Методы эмпирического и теоретического исследования
Общелогические методы
К общелогическим методам принадлежат: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия и моделирование.
Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на исследование. Анализ дает возможность выделить существенные и не- существенные стороны и связи явления, определить каждое из качеств (свойств) с точки составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) и их последующее зрения значения и роли в рассматриваемом едином целом, таким образом отделить общее от единичного, необходимое от случайного, главное от второстепенного.
Синтез позволяет мысленно или практически соединить выделенные в ходе анализа элементы (признаки, свойства, отношения) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования. Методы анализа и синтеза в научном исследовании являются взаимосвязанными.
Сравнение - умозаключение, суть которого составляет сопоставлениепредметов по однородным, но существенным для данного рас- смотрения признакам.
Если при этом в результате сравнения выделяются не просто сходные черты, а общие признаки, свойства и отношения предметов, то такой метод есть не что иное, как обобщение.
Нередко при сравнении объектов на основе сходства предметов в определенных признаках (свойствах, отношениях) делается предположение об их сходстве и в других признаках (свойствах, отношениях). Это означает, что методом аналогии делается умозаключение о наличии у исследуемого предмета неизвестных ранее признаков (свойств, отношений), идентичных с теми, которые зафиксированы у сопоставляемого с ним предмета.
Если для познания предмета мысленно отвлекаются от одних его второстепенных признаков, свойств и отношений и одновременно выделяют для рассмотрения другие, - лишь те из них, которые интересуют исследователя в данном предмете, то речь идет о методе абстрагирования.
Тесную связь и аналогия и абстрагирование имеют с моделированием - методом исследования, состоящим в воспроизведении определенных признаков конкретного объекта в специально созданной тождественной или близкой ему модели и изучении последней. Модель замещает исследуемый объект (оригинал). Полученная при ее изучении ин- формация в дальнейшем переносится на оригинал, по аналогии с которым эта модель была создана.
Логическими методами мышления, движущимися от известного к неизвестному, являются индукция и дедукция. Индукция - метод познания (умозаключение), позволяющий на основе частных посылок сделать обобщение, на основе эмпирических данных сформировать теоретические знания. Метод дедукции - это способ рассуждения, позволяющий выводить заключения частного характера из общих посылок.
Методы эмпирического и теоретического исследования
Методы эмпирического исследования включают: наблюдение, описание, измерение и эксперимент.
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:
1) планомерность;
2) целенаправленность;
3) активность;
4) систематичность.
Наблюдение как средство познания дает первичную информацию об изучаемых явлениях. Чтобы наблюдение могло быть использовано для получения новых знаний, требуется прибегнуть к его описанию - к фиксации результатов наблюдения средствами естественного или искусственного языка. Для этого, среди прочего, используется измерение, в основе которого лежит установление количественных характеристик объектов на основе сравнение их по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям с неким эталоном. Измерение есть процедура определения численного значения изучаемых величин. По утверждению Макса Планка, реально то, что может быть измерено.
В прикладных исследованиях широко используется эксперимент – метод познания, при помощи которого явления исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Важнейшим свойством научного эксперимента является его воспроизводимость.
Основными методами теоретического исследования выступают:
мысленный эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному.
Мысленный эксперимент основан на анализе такой комбинации объектов, которую невозможно реализовать материально. Если в таком мысленном эксперименте представления об объекте получают, исключая какое-то условие, необходимое для его реального существования, то этот метод представляет идеализацию. Составляя в результате идеализации абстрактные схемы реальных явлений, исследователь тем самым проникает в суть самого явления (примером такой идеализации в экономике являются отрасли, виды экономической деятельности и пр.).
В основе формализации лежит представление и изучение какой-либо содержательной области знания (научной теории, рассуждения и др.) в виде формальной системы, создание обобщенной знаковой модели некоторой предметной области, позволяющей обнаружить ее структуру и закономерности протекающих в ней процессов путем операций со знаками.
Аксиоматический метод - способ построения научной теории, при котором в ее основание кладутся некоторые принимаемые в качестве истинных без специального доказательства положения (аксиомы или постулаты), из которых все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.
