Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как разработать стратегию?



Существует две группы вопросов: категориальные, в которых вопросительные слова указывают направление исследования и область исследовательской деятельности, и пропозициональные, в которых основная часть сохраняется неизменной и которые требуют лишь подтверждения или отвержения ее. В вопросах последнего типа как бы заложен ответ в виде готового суждения, которое в процессе исследования надо либо подтвердить, либо отвергнуть.

Существует принцип корректной постановки исследовательского вопроса: основная часть вопроса должна опираться на истинные, бесспорные предпосылки.

Причины появления некорректных вопросов различны. Это и стереотипы мышления, и поверхностное отношение к формулированию проблемы, и недобросовестное отношение к исследованию.

 

 

35. Интуиция, здравый смысл и логика: роль в исследовании систем управления

Исследовательская деятельность - это всегда творческий процесс. В этом процессе значительную роль играет интуиция.

Интуиция — это способность человека к неосознанному предопределению решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в виде некоторого "озарения ", импульса мысли или идеи.

Действие интуиции в исследовательской деятельности может быть выражено в различной степени, но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.

Чем меньше информации на начальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поиске. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты.

Логика - наука о формах и законах правильного мышления. Основная цель - исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

На основе интуиции разрабатывается гипотеза – некоторое предположение конечного результата исследования. При проведении исследований нельзя опираться только на интуицию, необходимо использование методов формальной логики.

 

 

37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследовании управления

Эффективность исследований во многом определяется коллективной деятельностью.

Коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он сформирован по принципам научно обоснованного формирования коллективного интеллекта, когда существует и реализуется система соединения способностей и качеств индивидов по определенным признакам, правилам и целям.

Интегральный интеллект -высшая степень формирования и функционирования коллективного интеллекта. Он отражает соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей, синергетический эффект интеллектуальной деятельности, эффект взаимодополнения и взаимоусиления.

Принципы формирования интег-рального интеллекта:

1.Принцип гетерогенности (неоднородности по типологическим признакам творческого потенциала и характера личности). В коллективном интеллекте должны быть представлены различные типы творческих индивидуальностей (скептик, генератор идей и т.д.);

2. Принцип деятельной совместимости(необходимо привлекать исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут им не импонировать);

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности (определяет формирование коллективного интеллекта);

4. Принцип перманентности(жизненной силы коллективного интеллекта);

5. Принцип имитации(принцип оценки, использования и мотивации способностей воспроизводить подход, и гипотезы других членов творческой группы).

Интегральный интеллект -определенная гармония человеческих качеств, система интеллектуального взаимодействия, управление креативного мотивирования.

 

37. Формирование и использование интегрального интеллекта в исследовании управления

В исследовании управления, как, впрочем, и в любом другом исследовании и вообще в творческой деятельности, большую роль играет формирование интегрального интеллекта.

Факторы, определяющие возможность и эффективность деятельности коллективного и интегрального интеллекта, можно отразить в виде принципов его формирования. Ведь для того и надо знать эти факторы, чтобы учитывать их. А принцип является формой учета знаний, правилом, которому следуют в выполнении определенной работы.

Итак, принципы формирования интегрального интеллекта.

1. Принцип гетерогенности, иначе говоря, неоднородности по типологическим признакам творческого потенциала и характера личности.

• Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблему и сформулировать ее

• Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний.

• Генератор идей или концептолог, селектирующий и интегрирующий множество идей по определенной цели.

• Энтузиаст, иногда его считают или называют "фанатиком" идеи. Это человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.

• Скептик, иногда его называют "зануда", сомневающийся в успехе любого начинания и плана

• Информатор, который в системе коллективного интеллекта очень часто действует по принципу "обгонять, не догоняя". Он собирает и классифицирует информацию и как бы оберегает от "открытия велосипеда", повторения пройденного, он способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.

• Эстет, ищущий изящные идеи и решения.

• Психолог —необходим для аккумуляции определенной психологической атмосферы деятельности

• Независимый, который чаще всего работает и любит работать индивидуально и самостоятельно.

• Переводчик —это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доходчиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.

• Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершающей и конкретной стадии.

• Реализатор, "привязывающий" результаты совместной работы к конкретным условиям

2. Принцип деятельной совместимости. Он является дополнением первого принципа. Суть его заключается в том, что для формирования коллективного интеллекта необходимо привлекать исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут им не импонировать.

