Палеоантропы - одна из четырех основных стадий в эволюции человека (Рогинский, 1977). Она представлена большим числом находок в Старом Свете. Костные остатки палеоантропов найдены более чем в 40 местонахождениях и принадлежат более чем 100 индивидам. Для поздних европейских палеоантропов (неандертальцев) характерны следующие морфологические особенности: 1) мощный надглазничный валик и сильно покатый лоб, 2) затылочный отдел, сплющенный сверху вниз, 3) горизонтально расположенный верхний край чешуи височной кости, 4) несколько притуплённый сосцевидный отросток, 5) плоские и скошенные назад скуловые кости, 6) верхние челюсти без Клыковых ямок. характерных для людей современного типа, 7) массивная нижняя челюсть без подбородочного выступа, 8) вместимость мозговой коробки черепа, не уступающая по величине современному человеку.
Неандертальцы Западной Европы были небольшого роста (155 - 165 см для мужчин). Крупная голова неандертальцев сидела на позвоночном столбе со слабо выраженными изгибами, вертикально стоящими, сильно развитыми остистыми отростками. Для длинных костей характерны крупные абсолютные размеры и массивность эпифизов, для диафизов - также массивность и изгиб. Ребра неандертальцев крупных размеров были массивны, в сечении треугольные. Ключицы очень длинные и грацильные. Лопатка короткая и широкая. Туловище короткое. Относительная величина верхней конечности невелика. Плечо длиннее предплечья. Плечевая кость обладает тенденцией к округленности сечения в середине диафиза. Кость неандертальцев широкая и мощная. Форма запястно - пястных суставов свидетельствует об отсутствии способности пальцев неандертальцев совершать разнообразные движения.
Для таза отмечена следующая примитивная особенность - сравнительно узкое отверстие входа в малый таз. Бедренная кость характеризуется наличием третьего вертела, слабым развитием шероховатой линии и пилястра, голень относительно короткая, кости стопы массивные, их форма и взаимоотношения могут свидетельствовать о неуклюжей походке неандертальцев. Правда, существовавшие до недавнего времени представления о ходьбе неандертальца, сутулящегося, с полусогнутыми коленями и наклоненной головой, сейчас не разделяются исследователями, так как в основе их лежали факты, полученные при неточной реконструкции скелета пожилого индивида из Ла - Шапелль - о - Сен, страдавшего артритом. Передвижение неандертальца, возможно, было неотличимо от нашего. Массивность присуща всему скелету неандертальца. В заключении можно утверждать, что по общему строению скелет неандертальца ближе к типу современного человека, чем его череп.
Зубы неандертальцев отличаются большими размерами, зубная полость - велика, жевательная поверхность изборождена. Промежутки между зубами отсутствуют, клыки не превышают по высоте ряд других зубов. На верхних молярах по четыре бугорка, на нижних - по пяти. Явления кариеса для зубов неандертальцев не отмечено. Стирание коронки происходило интенсивнее при пережевывании твердой пищи, чем у современного человека (Нестурх). Потомки архантропов - палеоантропы во всех отношениях представляют продолжение эволюционного развития гоминид в пределах стадии "формировавшихся людей", определенной Ф. Энгельсом, физическое и социальное развитие которых привело к появлению "готового человека" - Homo sapiens.
Вопрос о происхождении неандертальской группы сложен. На роль предковой для палеоантропов формы претендует, по мнению К. Куна, гейдельбергский гоминид. Это мнение оспаривает В. П. Алексеев (1966), предпочитающий проводить генетическую связь к неандертальцам от раннеплейстоценовых форм, в общем морфологически близким к синантропам. Не следует упрощенно представлять себе переходы из одной стадиальной группы в другую. Элементарная формула "палеоантропы произошли от архантропов", как замечает В. В. Бунак (1966), не может удовлетворить современного исследователя. Соотношение этих типов ископаемых гоминид сложнее. Факты говорят за то, что палеоантропы и архантропы частично существовали одновременно и не различались по типу культуры, точно так же как палеоантропы и неоантропы.
Морфологический прогресс при переходе от архантропов к палеоантропам проявляется главным образом в развитии головного мозга - в увеличении его объема и в перестройке коры, что выражается в преимущественном разрастании отдельных ее участков. Наиболее интенсивно продолжают развиваться области, функционально связанные с процессами познания свойств предметов, с динамическими действиями рук, т. е. с различными сторонами трудовой деятельности. Доказательством дальнейшего развития речи служит увеличение площадей участков в нижней части лобной доли, что отмечается на эндокранах палеоантропов (В. В. Бунак, В. И. Кочеткова, Ю. Г. Шевченко и др. ). Наблюдается заметная перестройка в периферических органах речи как, например, в нижней челюсти.
О возросших морфофизиологических возможностях палеоантропов говорит факт изготовления ими сложных орудий (из двух составных частей, например). Это свидетельствует и об очень высоком уровне ассоциативной деятельности палеоантропов. Можно говорить о наличии у них большой ловкости и точности, о сбалансированности походки и о хорошей координации движений. Высокое развитие производственной деятельности и усложнение социальной структуры палеоантропов способствовали обитанию в областях с различными природными условиями.
Факторы эволюции палеоантропов те же, что и в процессе трансформации архантропов, но при этом очень важно, что усложнившиеся формы труда, а отсюда укрепившиеся общественные связи еще в большей степени ограничивали сферу действия естественного отбора, хотя последний, несомненно, оставался существенным фактором видовой эволюции человека (М. И. Урысон). Исследование скелетных остатков палеоантропов обнаруживает значительную морфологическую вариабельность. которая связана, с одной стороны, с большей длительностью их существования, а с другой - природным разнообразием всей территории их обитания. Можно выделить среди палеоантропов морфологические типы более или менее похожие на современного человека.
Так, по мнению М. А. Гремяцкого, среди палеоантропов могут быть выделены по крайней мере три географические группы: 1) южно - азиатско - африканская, 2) средиземноморская, 3) европейская (поздние находки). Не все перечисленные группы послужили исходным типом для рас современного человечества. Существует точка зрения, согласно которой европейская группа приняла участие в образовании современных рас только путем метисации.
Наличие существенных морфологических отличий между палеоантропами и неоантропами было истолковано рядом исследователей (М. Буль, А. Кизс и др. ) как доказательство большой генетической удаленности их друг от друга. Неандертальцы стали рассматриваться не как возможные предки Homo sapiens, а как боковые специализированные ветви, вымершие или истребленные в процессе межвидовой борьбы с человеком современного вида, физически и интеллектуально более совершенным.
Степень сходства (несходства) питекантропов, неандертальцев и людей современного типа оценивается исследователями по - разному. Одни сближают неандертальцев с людьми современного типа, противопоставляя их питекантропам (А. Валлуа). Так, Г. Ф. Дебец предложил отнести группу неандертальцев к питекантропам, объединив их. Третья группа авторов приравнивает отличие архантропов, палеоантропов и неоантропов (А. Кизс, Т. Мак - Коун, М. Ф. Нестурх).
Рис. 27. Схема филогенетических взаимоотношений палеоантропов (по М. И. Урысону)