Трудовые мигранты в Казахстане – нелегальные конкуренты на рынке труда или полноценные помощники в развитии казахстанской экономики? В ближайшее время в Южно-Казахстанской области начнется Региональная программа по миграции, задача которой – окончательно избавиться от первого и максимально развивать второе.
КАЗАХСТАН КАК ВОТЧИНА ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
К началу 2000-х годов Казахстан стал страной, привлекательной для иностранных трудовых мигрантов, прежде всего из стран Средней Азии. Этому способствовал ряд обстоятельств. Наша страна вышла из кризиса, и казахстанская экономика демонстрировала очевидный рост по всем направлениям. При этом у наших ближайших южных соседей ситуация складывалась несколько иначе. Благосостояние казахстанцев по сравнению со среднестатистическими доходами жителя Узбекистана или Таджикистана стало заметно выше. В результате тысячи граждан Узбекистана, Таджикистана, Киргизии устремились к нам в поисках заработка.
Незаметно для себя казахстанцы приучились нанимать «иностранные бригады» и на стройку домов, и на полевные работы, и в качестве подсобных работников в сфере общепита или мини-производства.
ДЕШЕВО И СЕРДИТО
Мигранты работали терпеливо и старательно. При том, что их деятельность находилась преимущественно в так называемом теневом секторе экономики, труд мигрантов определенным образом влиял на экономическую и социальную ситуацию. Во многом благодаря мигрантам у нас сложилось ценообразование на ряд товаров повседневного спроса. Например, в Шымкенте в результате рейдов миграционной полиции, санэпиднадзора и прочих надзорных организаций было выявлено, что в цехах по выпечке лепешек в большинстве своем нелегально трудятся узбекистанцы. Владельцы лепешечных получали предупреждения, административные взыскания и даже штрафы, обещали исправиться, но… штат менять даже не собирались.
А в приватных разговорах с журналистами хозяева лепешечных на пальцах объясняли, что если в лепешечную официально нанять работника, с «белой» зарплатой, со всеми налогами, с медконтролем и пр., то цена лепешки, автоматически возрастет в 1,5-2 раза. Вот и получается, что хотя малообеспеченный соотечественник и недолюбливал трудовых мигрантов, но их деятельность позволяла нам реально экономить нашу зарплату.
В БОРЬБЕ ЗА РАБОТУ
Как правило, трудовые мигранты занимали только те вакансии, которые практически не пользовались спросом у местного населения. Хотя со временем, благодаря качеству и скорости выполнения работ, а главное своему трепетному отношению к труду, они стали создавать значительную конкуренцию казахстанским вольнонаемным работникам. В результате среди казахстанцев появились опасения, что иностранцы попросту вытесняют их с рынка труда.
К этому добавлялись еще и обвинения, что трудовые мигранты в основном трудятся неофициально, налогов не платят, часто вообще находятся в стране нелегально и в целом повышают криминальную статистику.
Полулегальное положение трудовых мигрантов действительно порождало массу правонарушений. Административные нарушения, такие как отсутствие регистрации, трудоустройство без оформления, пренебрежение техникой безопасности труда, антисанитария в условиях быта и пр. – это еще цветочки.
Практически все случаи, когда трудовые мигранты устраивали пьяные разборки между собой или даже жестоко мстили работодателю за недоплату, становились темой особого освещения и со стороны полиции, и в СМИ. Хотя это была скорее стигма*, чем объективный взгляд.
По официальной статистике, трудовые мигранты совершали никак не больше краж, пьяных дебошей или иных преступлений, чем их обычно совершается в Казахстане. Чаще они сами становились жертвами обмана, эксплуатации, а то и чего похуже. Но пострадавшие иностранцы, как правило, в полицию с заявлением не обращались. И эти преступления носили абсолютно латентный характер. Сколько их было, уже вряд ли возможно подсчитать. Лишь самые вопиющие случаи порой становились достоянием общественности.
