Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учреждения культуры и искусства Краснодарского края

Краснодарская краевая универсальная научная библиотека имени А.С. Пушкина основана 10 февраля 1900 года в честь 100-летия со дня рождения поэта. Сегодня она является крупнейшим хранилищем отечественной и зарубежной литературы на территории Кубани, центром информации, образования и культуры, краеведческой библиографии и методическим центром для библиотек края.
Книжные фонды библиотеки насчитывают 1 млн. 200 тыс. единиц хранения и включают книги, журналы, газеты, ноты, грампластинки, лазерно-оптические диски, видеокассеты.
Ежегодно библиотеку посещают свыше 45 000 читателей, им выдается свыше 1,5 млн. изданий.
Собрание редких книг насчитывает свыше 10 тысяч томов, в числе которых уникальная коллекция книг кирилловского шрифта XVI века, книги из Межигорского, Донского монастырей, прижизненные издания произведений русских писателей, более 50 тыс. томов - национальное достояние не только Кубани, но и всей России. Наиболее уникальна его дореволюционная коллекция.

Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына - одно из ведущих музейных учреждений краеведческого профиля России. Головной музей создан в 1879 году, музей-заповедник образован в 1977 году. Указом Президента Российской Федерации отнесен к объектам федерального (общероссийского) значения.
В состав музея-заповедника входят головной краеведческий музей в Краснодаре, Тимашевский музей семьи Степановых, Анапский археологический музей, Темрюкский историко-археологический музей, Таманский музейный комплекс.
Музей является методическим центром для музеев Северо-Кавказского региона, координатором работы Южного филиала Научного совета исторических и краеведческих музеев при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ.
В фондах музея-заповедника хранится более 350 тысяч подлинных экспонатов, в том числе уникальные коллекции древнего декоративно-прикладного искусства, археологии, материалы по природе, истории, этнографии Кубани.
Фондовые выставки музея с успехом экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, регионах России, а также в Германии, Франции, Колумбии, Югославии, Швейцарии, Японии. Значительным событием в культурной жизни стал показ во Франции и России выставки «Золото амазонок», организованной совместно с музеями Ростовской области.
В 2007 году на родную землю возвращены регалии Кубанского казачьего войска, выставка которых в музее стала важной вехой на пути восстановления исторической справедливости, возрождения казачьих традиций.
Ежегодно музей-заповедник посещают более 500 тысяч жителей и гостей Кубани, активно проводятся выставки, краевые смотры и конкурсы.
Музей-заповедник обладает кадрами высшей квалификации, среди которых доктора и кандидаты наук, разработчики и участники международных, российских и региональных проектов и программ. Ежегодно проводятся научные конференции, традиционные «Фелицынские чтения», «Степановские чтения», публикуются книги, сборники статей и сообщений.
Музей стал инициатором сотрудничества с клубами исторической реконструкции, другими общественными молодежными объединениями. С 2007 года в крае проводится фестиваль клубом исторической реконструкции «Черноморское порубежье».
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е.Д.Фелицына использует опыт Государственного исторического музея, Российского этнографического музея и музеев Северного Кавказа.

Краснодарский краевой художественный музей, основанный екатеринодарским любителем искусств Федором Акимовичем Коваленко в 1904 г., в настоящее время является одним из ведущих музеев художественного профиля юга России.
В собрании музея, насчитывающем более 11 тысяч единиц хранения, имеются уникальные коллекции древнерусской иконописи, отечественного искусства XVIII-XX веков, зарубежного искусства XVII-XIX веков, японской ксилографии, произведений художников Кубани.
В конце XX века в фонды музея были переданы личные коллекции академика Л.Ф.Ильичева, заслуженного художника России А.Е.Глуховцева, А.И.Слуцкого, ставшие неотъемлемой частью историко-культурного наследия Кубани.
По составу художественного собрания музей входит в число лучших провинциальных музейных учреждений страны. Музей активно участвует в международных, российских и региональных проектах: («Золотая карта России», «Эрмитаж Югу России», «Великая утопия», «Москва-Берлин», «Амазонки авангарда», «Диалог живописи и музыки», «Малевич и кинематограф», «Варшава — Москва. Москва — Варшава. 1900 - 2000», «В.В.Кандинский», «Россия и авангард», «Здравствуй, Родина!», «Борис Кустодиев», «Молодая палитра» и др.
Произведения из фондов музея с успехом экспонировались в Италии, Франции, Германии, США, Австралии, Португалии, Японии, Польше, Китае и других странах мира.
В музее открыт информационно-образовательньтй центр «Русский музей: виртуальный филиал», имеющий огромное значение для популяризации отечественного художественного и историко-культурного наследия среди молодежи.
Постоянное внимание музей уделяет просветительской и благотворительной деятельности, реализуя долгосрочный партнерский проект для детских домов «Мозаика добра», обслуживая передвижными выставками и мультимедийными программами города и районы Кубани.
Музей выступил инициатором проведения в крае общеевропейской культурной акции «Ночь музеев», ставшей новым традиционным весенним молодежным праздником.

Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств образован в 1989 году. Первая выставка состоялась в 1990 году. Зал - это основная выставочная площадка Южного федерального округа. За годы функционирования стал одним из наиболее посещаемых учреждений культуры, центром популяризации современного изобразительного искусства, произведений художников России и Кубани, традиционным местом проведения региональных художественных выставок «Юг России. Мир Кавказу», краевых профессиональных конкурсов в области изобразительного искусства «БИЕННАЛЕ».

Новороссийский исторический музей-заповедник один из крупнейших музеев-заповедников военно-исторического профиля России, в состав которого входят, кроме основных экспозиций, объекты периода Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, памятник-ансамбль «Малая земля», дом-музей Н.А.Островского, выставочный зал.
Головной музей образован в 1916 году. Новороссийский государственный исторический музей-заповедник был создан в 1987 году. В 1995 году музей отнесен к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В фондах музея-заповедника хранится более 150 тысяч подлинных предметов, реликвий военного времени, памятников истории и природы, этнографических материалов.
Ежегодно объекты музея-заповедника посещают около 200 тысяч жителей и гостей края. Выставочная и просветительская деятельность музея играет важную роль в военно-патриотическом и нравственном воспитании молодежи Кубани.
За создание стационарных выставок «Старый Новороссийск» и «Природа Новороссийского района» группа сотрудников музея-заповедника была удостоена премии администрации Краснодарского края в области науки, образования и культуры. Музей активно ведет научно-исследовательскую работу по периоду Великой Отечественной войны, организует научно-практические конференции, осуществляет публикации в российских и региональных изданиях по проблемам военной истории и музейным коллекциям, активно участвует в краевых и городских акциях и фестивалях.

Краснодарский государственный академический театр драмы основан в январе 1920 года как «первый советский драматический театр имени Луначарского». Первоначально он располагался в здании Зимнего тетра ( ныне Краснодарская филармония), с 1973 года – в новом здании на площади Октябрьской революции с большим и камерным залами. В 1980 году театр удостоен ордена Трудового Красного Знамени. В 1996 году театру присвоено звание «академический».

В репертуаре Краснодарского театра балета Юрия Григоровича 14 спектаклей русской и мировой музыкальной классики. Театр участвовал в фестивалях искусств Европы, Америки, стран Азии. Четырежды с большим успехом гастролировал в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра.

Первое упоминание о Краснодарском краевом театре кукол относится к апрелю 1939 года. В духе времени он назывался «Краснодарским разъездным колхозно-совхозным кукольным театром». У истоков создания первого на Кубани театра для детей стоял С. Маршак.

Среди концертных организаций края особое место принадлежит Государственному академическому Кубанскому казачьему хору, которым более трех десятилетий бессменно руководит народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, Герой труда Кубани В.Г.Захарченко. Выдающийся творческий коллектив страны, ведущий начало от Кубанского Войскового певческого хора, Государственный академический Кубанский казачий хор имеет славную, самобытную, отмеченную высокими художественными достижениями историю. Коллектив дважды становился лауреатом Всероссийских конкурсов государственных народных хоров, лауреатом многочисленных международных конкурсов и фестивалей награжден орденом Дружбы народов, удостоен Государственной премии им. Т. Г. Шевченко Республики Украина. Его радушно принимали зрители более 100 стран мира. Он достойно несет знамя самобытного казачьего искусства Кубани.

