Информация для экзаменатора: оцените, пожалуйста, клинические навыки студента при аускультации легких в соответствии с приведенными ниже критериями
№
ша-
гов
Критерии оценки шагов
Превосходно*
Приемлемо**
Требует коррекции***
Неприемлемо****
1.
Экзаменуемый встал справа от манекена. Выслушивание начал с верхушек легких спереди над и под ключицами; далее аускультацию спереди продолжил по среднеключичным линиям во II, III межреберьях, прикладывая фонендоскоп в строго симметричных участках грудной клетки с обеих сторон; справа продолжил в IV, V межреберьях.
12,5
10,0
6,0
2.
Аускультацию боковых поверхностей начал с подмышечных ямок и продолжил строго в симметричных участках по среднеподмышечным линиям на уровне IV- VI межреберий, при этом подчеркнул, что руки больного находятся над головой.
12,5
10,0
6,0
3.
Аускультацию легких сзади начал стоя слева от манекена, указав, что голова больного должна быть слегка опущена, а руки скрещены на груди, с надлопаточных областей; далее продолжил в межлопаточных и закончил в подлопаточных областях (при этом отметил, что руки больного должны быть опущены), прикладывая фонендоскоп в строго симметричных участках.
12,5
10,0
6,0
Правильно указал, что в норме над поверхностью легких выслушивается везикулярное дыхание, объяснил механизм образования везикулярного дыхания и его свойства при выслушивании, фазы выслушивания. Изобразил везикулярное дыхание графически. Полностью охарактеризовал его изменения: ослабление, отсутствие, усиление.
7,0
6,0
Правильно назвал и объяснил причины, механизм физиологического ослабления или усилениявезикулярного дыхания (ожирение, детский возраст, кахексия, физическая нагрузка, астеническая форма грудной клетки).
7,0
5,0
Правильно назвал и объяснил причины ослабления или отсутствия везикулярного дыхания при внелёгочной (анасарка) и бронхолёгочной патологии (гидроторакс, пневмоторакс, ателектаз, снижение эластичности альвеолярной стенки – воспалительной инфильтрации легочной ткани, повышенной воздушности).
7,0
5,0
Правильно объяснил механизм образования бронхиального дыхания и его свойства при выслушивании, фазы выслушивания.
7,0
5,0
Правильно назвал и показал места выслушивания бронхиального дыхания (над гортанью и трахеей) по передней (яремная ямка и место сочленения рукоятки и тела грудины) и задней (VII шейный позвонок и III - IV грудные позвонки) поверхностям грудной клетки.
12,5
10,0
6,0
Объяснил причины и механизм образования патологического бронхиального дыхания при синдромах уплотнения легочной ткани и наличия полости
7,0
5,0
Максимальный балл по этапу - 100. Время, отведенное на задание – 5 мин
Примечание:
* Абсолютно правильно, поэтапно и в полном объеме продемонстрировал технику и методику аускультации; комментировал проводимые манипуляции, демонстрируя речевую грамотность и логическую последовательность изложения; показал знания дополнительной литературы; использовал научную терминологию; демонстрировал навык работы с муляжом; правильно графически изобразил основные дыхательные шумы; уложился по времени;
**Допускал погрешности при выполнении мануальных навыков; комментировал проводимые манипуляции с элементами неуверенности; при использовании научной терминологии допускал неточности; правильно графически изобразил основные дыхательные шумы; демонстрировал навык работы с муляжом; уложился по времени;
***Технику и методику аускультации продемонстрировал с ошибками, не сумел выполнить в полном объёме и последовательно манипуляцию; комментировал проводимые манипуляции с неточностями; непоследовательно; не использовал научную терминологию; допустил ошибки при графическом изображении основных дыхательных шумов; не уложился по времени;
**** Технику и методику аускультации не смог продемонстрировать, не знал методики проведения аускультации; показал полное незнание и непонимание учебного материала, последовательности манипуляции; не комментировал проведение манипуляции; отказывался от ответа; пользовался шпаргалкой.
Обсуждено и утверждено на заседании кафедры, протокол №3 от 17 октября 2014г
Заведующий кафедрой, профессор, д. м. н. Г. М. Есенжанова