ПОЕХАЛ ЗА ЗАРАБОТКОМ – ВЕРНУЛСЯ БЕЗ НОГ
История 40-летнего узбекистанца Улугбека Ф. (имя изменено) стала одним из примеров типичного рабства трудового мигранта в Южном Казахстане. Поехав в Казахстан в поисках заработка, он еще при переходе границы оказался в руках неких предприимчивых «нанимателей». У него сразу забрали документы, нелегально перевели через границу и «передали» в Сарыагашский район. Здесь он полтора года трудился в качестве подсобного работника, получая в оплату только лепешку с похлебкой.
Неповиновение или попытки побега жестко пресекались. Ему все же удалось бежать, но без документов вернуться в Узбекистан он не смог. После этого он еще несколько лет скитался по районам ЮКО, периодически становясь собственностью очередного хозяина, работая только за еду и выжидая момента для побега. Зимой 2010 года Улугбек добрался до Шымкента. Здесь в двадцатиградусный мороз он упал в канаву и намочил ноги. С обмороженными ногами он попал в больницу, где ему пришлось ампутировать часть обеих стоп. Только после этого он оказался в центре внимания правоохранительных и общественных организаций, которые с большими усилиями смогли все-таки поспособствовать его возвращению в Узбекистан.
Отметим, что не только в Казахстане трудовые мигранты оказывались в плачевной ситуации. Многие казахстанцы тоже стремились на заработки за рубеж и нередко попадали буквально в плен в России, Западной Европе, на Ближнем Востоке. Но это уже другая история.
МОМ В ПОМОЩЬ
Проблемы, связанные с трудовой миграцией в РК, быстро привлекли внимание общественных и международных организаций. Казахстан, боровшийся за имидж стабильно развивающегося государства, избравшего своим путем демократизацию и правовое гражданское развитие, внимательно реагировал на замечания международных правозащитных организаций. Правда, государственный механизм в этом отношении был куда более медлителен, чем деятельность общественного сектора и международных организаций.
МОМ (международная организация по миграции), придерживающаяся принципа, что гуманная и упорядоченная миграция должна приносить пользу и мигрантам, и принимающему их обществу, инициировала проведение целого ряда программ, направленных на упорядочение миграции в РК. Прежде всего, конечно, эти усилия были направлены на предотвращение трудовой, сексуальной и иной эксплуатации трудовых мигрантов, проще говоря, искоренение всех форм рабства.
В РК, и в частности Южно-Казахстанской области как зоне повышенного трафика и миграции иностранцев, ищущих работу, общественные организации создали консультативно-информационные центры и телефонные «горячие линии» в помощь приезжающим.
ЗЕЛЕНЫЙ СВЕТ
Правительство Казахстана также стремилось улучшить ситуацию. В последнее время в законодательство РК введен ряд новых норм и законов по поводу привлечения иностранных трудящихся. Цель нововведений – вывести труд мигрантов из «тени», создать условия, при которых иностранцы могли бы на законных условиях трудоустроиться на вакантные места в Казахстане. Отметим, что подобная работа ведется на правительственном уровне и у наших соседей – в Кыргызстане и Таджикистане, которые преимущественно являются странами-поставщиками трудовых мигрантов. Правда, самый главный поставщик трудовых мигрантов – Узбекистан – продолжает упорно не замечать эту тему.
В Казахстане официально в 2014 году трудились 25 тысяч иностранных мигрантов. В целом, по примерным оценкам экспертов, количество трудовых мигрантов в РК в прошлом году составило не менее 1,5-2 млн. человек.
В КР и РТ созданы официальные центры по трудоустройству своих сограждан за границей. Они изучают имеющийся спрос и предложения, формируют базу вакансий и заявок, помогают в оформлении трудоустройства за рубежом.
Казахстанский бизнес также опробовал опыт сотрудничества с кыргызскими и таджикскими центрами занятости. Так, казахстанские строительная корпорация «Базис» и табачная фирма «Филип Моррис» еще в прошлом году направили заявку в Бишкек и Душанбе на привлечение к себе строителей и сельхозработников. Первые работники из Кыргызстана уже прибыли на стройплощадки Алматы и Астаны, вскоре ожидается и вторая партия. Акимат Алматы заявил о планах трудоустраивать кыргызских граждан в муниципальный пассажирский парк, где есть нехватка водителей автобусов.
Так что крупные фирмы Казахстана проявляют заинтересованность в трудовых мигрантах и пользуются новыми возможностями.