В крае успешно работает творческое объединение «Премьера», которому в 2007 году присвоено имя его создателя народного артиста России, лауреата Государственной театральной премии им. Ф.Волкова, Героя труда Кубани Л.Г. Гатова. В составе творческого объединения Музыкальный театр и Театр балета Юрия Григоровича, Молодежный театр и Новый театр кукол, Музыкальный шоу-театр «Премьера», симфонический, джазовый, духовой оркестры, «Премьер-оркестр» струнных инструментов, ансамбли «Криница» и «Родник», детский театр песни и другие творческие коллективы. Творческие коллективы ТО «Премьера» много гастролируют за рубежом, успешно представляют российское искусство на престижных фестивалях в Германии и Японии. Артисты побывали в гастрольных поездках во Франции, Испании, Португалии, Италии, Ливане, Турции, США, Великобритании.

Краснодарская филармония создана 10 мая 1939 года.
На сцене Краснодарской филармонии выступали такие мастера искусств, как Людмила Зыкина, Иосиф Кобзон, Борис Штоколов, Зураб Соткилава, Николай Петров, Анна Нетребко, Валерий Гергиев.
Сегодня Краснодарская филармония - одна из крупнейших на юге России концертных организаций, обладающая богатым творческим потенциалом, и обогащённая достижениями современной концертной практики, продолжает лучшие традиции российского филармонического дела. В 2007 году распоряжением губернатора края А.Н.Ткачева Краснодарской филармонии присвоено имя выдающегося российского композитора, народного артиста СССР Г.Ф.Пономаренко, чей жизненный и творческий путь был связан с Кубанью более четверти века. В 2009 году Краснодарская филармония отмечает 70 летие.

 

Религия

Большинство жителей Краснодарского края исповедует православие. В регионе проживает много армян, часть которых исповедует армянский вариант христианства - они являются последователями армянской апостольской церкви. В Республике Адыгее, находящейся посредине Краснодарского края, 57% жителей признают себя православными христианами и 40% - мусульманами.

Язык

Жители Краснодарского края, в большинстве своем, говорят на русском языке. Однако близость к Украине привела к тому, что часть населения региона (особенно западной и северной его частей) употребляет в речи много украинизмов. Некоторые жители говорят на адыгейском и армянском языках.

Кухня

Традиционные кухни региона - кубанская и адыгейская. Сочетание в этих местах животноводства и огородничества способствовало появлению национальных блюд с ярким и богатым вкусом. Традиционные кушанья - это мясные блюда (например, различные шашлыки) с гарнирами из овощей. Распространены томатные приправы различной остроты. Адыгея славится своими сырами.

Сувениры

На курортах Краснодарского края, как и в других прибрежных местах, продается множество сувениров "морской" тематики - ракушки, камешки, морские звезды и прочее. Однако большинство таких сувениров - привозные. Местное производство - это различные изделия из дерева. В последнее время большим спросом пользуются вещи с символикой Олимпиады 2014 года.

 

Без казаков сегодня невозможно поддержание общественного порядка на Кубани, охрана природных ресурсов, военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения и подготовка молодежи к службе в армии. Весома роль войска и в общественно-политической жизни края. Поэтому десятилетие возрождения кубанского казачества стало событием для всех кубанцев.

Кстати, недавно появился и новый термин - "неоказачество". Кое-какие деятели пытаются оторвать казаков от древних корней, которые с молоком матери впитали в себя нынешние носители казачьей идеи - наши старики. Дескать, не было возрождения казачества, оно давно умерло. Но большинство жителей Кубани уверены, что не было разрыва исторических традиций и культуры казаков, казачий дух всегда присутствовал в наших хуторах и станицах, а поэтому говорить о неоказачестве кощунственно. Казачество обречено на расцвет, потому что идея возрождения пошла вглубь и вширь, привлекла к ним новых носителей казачьей идеи - нашу молодежь. Мы бережно храним традиции предков, поем дедовские песни, пляшем народные танцы, хорошо знаем свою историю, гордимся своими казачьими корнями. Значит - уверенно шагаем в третьем тысячелетие!

О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.

Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.

Домостроение - важный элемент традиционной народной культуры. Это большое событие в жизни каждой казачьей семьи, дело коллективное. В нем обычно принимали участие, если не все, то большая часть жителей «края», «кутка», станицы.

Вот как строились турлучные дома: «По периметру дома казаки закапывали в землю большие и малые столбы - «сохи» и «подсошники», которые переплетались лозой. Когда каркас был готов, созывали родственников и соседей для первой мазки «под кулакы»- глину вперемешку с соломой забивали кулаками в плетень. Через неделю делали вторую мазку «под пальцы», когда глину, перемешанную с половой, вминали и разглаживали пальцами. Для третьей «гладкой» мазки в глину добавляли полову и кизяк (навоз, тщательно перемешанный с соломенной резкой)».

