Как духовная совесть влияет на семейные расстановки? Как духовная любовь проявляется в семейных расстановках?
Движения духа являют себя в семейных расстановках очень впечатляющим образом. Мы можем испытывать движения духа и видеть их действие как на заместителей в расстановках, так и на тех, кто только наблюдает.
Движения духа, прежде всего, испытывают на себе заместители, и затем, через них, также и все, кто наблюдает, и кто бывает даже охвачен и поглощен этим. Вследствие этого, процесс духовных семейных расстановок отличается от того, что многие люди привыкли называть семейными расстановками.
Здесь не делается расстановка семьи по обычной процедуре - через выбор из группы присутствующих заместителей для каждого члена семьи и затем расстановкой их в соответствии с их взаимоотношениями друг с другом. В духовных семейных расстановках первоначальная расстановка делается минимальной. Участвуют один или два человека, возможно клиент или заместитель клиента и еще один человек, например, его партнер.
Этим двум участникам предлагается встать на некотором расстоянии друг от друга, не в каком-то особом местоположении, а просто друг напротив друга. Не дается никаких инструкций и не преследуется никаких намерений. Клиент или заместитель клиента и другой участник просто располагаются в пространстве.
Проходит некоторое время, и вдруг внезапно они бывают охвачены движением, таким, как будто оно пришло извне, и у них нет возможности управлять этим движением или сопротивляться ему. Это движение приходит извне, при том, что внутренне оно ощущается как собственное, возникшее внутри.
Через это заместители чувствуют свою гармонию с внешними силами, которые исполняют это движение через них. Но это происходит только, если они остаются собранными без каких-либо собственных намерений и без страха в отношении того, что может проявиться. Как только возникают намерения, например, намерение помочь, или попытка контролировать то, что может выйти на свет, связь с движением духа пропадает. И собранность зрителей тоже рассеивается. Они могут начать беспокойно шевелиться на своих местах, например.
Через некоторое время из движений заместителей становится ясно, нужно ли ввестиеще одного участника, или нет. Если кто-то смотрит вниз, то это, например, может означать, что он смотрит на умершего человека. Тогда еще одного заместителя просят лечь на пол на то место, куда он смотрит. Или если взгляд заместителя направлен в определенном направлении, то ставят еще одного заместителя на то место, куда он смотрит.
Движения заместителей очень медленны. Если кто-то двигается быстро, это указывает на то, что он двигается под влиянием какого-то своего намерения и больше не находится в контакте с движениями духа. Этот человек больше не находится в собранном состоянии, он не надежен как заместитель и его нужно заменить другим заместителем.
Очень важно, чтобы ведущий расстановки воздерживался от проявления собственных взглядов и интерпретаций. Ведущий так же подчиняется движениям духа, и это означает, что он действует только тогда, когда эти движения ведут к следующему шагу или к фразе, которую ему надо произнести или попросить произнести заместителей. По движениям заместителей ведущий постоянно получает знаки того, что происходит внутри них и куда ведут или должны вести их движения. Например, если заместитель отступает назад или хочет отвернуться от мертвого, который лежит перед ним, ведущий через некоторое время вмешивается и возвращает его назад. Заместитель дает информацию посредством своих движений, но не заместители определяют происходящее. Как и они, ведущий находится на службе движений духа. Он следует им, часто неосознанно, через определенное вмешательство в расстановку или через какие-либо фразы.
Куда нас в результате приводят движения духа? Они собирают вместе то, что было ранее разделено. Это всегда движения любви.
Эти движения не всегда должны быть доведены до завершения. Достаточно, если становится ясно, в каком направлении они ведут. Потому такие расстановки часто остаются открытыми. Мы можем положиться на то, что однажды приведенное в движение будет завершено в душах тех, кого это затрагивает. Это глубокие движения, которые не просто показывают решение какой-либо обозначенной проблемы; это шаги, которые ведут к исцелению и им нужно время, чтобы совершиться.
Семейные расстановки, находящиеся в гармонии с движениями духа, требуют в первую очередь от ведущего также оставаться в гармонии с этими движениями. Он должен оставаться вне того, чтобы делать какие-либо различия между хорошим и плохим, и должен быть обращен ко всем с равной любовью. Это может быть достигнуто, только если он научился быть в гармонии с движениями духа внутри себя, и тогда любое отступление от любви мгновенно им ощущается внутри.
Ведущий, который, например, поддался желанию обвинить кого-то за его поступки, или испытывает жалость к кому-то за его страдания - отступает от сдержанной, неизменной любви , исходящей от духовной совести. Конечно, мы снова и снова отступаем от этой любви. Но если мы научились быть внимательными к движениям духовной совести, и повинуемся тому, что они от нас требуют, мы можем снова возвращаться к гармонии с этими движениями любви ко всему, каково оно есть.
Личная совесть
Самые прочные границы для любви создает наша личная совесть, проводя и закрепляя различия между теми, кто имеет право принадлежать и теми, кто не имеет. Очевидно, что эти различия критичны для нашего выживания. В определенных условиях они не могут быть заменены ничем другим.
Личная совесть устанавливает эти границы прежде всего для детей. Выживание ребенка зависит от соответствия его мыслей и поведения тому, что требует эта совесть. Эта совесть требует от детей относиться с подозрением к тем, кто принадлежит к другим группам и в силу этого следует другой личной совести. Ощущая «чистую» совесть, одна группа относится с подозрением к другой группе, вплоть до полного отвержения или войны с теми, кто, естественно, тоже ощущает свою совесть «чистой».
«Чистая» личная совесть, с одной стороны, обеспечивает выживание, но с другой стороны, создает угрозу этому выживанию, потому что неизбежно ведет к конфликтам с другими группами, иногда со смертельными последствиями.