3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности также определяет формирование коллективного интеллекта. В творческих группах часто большую роль играет неформальная организация. Она дает необходимую раскованность в проявлении способностей, рождает атмосферу доверия и доброжелательства, позволяет гибко реагировать на изменения творческой деятельности, появление новых идей.

4. Одним из важных принципов организации коллективного интеллекта является и принцип перманентности, иначе говоря, непрерывности и необходимой ритмичности ведения исследовательской деятельности, включения новых проблем, переключения внимания на новые проблемы, динамики творческих интересов.

5. Существует и принцип имитации. Это принцип оценки, использования и мотивации способностей воспроизводить подход, и гипотезы других членов творческой группы. Это возможность осваивать тип мышления другого человека, и опираясь на это, предполагать, предвидеть, какие вопросы он может поставить, как оценить то или иное решение, на что обратить внимание в первую очередь, какие выдвинуть аргументы.

Конечно, такие способности не только даются природой, но и развиваются в процессах совместной деятельности.

интегральный интеллект — это не просто группа людей, подобранная соответствующим образом. Это комплекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельности (изменения, ротация, переключения и пр.), особый вид цели объединения, социально-психологическая атмосфера работы, определенная (не всякая, а именно определенная) гармония человеческих качеств, система интеллектуального взаимодействия, управление креативного мотивирования.

Формирование интегрального интеллекта должно быть главным фактором планирования исследования и организации его проведения.

38. SWOT-анализ в исследовании управления.

При использовании системного подхода к исследованию СУ предприятием с учетом его внутренней и внешней среды может широко применяться SWOT- анализ. S – сила, W – слабость, O – возможность, T – угроза. Условно относится к экспертными методам. Матрица строится в рамках двух координат: по вертикали отображается состояние внутренней среды предприятия (сила, слабость), по горизонтали ( возможности, угрозы) – состояние внешней среды.

Данный метод позволяет:

- выявить сильные стороны внутреннего потенциала предприятия

- определить потенциальные слабые стороны предприятия

- установить возможности предприятия в условиях существующей внешней среды

- выявить угрозы для предприятия со стороны внешней среды.

Для этого необходимо использовать заранее подготовленный перечень потенциальных сильных и слабых сторон предприятия, возможностей и угроз внешней среды

  1. сила-возможность – приводятся пути развития предприятия, обеспеченные сильными сторонами потенциала предприятия и возможностями внешней среды.
  2. слабость-возможность – указываются возможные решения о целесообразности использования указанных возможностей при наличии у предприятия слабых сторон или даются предложения развития потенциала организации в этих условиях
  3. сила-угрозы – на основе имеющихся сильных сторон в условиях угроз со стороны внешней среды указываются возможные меры по нейтрализации угроз
  4. слабость-угрозы – самое наихудшее сочетание факторов, следует определиться с направлениями устранения слабостей и снижением угроз.

Последовательность анализа:

  1. установление цели анализа и использования метода
  2. составление матрицы и ее формирование на основе анализа внутренней и внешней среды, т. Е. определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
  3. оценка значимости для предприятия каждого из факторов, приведенных в матрице
  4. проведение всестороннего сравнительного анализа отобранных факторов, выработка направлений использования сильных сторон и возможностей, устранения слабых сторон и угроз.

 

39. Методы синектики: содержание, особенности, условия эффективности

Синектика с греческого-сочетание различных несовместимых элементов

Это вариант мозгового штурма.Идея синектики принадлежит Гордону.

Он предложил что должно быть видоизменение организации.

Подход к методу: идея выдвигается в виде реплики, утверждения (иногда нет автора).

При отборе группы, главным критерием является эмоциональный настрой человека, способность в процессе интеллектуальной деятельности к эмоциям.

В состав группы включают эксперта, который является специалистом в той или иной области знаний.

С точки зрения организации рабочей группы, главным фактором является достижение определенных психологических состояний группы.

Существуют ограничения по времени.

В начале работы необходимо отказаться о стереотипов мышления.

Главное-добиться включения бессознательного механизма в описании какой-либо проблемы.

Требования. Способность к образному восприятию и метафорическому мышлению, эмоциональная зрелость, способность к риску, способность постоянно видеть целое.

Технология синектики предполагает 3 этапа:

1. Превращение неизвестного в якобы известное.

2. Превращение известного в якобы неизвестное.