Общественные здания: атаманское правление, школы возводили из кирпича с железными крышами. Они до сих пор украшают кубанские станицы.

Специальные обряды при закладке дома. «На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - «чтобы все водилось». Матку-сволок (деревянные брусья, на которые настилался потолок) поднимали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».

Обряд при строительстве жилья. «В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома.

После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье.

Внутреннее убранству казачьейxaты.Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла изготовленная на заказ мебель: шкаф для посуды: («горка» или «угольник»), комод для белья, сундуки и т.д. Центральным местом в доме был «Красный угол» - «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками, и стола - угольника. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В «божнице» сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение: венчальные свечи, «паски», как их называют у нас на Кубани, пасхальные яйца, просвирки, записи молитв, поминальние книжки».

Рушники - традиционный элемент украшения кубанского жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали с двух концов кружевами и вышивали крестом или гладью. Вышивка чаще всего проходила по краю полотенца с преобладанием растительного орнамента, вазона с цветами, геометрических фигур, парного изображения птиц.

Одна очень распространенная деталь интерьера казачьей хаты фотографии на стене, традиционные семейные реликвии. Небольшие фотоателье появились в кубанских станицах уже в 70-х годах XIX века. Фотографировались по особым случаям: проводы в армию, свадьба, похороны.

Особенно часто фотографировались в годы первой мировой войны, в каждой казачьей семье старались сделать снимок на память или получить фотографию с фронта.

Казачий костюм. Мужской костюм состоял из военной формы и повседневной одежды. Форменный костюм прошел сложный путь развития, и на нем больше всего сказалось влияние культуры кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому. Казачья форма утвердилась к середине XIX века: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или наговицы.

Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей «справы», т.е. снаряжения за свой счет. Казака «справляли» задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: «Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом - я более перед богом за тебя не ответчик».

Кровопролитные войны начала XX века показали неудобство и непрактичность традиционной казачьей формы на поле боя, но с ними мирились пока казак нес сторожевую службу. Уже в 1915 году в ходе первой мировой войны, которая остро обнаружила эту проблему, казакам разрешили черкеску и бешмет заменить на гимнастерку пехотного образца, бурку - на шинель, а папаху заменить фуражкой. Традиционная казачья форма была оставлена как парадная.

Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века. Он состоял из юбки и кофточки (кохточка), сшитой из ситца. Она могла быть приталенной или с басочкой, но обязательно с длинным рукавом, отделывалась нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными кружевами. Юбки шили из ситца или шерсти, для пышности присборенные у пояса.

«..Юбки шили из покупного материала широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздернутом шнуре - учкуре. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - подол, по-украински спидница. Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой».

Значение одежды в системе материальных ценностей казачьей семьи было весьма велико, красивая одежда поднимала престиж, подчеркивала достаток, отличала от иногородних. Одежда, даже праздничная, в прошлом обходилась семье относительно дешево: каждая женщина умела и прясть, и ткать, и кроить, и шить, вышивать и плести кружева.

Казачья пища. Основой питания кубанской семьи являлись пшеничный хлеб, продукты животноводства, рыбоводства, овощеводства и садоводства... Наиболее популярным считался борщ, который варился с кислой капустой, с фасолью, с мясом, салом, в постные дни - с растительным маслом. У каждой хозяйки борщ имел свой неповторимый вкус. Это было обусловлено не только старанием, с которым хозяйки готовили еду, но и различными кулинарными секретами, среди которых было умение делать зажарку. Любили казаки вареники, галушки. Понимали толк в рыбе: они ее солили, вялили, варили. Солили и сушили на зиму фрукты, варили компоты (узвары), варенье, готовили арбузный мед, делали фруктовую пастилу; широко употребляли мед, из винограда делали вино.

На Кубани ели больше мяса и мясных блюд (особенно птицу, свинину и баранину), чем в других местах России. Однако и здесь очень ценились сало и жир, так как часто мясные продукты употреблялись как приправа к кушаньям.

В больших неразделенных семьях все продукты находились в ведении свекрови, которая выдавала их «дежурной» невестке... Пищу варили, как правило, в печи (зимой в доме, в кухне, летом - тоже в кухне или в летней печи во дворе): В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны, плошки, миски, сковороды, ухваты-рогачи, чаплейки, кочерги».

