
15,3
15,3
Реконструкция детского сада № 2 с увеличением ёмкости
планировочный район «Центральный»
306,76
27,6
27,6
Реконструкция детского сада № 3 с увеличением ёмкости
планировочный район «Центральный»
659,32
303,23
48,5
48,5
Реконструкция детского сада № 4 с увеличением ёмкости
планировочный район «Солнечный»
664,12
305,44
36,7
36,7
Реконструкция детского сада № 5 с увеличением ёмкости
планировочный район «Лесной»
306,76
6,1
6,1
Итого:
134,2
134,2
Общеобразовательные школы
Реконструкция школы «Перспектива»
планировочный район «Центральный»
649,43
256,01
70,4
70,4
Реконструкция детского сада с размещением блока начальных классов
планировочный район «Солнечный»
1045,07
411,98
33,0
33,0
Общеобразовательная школа с бассейном
планировочный район «Лесной»
399,34
157,43
629,7
760,4
Итого:
733,1
863,8
Учреждения дополнительного образования детей
Школа искусств
497,97
654,36
78,5
94,2
Итого:
78,5
94,2
ВСЕГО:
945,8
1092,2
Планируемые объекты культуры
НЦС 81-02-06-2014 определяет нормативы цены строительства одного места в домах культуры в зависимости от их ёмкости (таблица 6.1.3.1).
Показатели норматива цены строительства
Таблица 6.1.3.1
Поз.
Наименование объекта, единица измерения
Норматив цены строительства на 2014 год, тыс. руб.
Дома культуры на 400 мест
463,10
Клубы на 120 мест
221,74
Нормативы цены строительства с учетом поправочных коэффициентов (коэффициента на инфляцию за 2014 – 2015 годы 11,36 % и НДС 18 %), стоимость строительно-монтажных работ приведены в таблице 6.1.3.2.
При определении дополнительной стоимости используются коэффициенты, отражающие дополнительные затраты при строительстве на свободных участках, относящихся к землям неразграниченной государственной собственности:
затраты на инженерную и транспортную инфраструктуру – 1,15;
затраты на благоустройство и озеленение – 1,05.
Приведённые ниже объекты размещаются на земельных участках, находящихся в муниципальной и федеральной собственности (Министерства обороны РФ). Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, будут переданы в муниципальную собственность городского округа Власиха безвозмездно. Соответственно, затраты на выкуп земельных участков отсутствуют.
Общие затраты на размещение объектов культуры составляют 0,3 млрд. руб.
Перечень размещаемых объектов культуры
Таблица 6.1.3.2
Поз.
Наименование объектов
Единица измерения
Ёмкость
Норматив цены строительства на 2014 год,
тыс. руб.
Норматив цены строительства на 2015 год, тыс. руб. (с учётом поправочных коэффициентов)
Затраты на строительно-монтажные работы, мнл. руб.
Общая стоимость строительства (с учётом дополнительных затрат)
Культурно-досуговый центр
планировочный район «Центральный»
мест
608,54
243,4
293,9
Культурно-досуговый центр
планировочный район «Центральный»
мест
291,38
29,1
35,1
ИТОГО:
272,5
329,0
Планируемые объекты спорта
Документ «Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены строительства «Спортивные здания и сооружения» (НЦС 81-02-05-2014)» определяет объём денежных средств, необходимый и достаточный для возведения спортивных зданий и сооружений, рассчитанный на установленную единицу измерения (для ФОКов и спорткомплексов с бассейнами – 1 место, для бассейнов – 1 посещение в смену).
НЦС 81-02-05-2014 определяет норматив цены строительства одного места в физкультурно-оздоровительном комплексе и приводит примеры расчета стоимости строительства ФОК различной вместимости.
Для расчета по городскому округу Власиха с учетом коэффициента на инфляцию за 2014 – 2015 годы 11,36 % и НДС 18% применялась стоимость универсального ФОКа на 300 мест, имеющего в составе спортивные залы и плавательный бассейн, в размере 430,8 млн. руб.
НЦС 81-02-05-2014 не определяет норматив цены плоскостных спортивных сооружений. Исходя из предложений на рынке спортивных площадок – хоккейных коробок, баскетбольных площадок и полей для мини-футбола, средняя стоимость плоскостных спортивных сооружений с учетом монтажа и потребности в площадях под раздевалки составляет 20,0 – 25,0 тыс. руб. на 1000 кв. м плоскостных сооружений. Для расчета плоскостных спортивных сооружений стоимость 1000 кв. м для городского округа Власиха принята 22,0 тыс. руб.
Для обеспечения нормативной потребности населения в объектах физкультуры и спорта не предусмотрена реконструкция с расширением емкости существующих объектов.
Количество объектов и затраты на их создание представлены в таблице 6.1.4.1.
При определении дополнительной стоимости используются коэффициенты, отражающие дополнительные затраты при строительстве на свободных участках, относящихся к землям неразграниченной государственной собственности:
затраты на инженерную и транспортную инфраструктуру – 1,15;
затраты на благоустройство и озеленение – 1,05.
Общие затраты на размещение объектов физкультуры и спорта составляют 2,2 млрд. руб. (таблица 6.1.4.1).
Приведённые в таблице объекты размещаются на земельных участках, находящихся в муниципальной и федеральной собственности (Министерства обороны РФ). Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, будут переданы в муниципальную собственность городского округа Власиха безвозмездно. Соответственно, затраты на выкуп земельных участков отсутствуют.
Планируемые объекты спорта
Таблица 6.1.4.1
Тип объекта
Размещение
Затраты (СМР), млн. руб.
Общая стоимость строительства
(с учётом дополнительных затрат)
Универсальный ФОК, ед.
1292,4
1550,9
Плоскостные спортивные сооружения, тыс. кв. м
660,0
660,0
ИТОГО:
1952,4
2210,9
Ориентировочная стоимость строительства объектов социальной инфраструктуры составит около 4,9 млрд. руб. (таблица 6.1.4.2).
Ориентировочная стоимость строительства объектов социальной инфраструктуры