Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Генетическая психология Жана Пиаже(1896-1980),швейцарский ученый

Большое значение для Пиаже имело его пребывание в течение 2 лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. для работы над шкалами измерения интеллекта. В это же время он уделяет большое внимание изучению тех типичных ошибок, к-е делают дети при решении достаточно простых, на первый взгляд, заданий теста Вине. В 1921 г. Пиаже возвращается в Женеву, где Клапаред приглашает его на должность директора Института Ж.-Ж. Руссо. Одновременно Пиаже нач-ет читать лекции в Женевском универ-е и работать в Женевском доме малютки. Материалы, получ-е им в этот период, легли в основу его первых книг "Мышление и речь ребенка", "Суждение и рассуждение ребенка", где он излагает основы своей конц-ии когнитивного развития детей, к-е рассм-ет как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на набл-ии за разв-ем собственных детей, дали Пиаже допол-ый материал для этой конц-ии. В 1949-1951 г. Пиаже создает свой основной труд "Введение в генетическую эпистемологию", а в 1955 г. возглавляет созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Свою теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой псих-ого разв-я явл-я разв-ие интеллекта. В серии экспер-ов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку. Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что этапы псих-ого разв-я – это этапы разв-я интеллекта, через к-ое постепенно проходит ребенок в форм-ии все более адекватной схемы сит-и. Основой этой схемы как раз и явл-я логическое мышление. Пиаже говорил, что в процессе разв-я происходит адап-я организма к окр-ей среде. Интеллект потому и явл-я стержнем разв-я психики, что именно понимание, создание правильной схемы окр-его обеспечивает адаптацию к окр-ему миру. При этом адаптация явл-я не пассивным процессом, а активным взаим-ем организма со средой. Эта активноть – необходимое усл-е разв-я, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде при рождении, нет ее и в окр-ем мире. Схема вырабатывается только в процессе акт-ого взаимод-ия со средой, или, как писал Пиаже, "схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она явл-я рез-ом активного взаимодействия с объектом". Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок исп-ет 2 механизма ее построения ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции постр-ая схема жесткая, она не изменяется при изменении сит-и, наоборот, чел. пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. Примером ассимиляции для Пиаже является игра, в рамках к-й реб. познает окр-ий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении сит-и, в рез-те чего схема действительно явл-я адекватной, полностью отражая все нюансы данной сит-и. Сам процесс разв-я, по мнению Пиаже, явл-я чередованием ассимиляции и аккомодации; до определенного предела реб. старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.

Иссл-ие этапов разв-я мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, построил свои иссл-ия разв-я мышления ч/з изучение разв-я речи детей. Собирая типичные вопросы детей ("Почему дует ветер?", "Ходит ли солнышко в гости к луне?", "Откуда берется дождь?"), Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям. Он пришел к выводу, что процесс разв-я мышления – это процесс экстериоризации, т.е. мышление появ-ся как аутистическое, внутреннее, а затем, пройдя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс разв-я речи, к-я из эгоцентрической (речи для себя) становится речью социальной, речью для других. Эта позиция Пиаже вызвала нарекания со стороны других психологов, прежде всего Л.С.Выготского и В.Штерна, к-е доказали, что аутистическое мышление, как более сложное, не может предшествовать реалистическому (Штерн), что эгоцентрическая речь явл-я промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Л.С.Выготский). Однако и в этот период Пиаже были сделаны открытия, имевшие огромное значение для понимания формир-я интеллекта детей. Это прежде всего открытие таких особ-ей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на другую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям. Наиболее значимыми были эксперименты Пиаже по иссл-ию эгоцентризма. Он задавал детям простые вопросы, в к-ых надо было посмотреть на сит-ю с точки зрения др. чел. Н-р, ребенка спрашивали, сколько у него братьев, а услышав ответ "У меня два брата", задавали следующий вопрос: "А сколько братьев у твоего старшего брата?". Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить, говоря, что у брата только один брат, и забывая при этом себя. Более сложным был эксперимент с тремя горами. Детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы – мельница, дом, дерево. Детям предъявляли фотографии и просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в том положении, в к-ом их видит ребенок в данную минуту. С этим заданием справлялись трех-четырехлетние дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу и экспериментатор просил ребенка выбрать ту фотографию, к-я соответствует точке зрения куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться. Как правило, даже шести-семилетние снова выбирали ту фотографию, к-я отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и привело Пиаже к вы воду о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей. Второй этап исследований Пиаже, начавшийся в 30-х годах, был связан с иссл-ем операциональной стороны мышления. Он разрабатывает специальные эксперименты. Фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание этой проблеме, так как Выготский, Штерн, Бюлер и др. исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности. В этот период Пиаже приходит к выводу, что психическое раз-ие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции – внешние, сенсомоторные – впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные. Пиаже также открывает главное свойство этих операций – их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, он приводит в качестве примера арифметические действия – сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево, т. е. они обратимы. Пиаже исследовал как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости. Детям 5-7 лет давались задания, в к-ых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, им предъявляли два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Так как количество кубиков в обоих рядах, как и расстояние между ними, было одинаковым, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, равное ли количество кубиков в двух рядах, и те отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную др. к др. Естественно, длина данного ряда уменьшалась. После этого ребенку задавали вопрос, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения веса (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в них был разным. При этом даже многие шестилетние дети считали, что количество воды в сосудах изменилось. Пиаже давал детям картинки, на которых были изображены две лошади и четыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети правильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос, кого больше – животных или коров. И дети снова говорили, что коров больше, не понимая, что понятие "животные" включает в себя и лошадей и коров.

Исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперациональной стадии, т.е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. Только к семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, формальная логика у них только начинает развиваться. Лишь к подростковому возрасту формируется как конкретное, так и абстрактное логическое мышление.

Таким образом, периодизация интеллекта у Пиаже приобретает законченную и широко известную в настоящее время форму: стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. В каждой стадии Пиаже выделяет два этапа: появление необратимой операции данного уровня, а затем развитие ее обратимости. Сама периодизация является как бы развитием сложности и адекватности интеллекта, что заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.

Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, однако наибольшей критике, как при его жизни, так и позднее подвергалась недооценка им роли среды и влияния взрослого в психическом раз витии детей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.