Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей.
Преобразующее влияние человека на природу неизбежно. Вносимые его хозяйственной деятельностью изменения в природу усиливаются по мере развития производительных сил и увеличения массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот.
Глобальные процессы образования и движения живого вещества в биосфере связаны и сопровождаются круговоротом вещества и энергии. В отличие от чисто геологических процессов биогеохимические циклы с участием живого вещества имеют значительно более высокие интенсивность, скорость и количество вовлеченного в оборот вещества.
С появлением и развитием человечества процесс эволюции заметно видоизменился. На ранних стадиях цивилизации вырубка и выжигание лесов для земледелия, выпас скота, промысел и охота на диких животных, войны опустошали целые регионы, приводили к разрушению растительных сообществ, истреблению отдельных видов животных. По мере развития цивилизации, особенно после промышленной революции конца средних веков, человечество овладевало все большей мощью, все большей способностью вовлекать и использовать для удовлетворения своих растущих потребностей огромные массы вещества.
Последствия антропогенной (предпринимаемой человеком) деятельности проявляется в истощении природных ресурсов, загрязнения биосферы отходами производства, разрушении природных экосистем, изменении структуры поверхности Земли, изменении климата. Антропогенные воздействия приводят к нарушению практически всех природных биогеохимических циклов.
Сегодня каждый человек должен осознать свое место и роль в окружающей его среде, определить подходы к рациональному использованию природных ресурсов. Это относится в первую очередь к тем людям, которые определяют экономические и политические программы как государств, так и различных регионов.
Курс дает представление о комплексности науки, рассматривающей проблемы от природных процессов и явлений до социальных взаимоотношений.
Данная учебно-методическая работа может быть использована студентами заочного отделения гуманитарного факультета. В ней предлагаются содержание курса, требования к оформлению и содержанию эссе, примерные вопросы к зачету, список примерных тем эссе, рекомендуется литература.
Содержание курса «Экология»
Тема 1. Предмет и задачи экологии.
Экология как наук. Место экологии в системе естественных наук. Современное понимание экологии как науки об экосистемах и биосфере. Проблемы, связанные с антропогенным воздействием человека на биосферу.
Тема 2. Понятие и структура биосферы
Понятие о биосфере и ее эволюция. Составляющие компоненты биосферы – атмосфера, гидросфера и литосфера. Экосистемы. Представление об экосистемах. Структура и функционирование экосистем в биосфере. Значение экологии и природопользования в современном мире.
Тема 3. Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы.
Понятие об экологическом факторе. Виды и особенности антропогенного воздействия на окружающую среду.
Тема 4. Природные ресурсы и пути их рационального использования.
Эколого-экономическая классификация природных ресурсов. Потребление и восстановление естественных ресурсов. Минеральные ресурсы. Главные принципы охраны и рационального использования полезных ископаемых. Комплексное использование сырья и вторичных материальных ресурсов.
Тема 5. Экологические проблемы и пути их решения.
Глобальные экологические проблемы. Пути решения экологических проблем.
Тема 6. Экологическое право в системе российского права.
Экологические отношения: понятие, особенности, структура. Понятие экологического права. Система и структура экологического права России. Ответственность за экологические правонарушения.