Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НА ТЕМУ: «Институт регистрации в административном праве»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»

 

Кафедра административного права и административной деятельности органов внутренних дел

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «Институт регистрации в административном праве»

 

ВЫПОЛНИЛ:

Курсант 206 учебной группы

специальности 030505.65 –

правоохранительная деятельность

рядовой полиции Розовик Д.А.

РУКОВОДИТЕЛЬ:

преподаватель,

кандидат юридических наук,

майор полиции В.В. Степанюк

 

 

Орёл, 2015

 

План:

Введение

1. Понятие и содержание регистрации

2. Виды регистрации

3. Регистрация транспортных средств

Заключение

Список литературы

 

Введение:

 

Проблемы процессуального регулирования реализации законов, подзаконных актов, а также содержащихся в них материальных административно-правовых норм, регулирующих отношения в различных направлениях реализации исполнительной власти, приобретают сейчас особую остроту и практическую актуальность.

Некоторые исследователи понимают регистрационную деятельность как особый режим признания государством правоспособности субъектов, установления законности их прав на совершение какого-либо действия и выдачи соответствующей информации. Регистрационный режим представляет собой совокупность правовых и организационных мер, устанавливающих и закрепляющих на законодательном уровне порядок регистрационного учета соответствующих объектов (субъектов), осуществляемый указанными в законодательстве уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.[1]

 

1. Понятие и содержание регистрации

 

На сегодняшний день в действующем законодательстве РФ понятие «регистрация» не всегда трактуется однозначно. Часто в работах современных административистоврегистрация рассматривается только как материально - техническое действие. В данном случае она отличается от нормативно-правовых актов тем, что при регистрации не производятся властные действия, имеющие целью создать, изменить или прекратить правоотношения.

Нередко регистрацию отождествляют с государственно-властной деятельностью по установлению юридически значимых фактов. Это означает, что он (факт) признается государством в качестве юридического значения в различных видах отношений. Именно в этом случае регистрация является актом компетентного государственного органа, порождающим или подтверждающим права и обязанности.

Вместе с тем подробное исследование понятия регистрации необходимо для построения полной, актуализированной, категориальной и понятийной основы исследования. Исходя из вышесказанного, важно избежать неопределенности и нечеткости при изложении сложившихся научных взглядов, позиций и представлений о содержании данных понятий.

Понятие «регистрация» является ключевым, поэтому целесообразно начать исследование с его рассмотрения. Словарь русского языка дает следующее толкование понятия «регистрировать»: «записывать, отмечать с целью учета, придания законной силы, научного наблюдения».[2]

Аналогично трактуют рассматриваемое понятие словарь иностранных слов и юридическая энциклопедия, которые указывают на то, что «регистрация» имеет происхождение от латинского registrum - «список, перечень:

1) внесение в список, книгу; составление перечня, описи;

2) запись фактов или явлений с целью учета, придания факту законности.[3]

С позиции проводимого нами исследования вышеперечисленные определения нельзя назвать наиболее полными, поскольку они характеризуют в первую очередь техническую сторону данной деятельности, хотя, безусловно, содержат и некоторые сущностные характеристики рассматриваемого понятия.

В настоящее время в юридической литературе и законодательстве Российской Федерации существуют различные подходы к определению понятия «регистрация». Предлагаем рассмотреть наиболее распространенные из них.

Как институт публичной власти, выполняющий учетно-контрольные и легализующие функции для обеспечения публичных интересов и охраны законности на экономическом поле, регулируемый нормами гражданского и административного права, определяет государственную регистрацию Ю.А. Тихомиров.[4] В то же время, А.В. Добров рассматривает регистрацию как самостоятельный институт, представленный как материально-правовыми, так и процессуально-правовыми нормами.[5]

В исследованиях по административному праву также можно встретить подход, согласно которому регистрация рассматривается в качестве административно-правового (легализующего) режима, способствующего достижению целей и задач в различных отраслях государственного управления. В то же время ряд ученых определяет регистрацию как управленческую функцию.[6]

Нередко регистрацию рассматривают как один из современных методов управления, возникший взамен традиционных методов непосредственного директивного управления.

Вызывает интерес подход, согласно которому регистрацию отождествляют с регистрационными действиями как видом административно-правовых действий, понимаемых как властные волевые акты поведения административного органа, совершаемые в отношении конкретных физических или юридических лиц, направленные на разрешение конкретной жизненной ситуации, возникшей в ходе осуществления административной деятельности и влекущие для названных лиц определенные правовые последствия.[7]

В юридической литературе встречается и трактовка регистрации в качестве акта официального признания прав или законности соответствующих действий, правовых актов.