3. Превращение неизвестного в известное в результате объединения первых 2х этапов

Существует 5 операторов превращения известного в неизвестное:

1. Субъективная аналогия (взгляд с другой стороны)

2. Прямая аналогия (сравнение 2х проблемных ситуаций)

3. Символическая аналогия(нахождение противоречий в известном)

4. Фантастическая аналогия (отличается свободой оперирования символами.гл.идея-образ-идея,явл-ся идеей буд. )

5. Образная аналогия (превращение объекта в какой-либо образ с последующим изучением функций)

Синектическая группа — это коллектив людей, которые по своему со­ставу, индивидуальным качествам и при определенной организации совме­стной деятельности способны включать механизмы творчества, интуиции, фантазии и находить оригинальные решения сложных, неординарных про­блем.

Группа должна формироваться в три этапа:отбор по потенциалу знаний, образования и опыта — это первый этап; второй — отбор по потенциалу творчества (тип мышления, эмоциональный строй, сис­тема ценностей); третий — отбор по потенциалу коммуникативности.

Выбирают в синектическую группу постоянно одних и тех же с целью более эффективного решения проблем. Качество исследования нарабатывается временем.

40. Исследование методом «Мозгового штурма».

Метод мозгового штурма

Мозговой штурм (мозговая атака) - оперативный метод решения проблем, основанный на стимулировании творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Люди различных специальностей, практического опыта, научного темпе-раметра, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными мето­дами исследования. Соединение этих методов может быть очень полезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключается суть "мозгового штурма". Другое его качество — соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

Люди, обсуждающие проблему, высказывают самые разные идеи, даже невероятные.

1 этап – генерация идей. Желательно, чтобы на каждом этапе участвовали одни и те же люди. Требования:

1. На первом этапе должны участвовать люди с воображением, обладающие различными знаниями и различными сферами научных интересов. Должны присутствовать и скептики и оптимисты.

2. Важно учитывать также социально-психологические характеристики человека, как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

3. В группе не должно быть авторитетов, там царит дух творчества и люди должны быть внимательны к мнению других.

4. Принцип строгого запрещения любой критики и принятия абсолютно всех идей.

5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей.

6. Принцип регламента времени на выдвижение идей.

2й – практических анализ выдвинутых идей.

1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения.

2. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферы исследования.

3. Принцип критерия четкости в оценке анализа идей.

4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации.

5. Принцип отбора положительного при анализе идей.

6. Принцип конструктивизма (они должны быть такими, чтобы их можно было трансформировать в концепции или программы действий).

 

41. Формализованные методы исследования систем управления

Методы исследования – способ получения информации об объекте управления, его характеристиках, возможном их изменении при изменении условий или состояния объекта исследования.

Коротков делил на:

1) формальнологические- основаны на интеллект. Деятельности (индукции, дедукции)

2) общенаучные – методы, кот. Применимы в любой сфере исследования (метод сравнения, наблюдения, мозговой штурм);

3) специфические – методы, кот. отражают специфику СУ, применимы для определенной сферы (свот-анализ, социол. исследования).

Методы делятся на:

1)мeтoды, ocнoвaнныe нa выявлeнии и oбoбщeнии мнeний oпытныx cпeциaлиcтoв-экcпepтoв, иcпoльзoвaнии иx oпытa и нeтpaдициoнныx пoдxoдoв к aнaлизy дeятeльнocти opгaнизaции. Они включaют: мeтoд "мoзгoвoй aтaки", мeтoд типa "cцeнapиeв", мeтoд экcпepтныx oцeнoк, мeтoд типa "Дeльфи", мeтoды типa "дepeвa цeлeй", "дeлoвoй игpы", мopфoлoгичecкиe мeтoды и pяд дpyгиx мeтoдoв.

2)мeтoды фopмaлизoвaннoгo пpeдcтaвлeния cиcтeм yпpaвлeния, ocнoвaнныe нa иcпoльзoвaнии мaтeмaтичecкиx, экoнoмикo-мaтeмaтичecкиx мeтoдoв и мoдeлeй иccлeдoвaния cиcтeм yпpaвлeния. Сpeди ниx мoжнo выдeлить cлeдyющиe клaccы:

- aнaлитичecкиe (включaют мeтoды клaccичecкoй мaтeмaтики - интeгpaльнoe иcчиcлeниe, диффepeнциaльнoe иcчиcлeниe, мeтoды пoиcкa экcтpeмyмoв фyнкций, вapиaциoннoe иcчиcлeниe и дpyгиe, мeтoды мaтeмaтичecкoгo пpoгpaммиpoвaния, тeopии игp);