Гипотетико-дедуктивный метод - способ построения научной теории, в основе которого лежит создание системы взаимосвязанных гипотез, из которых путем их дедуктивного развертывания выводятся утверждения, непосредственно сопоставляемые с опытными данными.
Например, современная экономическая теория рассматривает в качестве основной цели коммерческой организации получение прибыли. Это положение присутствует и в «теоретической» части гражданского законодательства1. Однако практическая деятельность ряда коммерческих организаций, включая кооперативы, дает основание усомниться вправильности этой гипотезы. Отсюда вытекает необходимость выработки новой гипотезы и проверки еѐ состоятельности. Обоснование адекватной действительности теории позволит правильно объяснять поря- док вещей и предлагать эффективные практические рекомендации.
Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает разбиение процесса познания на два этапа. На первом этапе происходит переход от конкретного к абстрактному (например, от рассмотрения многогранной действительности к анализу моделей фрагментов этой действительности). Единый объект расчленяется, выделенные части описываются с помощью понятий, суждений. На втором этапе (он собственно и представляет собой восхождение от абстрактного к конкретному) происходит восстановление исходного объекта в форме целостной модели.
Так, при изучении взаимодействий в АПК вычленяют два их основных типа (кооперация и интеграция), описывают их с помощью принято- го в экономической науке понятийного аппарата, строят модели взаимодействий, а затем переходят к построению более общей модели, объясняющей возможные сценарии развития АПК с учетом сложного переплетения кооперационных и интеграционных процессов.
Специальные методы
К специальным методам познания, которые наиболее часто применяются в экономических исследованиях, относятся расчетно- конструктивный, монографический, статистический, экономико-математический метод.
Расчетно-конструктивный метод предполагает обоснование возможных вариантов решения организационно-экономических задач, их сравнение и отбор лучшего (лучших) из них. Метод может применяться как для оценки эффективности уже принятых решений, так и для целей планирования.
По сравниваемым вариантам рассчитывают комплекс результативных показателей, включая ожидаемый доход, рентабельность. Принимается во внимание потребность в ресурсах и их наличие. Затем дается заключение о том, какой вариант (варианты) является наилучшим.
Часто в качестве вариантов выступают инвестиционные проекты.
Метод применим и для выбора наилучшего варианта взаимодействий, поскольку любое взаимодействие хозяйствующих субъектов может рас- сматриваться как самостоятельный проект.
Расчетно-конструктивный метод применяется как для отбора проектов к реализации, так и для оценки эффективности уже принятых к реализации проектов.
Монографический метод направлен на детальное изучение опыта работы типичных по какому-либо признаку предприятий и их объединений. Так, может и должен быть изучен опыт работы лучших кооперативов и агропромышленных формирований. Не менее важно выявить причины неэффективной деятельности, для чего следует детально описать негативный опыт работы.
При монографическом методе исследования используют такие приемы, как комплексно-функциональный анализ; сопоставление, детализация; изучение взаимосвязей; выявления резервов производства и получения доходов.
Статистический метод позволяет получать обобщающие характеристики о изучаемой совокупности явлений, изучать характер распределения изучаемого признака, давать количественную оценку причинно-следственным связям.
Наиболее распространенное применение статистический метод находит при построении статистических таблиц и графиков. Предшествующая работа по сбору, обработке и анализу массовых данных обычно остается «в тени», но именно она позволяет обнаружить закономерности экономического развития.
Использование приѐмов статистического метода облегчает применениедругих методов исследования. Например, без таблиц и графиков монографическое описание будет излишне громоздким.
Экономико-математический метод – это отображение наиболее характерных свойств изучаемого явления и процесса с помощью определенной системы уравнений, функций, неравенств и других математических приемов, связывающих воедино элементы системы. Метод позволяет объяснять свойства, структуру, взаимосвязи изучаемого явления, а также находить оптимальные решения.
Наибольшую популярность применение этого метода получило при обосновании отраслевой структуры сельскохозяйственных предприятий, разработке производственных графиков, в том числе при совместных действиях нескольких хозяйствующих субъектов (например, в период за- готовки сахарной свѐклы).
Несмотря на специфические особенности и популярность этого
метода для изучения и проектирования производственной деятельности в АПК, его всѐ же следует рассматривать как разновидность моделирования.