Анализ рассмотренных точек зрения приводит к выводу, что в настоящее время в науке преобладают точки зрения на регистрацию как институт государственной власти, автономный институт права, административный (легализующий) режим, административную функцию, метод правового регулирования общественных отношений.

«Регистрация» является более объемным понятием по отношению к категории «государственная регистрация», которая также вызывает интерес. Вместе с тем закон не содержит общего определения государственной регистрации. В нормативных правовых актах можно встретить лишь понятия государственной регистрации отдельных объектов, при этом регистрация определяется либо как «юридический акт», либо как «акты уполномоченного органа», либо как специфическая «деятельность».

Именно отсутствие законодательной дефиниции понятия «государственная регистрация» породили ее многочисленные трактовки в теоретических изысканиях отечественных исследователей.

На наш взгляд, наиболее точно характерные черты государственной регистрации выделяет Ю.А. Тихомиров. Ученый рассматривает четыре основных признака института государственной регистрации:

· установление ее требований и процедур прежде всего законами;

· государственное признание законности или незаконности действий физического и юридического лица;

· обязательность осуществления регистрации для соответствующего органа или хозяйствующих субъектов;

· обладание юридико-информационной ценностью.[8]

Таким образом, особенность государственной регистрации заключается в том, что она является государственно-властной деятельностью и осуществляется от имени государства. Под термином «государственная регистрация» можно также понимать всю совокупность действий учреждений юстиции, сопутствующих признанию права. Безусловно, речь здесь идет о действиях, осуществляемых в строгом соответствии с законодательством.[9]

Исходя из сказанного, представляется, что государственная регистрация может рассматриваться одновременно как правоприменительный акт государства, направленный на признание и подтверждение возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество, как соответствующую деятельность учреждений юстиции и как правовой институт.

Как видно из приведенных определений, теоретики единообразно трактуют данное явление. Не вызывает сомнения, что регистрационная деятельность:

1) осуществляется должностными лицами органов с функциями государственной власти;

2) носит персонифицированный характер;

3) направлена на установление определенных юридических последствий;

4) реализуется в законодательно установленных процессуальных формах и заканчивается принятием индивидуального решения. Таким образом, регистрационная деятельность носит правоприменительный характер.

Можно выделить характерные признаки регистрационной деятельности:

· носит публичный характер и осуществляется от имени государства;

· является формой управления;

· производится государственными органами управления;

· необходимость и обязательность ее проведения закрепляется законодательно;

· является правоприменительной деятельностью;

· направлена на достижение юридически значимого результата;

· осуществляется регистрирующим органом в отношении не подчиненных ему субъектов;

· результатом в большинстве случаев является официальная документальная фиксация юридического факта;

 

2. Виды регистрации

 

Современное развитие государства предопределяет большое количество общественных отношений. Регистрационная деятельность занимается обслуживанием определенных видов отношений.

Некоторые исследователи выделяют следующие регистрационные производства:

· регистрация нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти

· регистрация юридических лиц

· регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним

· регистрация общественных объединений

· регистрация религиозных объединений

Рассмотрим наиболее подробно следующую классификацию:

Регистрация нормативно правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Согласно Постановлению Правительства «"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

 

 


[1] Стариков И. Ю. «РЕГИСТРАЦИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право . 2006. №13 (68). С.347-348.

 

[2] Активный словарь русского языка. Том 1 [Электронный ресурс]/ В.Ю. Апресян [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Языки славянской культуры, 2014.— 404

[3] Краткий словарь юридических терминов [Электронный ресурс]: по дисциплине «Русский язык в деловой и процессуальной документации» (для специальностей: 030501.65 Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность, 030505.51 Правоохранительная деятельность)/ — Электрон.текстовые данные.— Омск: Омская академия МВД России, 2007.— 80 c.

[4] Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Тихомиров М.Ю., ЮрИнфоР Центр, 2012. С. 385.

[5] Тихомиров Ю.Л. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц, их юридических действии и актов // Право и экономика. 2015. № 1. С. 24

[6] Алехин А.П. Административное право России. Вторая часть [Электронный ресурс]: учебник/ Алехин А.П., Кармолицкий А.А.— Электрон.текстовые данные.— М.: Зерцало-М, 2011.— 312 c.

[7] Кононов П.И. Административное право России [Электронный ресурс]: научно-практический курс/ Кононов П.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 207 c.

[8] Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное. М: Изд. Тихомирова М.Ю., 2014. С. 391.

[9] Липатов Э.Г. Административное право [Электронный ресурс]: учебник/ Липатов Э.Г., Пресняков М.В., Семенова А.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014.— 456 c.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.