- cтaтиcтичecкиe (включaют тeopeтичecкиe paздeлы мaтeмaтики - мaтeмaтичecкyю cтaтиcтикy, тeopию вepoятнocтeй - и нaпpaвлeния пpиклaднoй мaтeмaтики, иcпoльзyющиe cтoxacтичecкиe пpeдcтaвлeния - тeopию мaccoвoгo oбcлyживaния, мeтoды cтaтиcтичecкиx иcпытaний и дpyгиe мeтoды cтaтиcтичecкoгo имитaциoннoгo мoдeлиpoвaния);

- тeopeтикo-мнoжecтвeнныe, лoгичecкиe, лингвиcтичecкиe, ceмиoтичecкиe пpeдcтaвлeния (paздeлы диcкpeтнoй мaтeмaтики, cocтaвляющиe тeopeтичecкyю ocнoвy paзpaбoтки paзнoгo poдa языкoв мoдeлиpoвaния, aвтoмaтизaции пpoeктиpoвaния, инфopмaциoннo-пoиcкoвыx языкoв);

- гpaфичecкиe (включaют тeopию гpaфoв и paзнoгo poдa гpaфичecкиe пpeдcтaвлeния инфopмaции типa диaгpaмм, гpaфикoв, гиcтoгpaмм и т.п.).

3) кoмплeкcныe мeтoды (комбинаторный метод): кoмбинaтopикa, cитyaциoннoe мoдeлиpoвaниe, тoпoлoгия. Они cфopмиpoвaлиcь пyтeм интeгpaции экcпepтныx и фopмaлизoвaнныx мeтoдoв. К тpeтьeй гpyппe тaкжe oтнocят мeтoды иccлeдoвaния инфopмaциoнныx пoтoкoв.

Формализованные методы – методы с применением графиков, таблиц, мат. Моделей всех видов.

 

42. Деловая игра, как метод исследования

Принято считать, что деловая игра — это способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способ­ностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позици­онирование личности. Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры — это функ­ция исследования посредством управленческого эксперимента. При проведении деловой игры с участием группы людей всех их следует разделить на ролевые подгруппы. Участники должны четко знать свои роли, интересы и обязанности. Группу персонала управления разбиваем на четыре подгруппы. Каждой из подгрупп даем определенные роли управленческой деятельности. Это ро­ли государственных служащих, профсоюзных работников, предпринимате­лей, менеджеров. Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде совокупности параметров: увеличение инфляции, падение производ­ства, увеличение безработицы и др. Можно выбирать различные варианты таких параметров. Все зависит от целей деловой игры как средства обучения или как средства экспериментального исследования.

Затем всем подгруппам участников выдается одинаковый набор управ­ленческих решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо, руководствуясь лишь интересами подгруппы (предприниматель, менеджер, государственный служащий, работник), вы­брать по 5 решений, наиболее приемлемых в данной предложенной ситуа­ции.

На следующем этапе предлагается представить эти решения для общего обсуждения. Конечно, возникает противоречие решений, ибо интересы раз­личны, и это определяет разные пути решения проблемы. Но условия игры — поиск компромиссов посредством перебора решений, взаимных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объек­тивных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель деловой игры может вводить в действие дополни­тельные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компро­мисса.

Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспе­риментальным исследованием. В процессе ее проведения, не только единич­ного, но главным образом систематического, можно обнаружить новые зако­номерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.

Всю работу по проведению деловой игры можно разделить на 2 этапа:

1. подготовительный – формулирование предварительной цели игры, подбор и подготовка игровой группы, описание ситуации, постановка целей и задач, формирование правил игры, и так далее

2. Творческий – самостоятельная работа подгрупп – сбор информации, обработка ее, дискуссия, подведение итогов.

43 Построение сетевых моделей. График Ганта.

Построение сетевых моделей относится к методам формализованного представления систем управления – методы с построением графиков, таблиц, мат. Моделей всех видов.

Помимо графиков и контрольных карт, круговых диаграмм, и других графических методов, в управлении в целом и в исследованиях СУ в частности используются сетевые графики.

Сетевой график – полная графическая модель направленных на выполнение единого задания комплекса работ, в которой представлена логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними. Основными элементами сетевого графика являются работа, событие, критический путь.

Событие – результат (но не процесс)предшествующего ему управленческого или производственного процесса. События могут быть исходными, завершающими, начальными и конечными.

Работа на сетевом графике является действием, которое следует совершить для перехода от одного события к другому. Для каждой работы на графике может быть указана ее продолжительность (в днях, часах, минутах).