Семейный и общественный быт. Семьи на Кубани были большие, что объяснялось распространением хуторского натурального хозяйства, с постоянной нуждой в рабочих руках и, в какой-то мере, со сложной обстановкой военного времени. Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший 18 лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице (по одному месяцу осенью и зимой), проходить обучение а военных лагерях. При достижении 21 года он поступал на 4-х летнюю срочную службу, после завершения которой приписывался к полку, и до 38 лет должен был участвовать в трехнедельных лагерных сборах, иметь коня и полный комплект обмундирования, являться на регулярные строевые военные сборы. Все это требовало много времени, поэтому в казачьих семьях большую роль играла женщина, которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала младшее поколение. Рождение 5-7 детей в казачьей семье было обычным явлением. Некоторые женщины рожали по 15-17 раз. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Но мальчику радовались больше: помимо традиционного интереса к рождению сына, продолжателю рода, сюда примешивались чисто практические интересы - на будущего казака, воина община выдавала наделы земли. Дети рано приобщались к труду, с 5-7 лет они выполняли посильную работу. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Матери и бабушки обучали дочек и внучек умению любить и беречь семью, рачительному ведению хозяйства.

Крестьянско-казачья педагогика всегда следовала житейским заветам, в основе которых были от века идеалы строгой доброты и послушания, взыскательного доверия, совестливой справедливости, нравственного достоинства и прилежания к труду. В казачьей семье отец и мать, дед и бабка, учили главному делу - умению разумно жить.

В семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении и казачьем самоуправлении.

В казачьих семьях трудились не покладая рук. Особенно тяжелыми были полевые работы в страдную пору - уборка урожая. Работали от зари до зари, жить перебирались всей семьей в поле, домашними делами занималась свекровь или старшая невестка.

Зимой, с раннего утра до поздней ночи, женщины пряли, ткали, шили. Мужчины в зимнюю пору занимались всевозможным ремонтом и починкой построек, орудий труда, транспортных средств, их обязанностью был уход за лошадьми и скотом.

Казаки умели не только работать, но и хорошо отдыхать. В воскресенье и праздничные дни работать считалось грехом. С утра всей семьей отправлялись в церковь, своеобразное место духовного общения.

Традиционной формой общения были «беседы», «улицы», «посиделки». На «беседах» коротали время женатые и пожилые люди. Здесь обсуждали текущие дела, делились воспоминаниями, обязательно пели песни.

Молодежь предпочитала «улицу» летом или «посиделки» зимой. На «улице» завязывались знакомства, разучивались и исполнялись песни, песни и танцы сочетались с играми. «Посиделки» устраивались с наступлением холодов в домах девушек или молодых супругов. Здесь собирались те же «уличные» компании. На «посиделках» девушки мяли и чесали коноплю, пряли, вязали, вышивали. Работа сопровождалась песнями. С приходом парней начинались танцы и игры.

Обряды и праздники. На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны.

Свадьба - сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В старин у свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Прежде всего, она была государственным, духовным и нравственным актом, важным событием в жизни станицы. Строго соблюдался запрет устраивать свадьбы в посты. Самым предпочтительным временем года для свадеб считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. В процедуру заключения браков могла вмешаться община и войсковая администрация. Так, например, не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Но даже в пределах станицы молодые люди были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Сваты могли явиться без жениха, только с его шапкой, поэтому девушка вплоть до свадьбы не видела своего суженого.

«В развитии свадьбы выделяется несколько периодов: досвадебный, который включал в себя сватовство, рукобитие, своды, вечеринки в доме невесты и жениха; свадьбу и послесвадебный ритуал». В конце свадьбы главная роль отводилась родителям жениха: их катали по станице в корыте, запирали на горище, откуда им приходилось откупаться при помощи «четвертинки». Доставалось и гостям: у них «крали» кур, ночью замазывали известью окна. «Но во всем этом, не было ничего оскорбительного, бессмысленного, не направленного на будущее благо человека и общества. Старинные ритуалы намечали и закрепляли новые связи, налагали на людей социальные обязанности. Глубоким смыслом были наполнены не только действия, но и слова, предметы, одежда, напевы песен».

Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу.

Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника - «Вылык дэнь», Светлое Воскресенье.

Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он - подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения.

Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу». красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный - кровь, огонь, солнце; голубой - небо, вода; зеленый - трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок - «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» - прекрасная иллюстрация к мифологическим представлениям наших предков: паска дерево жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это - «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, совести людей. На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент народной традиционной культуры.

Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.

Все население кубанских станиц, говорившее на двух близко­родственных славянских языках - русском и украинском, легко усваивало языковые особенности обоих языков, и без труда многие кубанцы переходили в разговоре с одного языка на другой с учетом ситуации. Черноморцы в разговоре с русскими, особенно с городским человеком, стали использовать русский язык. В общении со станичниками, с соседями, знакомыми, родными «балакали», т.е. говорили на местном кубанском диалекте. В то же время язык линейцев пестрел украинскими словами и выражениями. На вопрос, на каком языке говорят кубанские казаки, на русском или украинском, многие отвечали: «На нашем, казачьем! На кубанском».

Речь кубанских казаков пересыпалась поговорками, пословицами, фразеологизмами.

Словарь фразеологизмов говоров Кубани издал Армавирский педагогический институт. В нем собрано более тысячи фразеологических единиц типа: бай дуже (все равно), спит и курей бачит (чутко спит), бисова нивира (ничему не верящий), бить байдыки (бездельничать) и др. Они отражают национальную специфику языка, его самобытность. Во фразеологии - устойчивом словосочетании, запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное, уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность и меткость.

Народные промысли и ремесла - важная часть традиционной народной культуры. Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал о ее практическом назначении, но не забывал и о красоте. Из простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавались истинные произведения искусства.

Гончарное производство - типичный мелкий крестьянский промысел. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда: макитры, махотки, миски, плошки и т.д. В творчестве гончара особое место занимало изготовление кувшина. Создание этой красивой формы было доступно не всем, для его изготовления требовались умение и навык. Если сосуд дышит, сохраняя воду прохладной даже в сильную жару, значит мастер вложил частичку души в немудреную посуду.

Кузнечным делом на Кубани занимались издревле. Каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. К концу XIX века образовались центры кузнечного дела. В станице Старощербиновской, например, кузнецы изготавливали плуги, веялки и бороны. Они пользовались большим спросом в Ставрополье и в Донской области. В станице Имеретинской тоже изготавливали сельскохозяйственные орудия труда, а в мелких станичных кузницах ковали, что могли: топоры, подковы, вилы, лопаты. Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая и высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решеток, козырьков, оград, ворот, для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей. Шедевры кузнечного ремесла того времени встречаются на зданиях XIX - начала XX века в станицах и городах Кубани.

Очевидцы и бытописатели из всех народных промыслов выделяли ткацкое производство. Ткачество давало материал для одежды и украшения жилища. Уже с 7-9 лет в казачьей семье девочки приучались к ткачеству, прядению. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольникл, рубахи. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин.

Неотъемлемыми предметами кубанского жилища были станы «ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста. В ряде станиц холст ткали не только для своих семей, но и специально для продажи.

Наши предки умели мастерить домашнюю утварь ажурного плетения в славянском стиле. Плели из камыша, тальника, тростника колыбели, столы и стулья, корзины, лукошки, дворовые ограды - плетень. В станице Марьянской этот промысел сохранялся до сих пор. На рынках Краснодара можно увидеть изделия на любой вкус хлебницы, этажерки, мебельные гарнитуры, декоративные настенные панно.

Российское общество в ходе преобразований столкнулось со сложными нравственными, политическими, экономичес­кими проблемами, которые не могут быть решены без помощи гумани­тарной науки. Людей волнуют заботы о будущем, но при этом у них никогда не иссякнет интерес к прошлому, к своей истории. Углубле­ние в историю возвращает людям утраченные некогда ценности. Без исторических знаний не может быть подлинно духовного роста.

Человечество за свою историю накопило несметные богатства ду­ховных ценностей, среди которых одной из приоритетных выступает культура. Культурные ценности обладают поистине чудесным даром - они направлены на идейное и духовное возвышение человека.

Развитие культуры определялось традициями литературной и ду­ховной жизни народов. Это проявлялось в развитии системы образо­вания, культурно-просветительских учреждений, издательской деятельности, появления кубан­ской литературы, науки, искусства. Определенное воздействие на нее оказы­вала политика правительства войсковой администрации и церкви. Прежде всего, это касалось ка­зачьего населения Кубани.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.