Потребность в балансе - это движение, порождаемое личной совестью. Мы ощущаем «чистую» совесть, отдавая взамен что-то эквивалентное тому, что мы получили. Это отражает баланс между брать и давать. Мы также ощущаем чистую совесть в том случае, когда мы не можем вернуть нечто равноценное [тому, кто нам что-то дал]. В этом случае мы, вместо того чтобы возвращать равное тому, кто нам дал что-то, мы передаем нечто равное другим.
Соответственно, мы ощущаем «нечистую» совесть, если мы принимаем нечто от других без того, чтобы вернуть что-то равноценное, или если мы требуем что-то от других, что нам не положено.
Эта потребность в балансе делает возможными наши отношения. Таким образом, наша личная совесть служит нашим отношениям. Эта потребность в балансе также служит нашему выживанию, но только в определенных границах.
Личная совесть служит жизни и выживанию, как обеспечивая баланс, так и поддерживая замкнутость группы. С другой стороны, как только определенные границы были нарушены, наша личная совесть ведет нас к чему-то другому, иногда вплоть до смерти. Ровно настолько, насколько личная совесть сохраняет нашу принадлежность к группе, она требует от нас держаться в стороне от других групп. Это требование нашей личной совести часто ведет к конфликтам, вплоть до войны.
Наша личная совесть иногда переступает границы того, что служит жизни, когда потребность в балансе расширяется и искажается, включая в себя месть, что означает нанесение вреда в ответ за причиненный вред.
Потребность в искуплении действует подобным образом. Чтобы уравновесить вред и страдания, которые мы причиняем другим, мы причиняем страдания и вред себе. Иногда мы даже страдаем вместо других.
В семейных расстановках мы часто видим, что ребенок искупает что-то вместо своих родителей, возможно через болезнь или даже смерть. Иногда мы видим мать или отца, кто ожидает от ребенка совершения искупления вместо них. Это в огромной степени бессознательный процесс с обеих сторон, т.к. тут задействована и коллективная совесть, и этот вид баланса противостоит жизни, иногда вплоть до ее разрушения - оставляя при этом участников с чувством «чистой» совести и невиновности.
Что мы должны отслеживать в семейных расстановках, находясь в пределах границ своей личной совести, которая находится на службе жизни? Мы должны оставить позади наше понимание «хорошего» и «плохого». Если мы остаемся в пределах совей личной совести - например, если мы отвергаем определенных людей, возможно вместе с клиентом - тогда мы служим жизни весьма в ограниченных пределах. Мы служим ей ровно настолько, насколько это делает личная совесть. С одной стороны, мы служим жизни, а с другой, мы служим смерти.
Коллективная совесть
Что мы можем увидеть, рассматривая семейные расстановки в контексте коллективной совести?
Прежде всего, находясь в своей роли помощника, мы не исключаем никого из семейной системы, ни клиентской, ни своей. Мы смотрим на исключенных, как в нашей собственной семье, так и в семье клиента. Мы смотрим на них с любовью, и принимаем их с любовью.
Мы можем делать это, только если мы оставили позади себя различия между хорошим и плохим и если мы можем также смотреть на нерожденных детей, несмотря на боль, которую это несет. Это требует смелости, так же как и чистоты.
Во-вторых, мы должны уважать законы приоритета. Когда мы используем семейные расстановки для помощи другим, мы временно становимся членом их семьи. Но мы присоединяемся к системе, становясь последним по порядку членом, помня о том, что наше место - последнее.
Что происходит, если помощник занимает первое место, выше клиента и его родителей?
Тогда помощник терпит неудачу. Это то же самое, как если бы клиент нарушил закон приоритета и взял что-то на себя вместо своих родителей. Скрытое послание здесь часто «Я вместо тебя». В этом случае и клиент терпит неудачу. Для помощника нарушение закона приоритета также может быть опасным. Происходит нечто вроде цепной реакции: помощник берет на себя что-то, что принадлежит клиенту, и таким образом ставит себя выше клиента, возможно так же, как клиент ставит себя выше своих родителей. И помощник ведет себя как ребенок по отношению к родителям. Когда помощник считает, что он может изменить судьбу клиента или защитить его, это предположение, сделанное из самых добрых намерений, закрывает такую возможность от всех, кто вовлечен в ситуацию. Только в пределах границ, установленных законами приоритета, помощник может сохранить свою силу и дать возможность клиенту найти его путь к нужному решению.
В семейных расстановках мы работаем в рамках коллективной совести и ее законов. Таким образом мы остаемся в пределах устанавливаемых ею границ. Эти границы достаточно широки. Мы сохраняем эти границы, если мы придерживаемся двух базовых законов: закона, охраняющего равное право для всех принадлежать системе и закона приоритета, устанавливающего для всех членов системы их место.
Заключение
Духовная совесть ведет нас за пределы границ личной совести через свою любовь для всего и для всех. Она также защищает нас от последствий пренебрежения законами коллективной совести, поскольку обращена ко всем в равной мере. Она чтит законы приоритета особым образом, поскольку следуя движениям духа, мы ощущаем себя соединенными со всеми людьми, равным образом, мы ступаем на землю наравне со всеми. В духовных семейных расстановках мы всегда остаемся в любви ко всем и всему как оно есть. Только духовные семейные расстановки всегда и везде находятся на службе жизни... любви... и мира.
Bert Hellinger "On consciences"
Перевод с английского Елены Веселаго, январь 2008.
Оригинал статьи был разослан Бертом Хеллингером участникам Первого международного лагеря в Пихле, Австрия, состоявшегося в мае 2007 года. Оригинал предоставлен Светланой и Алексеем Пескиными.
На этой странице размещен перевод, максимально близкий к оригинальному авторскому тексту.