Вся непрерывна последовательность работ на графике составляет путь определенной суммой продолжительности. Этой продолжительности следует уделять особое внимание, так как при сравнении продолжительности всех путей на графике (от исходного до завершающего события) можно определить тот, который имеет по продолжительности наибольшее значение. Его называют критическим, поскольку он обусловливает время окончания всего комплекса работ.

События на графике – в виде кружков с номером события внутри, а работы – в виде стрелок, направленных от начального события к следующему, а в итоге к конечному. Событий с одинаковыми номерами и работ с одинаковыми кодами не должно быть. При необходимости вводят промежуточные события.

Строят графики от исходного события к конечному. Не должно быть событий, кроме исходного, которым не предшествует работа; тупиковых событий, из которых не выходила бы ни одна работа, кроме завершающего.

Пример сетевого графика из лекции:

Сетевая матрица:

Сетевой график позволяет рассчитать ранние и поздние сроки начала и окончания работы, определить критический путь, общие и частные резервы времени. В то же время он недостаточно информативен и нагляден, так как в нем не указаны исполнители работ, а основные показатели не изображаются, а рассчитываются.

Поэтому можно использовать сетевую матрицу, которая объединяет наглядность ленточного графика с достоинством сетевого графика.

Сетевые матрицы строятся в масштабе времени, где указываются исполнители каждой работы, резервы времени.

Сетевая матрица строится в следующей последовательности:

- по горизонтали указывают принадлежность работы определенному исполнителю;

- допустимая продолжительность каждой работы определяется расстоянием от сплошной линии между центрами двух событий

- длина волнистой стрелки показывает частный резерв времени

- зависимость, идущая по вертикали, обозначается пунктирной линией, другие – разорванной волнистой линией.

Диагра́мма Га́нта — это популярный тип столбчатых диаграмм, который используется для иллюстрации плана, графика работ по какому-либо проекту. Является одним из методов планирования проектов. Первый формат диаграммы был разработан Генри Л. Гантом в 1910 году.

Диаграмма Ганта представляет собой отрезки (графические плашки), размещенные на горизонтальной шкале времени. Каждый отрезок соответствует отдельной задаче или подзадаче. Задачи и подзадачи, составляющие план, размещаются по вертикали. Начало, конец и длина отрезка на шкале времени соответствуют началу, концу и длительности задачи. На некоторых диаграммах Ганта также показывается зависимость между задачами. Диаграмма может использоваться для представления текущего состояния выполнения работ: часть прямоугольника, отвечающего задаче, заштриховывается, отмечая процент выполнения задачи; показывается вертикальная линия, отвечающая моменту «сегодня».

Часто диаграмма Ганта соседствует с таблицей со списком работ, строки которой соответствуют отдельно взятой задаче, отображенной на диаграмме, а столбцы содержат дополнительную информацию о задаче. Пример таблицы из лекции:

 

44. Инструменты и методы управленческой диагностики.

Руководитель в целом и риск-менеджер в частности должны уметь выявлять различные риски, анализировать степень их опасности в настоящий момент и, спрогнозировав их развитие, ранжировать риски по разным аспектам, вырабатывая рекомендации по защите от них. Для того чтобы решать такие задачи, нужно владеть инструментами организационно-экономической диагностики.

Диагностика – процесс распознания проблемы и обозначения ее с использованием принятой терминологии, то есть установление диапазона ненормального состояния исследуемого.

Набор диагностических методик, предложенных и опробованных многими авторами и организациями, весьма велик.

1. Здравый смысл и опыт риск-менеджера — некоторую предварительную подготовку в этом направлении могут дать занятия в форме управленческих ситуаций и стажировки на фирмах, где риск-менеджмент хорошо развит. Кроме того, сбалансированное мышление, здравомыслие — это глубоко врожденные характеристики типов личности, которые, по-видимому, придется выявлять в рамках тестирования на профессиональную пригодность.

2. Наблюдение за работой — методика, связанная с умением открыто или скрыто наблюдать за фактическим ходом определенных работ и процессов, а также с умением вести хронометраж и проводить интервьюирование работников на местах.

3. SWOT-анализ— широко распространенные методики анализа организации по ее сильным и слабым качествам, новым возможностям и препятствиям на пути к ним. По существу, это методики анализа рисков, освоение которых требует умения организовать коллективную работу самих сотрудников анализируемой организации.

4. PEST-анализ — методика анализа внешней среды организации и тенденций ее развития.

5. Графические методы представления структур и процессов — большой набор наглядного представления информации о фирме и ее рисках в форме двух- и трехмерных моделей. Наиболее приспособленные к потребностям риск-менеджмента графические модели называются картами рисков.

9. Экспертные оценки — стандартные методы сбора и усреднения мнения различных групп специалистов. Метод широко применяется на этапах первичной диагностики рисков организации.

10. Матрицы Бостонской консультативной группы и фирмы Дженерал Электрик — классические методики, опирающиеся на глубокие научные исследования, специально проведенные для выработки способов анализа рыночных позиций фирмы в целом и отдельных ее центров прибыли. Эти методики позволяют не только обнаруживать риски и анализировать их, но и интегрировать рисковые спектры организаций.

11. Жизненные циклы различных элементов организации — группа, методик, с помощью которых можно позиционировать фирму и ее продукты в рыночной нише в зависимости от того, на каком этапе своего собственного жизненного цикла находится каждый из этих элементов и каковы тенденции движения по каждому из этих циклов.

45. Сравнительные методы исследования

В общем плане метод сравнения представляет собой способ сопоставления исследуемых объектов, для их последующей классификации, упорядочения и оценки. Он позволяет в зависимости от цели исследования определять различия или общность исследуемого объекта с аналогом, т.е. с эталоном, образцом конкурента, лучшим мировым образцом. это процесс сопоставления, т.е. установления сходства или различия предметов и явлений действительности, а также нахождения общего между двумя или несколькими одного назначения и (или) однородными объектами единого класса. В соответствии с этим между сравниваемыми объектами возможны отношения тождества или различий.

Требования к методу сравнения:

Эффективность использования данного метода может быть достигнута при условии соблюдения ряда требований. В частности, должны сравниваться:

· только те объекты, между которыми существует объективная общность;

· только те свойства объекта, которые существенны и наиболее важны для достижения целей исследования свойства объекта.

Однако при наличии определенных целей сравнению могут подлежать объекты различного назначения. Такое сравнение может осуществляться непосредственно между ними или опосредованно - путем сравнения их с неким третьим объектом (например, эталоном). В первом случае обычно получают качественные результаты (например: больше, меньше; выше; ниже). При сравнении с эталоном получают количественные характеристики. Такое сравнение можно назвать измерением.

С помощью сравнения информацию об объекте можно получить в виде:

· непосредственного результата сравнения (первичную информацию);

· результата обработки первичных данных (вторичную или производную информацию).

 

46. Структурирование процесса анализа проблемы (морфологический анализ)

Анализировать проблему необходимо по стандартной схеме:

Сбор информации – описание полученных данных – обобщение данных - рекомендации

Чтобы последние два этапа этого процесса — обобщение данных и предложение рекомендаций — были эффективными, процесс сбора информации должен помогать обнаруживать логически связанные между собой факты. Однако на практике обычно собирается подряд вся информация, доступная по данному предмету, и до тех пор, пока все факты и цифры не будут получены, их полезность не оценивается.

Такой подход влечет за собой дополнительную работу. Будет более эффективно, если вы разработаете модель исследования и логическую древовидную структуру, которые позволят определить последовательность рассуждений. Тем самым вы не только сделаете процесс принятия решения более эффективным, но и упростите процесс выстраивания пирамиды ваших мыслей.

В данной главе я постараюсь рассказать о преимуществах предлагаемого мной подхода по сравнению с традиционным, а также об альтернативных подходах.

Главная задача исследования - найти решение проблемы, которое устраняет либо существующее препятствие развития, либо фактор нормального функционирования.

Он построен на декомпозиции проблемы по составляющим ее элементам, поиске в этой схеме наиболее перспективного относительно всей проблемы элемента ее решения.

Предполагает выделение элементов по принципам функциональной значимости и роли, т. е. влияния элемента или подпроблемы на общую проблему, а также прямую или опосредованную связь с внешней средой.

Технология включает несколько этапов:

1.Постановка проблемы (в том виде, как она есть в практике);

2.Обобщить эту проблему, представить ее в общем виде;

3.Определить проблему-аналог (поиск аналогичных проблем в других областях деятельности или сферах природы);

4.Установить роль и взаимодействия проблемы в комплексе других проблем (можно решить проблему не саму по себе, а через решение другой проблемы);

5.Сформулировать обратную проблему.

Операторы (для перехода с одной ступени проблемы на другую):

1.Исходная проблема. «Зачем это нужно?, Что случилось?»;

2.Механизм решения проблемы «Как это можно сделать?»;

«Почему возникла проблема?».

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.