Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Некоммерческий вид юридического лица



Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками.

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшнем Казахстане большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса [17].

Филиалы и представительства - это территориально обособленные структурные подразделения юридических лиц, предназначенные для расширения сферы действия создавших их организаций. В принципе и филиалы, и представительства схожи со всеми остальными функциональными элементами организационной структуры юридического лица (отделы, цеха и т.п.) с той лишь разницей, что они расположены вне места нахождения юридического лица.

Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала [18].

Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности.

Таким образом, современное законодательство Республики Казахстан позволяет в полной мере классифицировать юридические лица, что позволяет определить особенности правовой природы каждого из них, провести параллели, а также провести различия.

Некоммерческие юридические лица создаются в форме:

акционерного общества,

учреждения,

потребительского кооператива,

общественного объединения,

фонда,

религиозного объединения.

Подробно о правовом положении и регулировании деятельности перечисленных правовых форм, указано в законах «О некоммерческих организациях», «Об акционерных обществах», «О потребительском кооперативе», «О религиозной деятельности и религиозных объединений».

Также ГК РК предусматривает, что указанный перечень не является закрытым. Некоммерческие юридические лица могут быть созданы и в других организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством. К таким организациям относятся:

Коллегия адвокатов,

Нотариальная палата,

Политическая партии и другие.

Еще одним критерием деления юридических лиц является форма собственности имущества данной организации. В связи с этим, юридические лица подразделяются на частные и государственные. В современной практике подавляющее большинство юридических лиц являются частными, к государственным относятся: государственные учреждения и государственные предприятия.

Название организационно-правовой формы должно быть включено в регистрируемое наименование юридического лица. Но в наименование по желанию учредителей юридического лица могут включаться и другие определяющие термины.

Что же касается организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, то они возможны в более широких вариантах, нежели те, какие названы статье 34 ГК (учреждение, общественное объединение, потребительский кооператив, общественный фонд, религиозное объединение), но и они должны определяться не бесконтрольным желанием учредителей, а соответствующими законными границами.

Специально следует определить место среди юридических лиц предприятий с иностранным участием. О них говорит Положение «О порядке создания и деятельности на территории Казахской ССР предприятий с иностранными инвестициями», утвержденное Постановлением Кабинета Министров Казахской ССР от 31 октября 1991 г. № 661. Постановление различает совместные предприятия и иностранные предприятия.

В обиходной практике словами «совместное предприятие» обозначают иногда предприятия, созданные несколькими субъектами, независимо от их государственной принадлежности. Такое обозначение не содержит никакой специальной юридической характеристики. Но и для предприятий с иностранным участием термины «СП» или «иностранное предприятие» характеризуют лишь участие иностранного капитала, но не их организационно-правовую форму, которая должна подчиняться правилам статьи 34 ГК. На практике предприятия с иностранным участием образуются в Республике Казахстан либо в форме товарищества с ограниченной ответственностью, либо в форме акционерного общества.

Юридические лица вправе создавать объединения, которые сами становятся юридическими лицами.

Правовое положение подобных объединений определяется теми юридическими лицами, которые их образуют (см. статью 110). Юридическое лицо, вошедшее в состав объединения, сохраняет полную самостоятельность, добровольно уступая объединению лишь те свои права, какие считает целесообразным. Юридическое лицо во всякое время вправе выйти из состава объединения.

Одним из видов юридических лиц, предусмотренных законодательством, являются некоммерческие организации. В зарубежном праве чаще всего используется понятие неправительственной организации. Но для казахстанского права указанное понятие неприемлемо в силу того, что некоммерческие организации могут быть созданы на базе как государственной, так и частной собственности. В соответствии со ст. 34 ГК некоммерческой организацией является юридическое лицо, не имеющее извлечение дохода в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющее полученный чистый доход между участниками.

Правовое положение некоммерческих организаций в Казахстане регулируется, прежде всего, ГК, Законом «О некоммерческих организациях» и специальными нормативными правовыми актами об отдельных

разновидностях некоммерческих организаций. В ГК некоммерческим организациям посвящен раздел VII (ст.ст. 105-110). Отдельным формам некоммерческих организаций посвящены следующие законодательные акты: Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», «О потребительском кооперативе», «О жилищных отношениях», «О сельской потребительской кооперации», «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», «О нотариате», «Об адвокатской деятельности» и др.

Правовое положение отдельных форм некоммерческих организаций

Учреждения

Учреждением признается организация, созданная и финансируемая его учредителем для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 105 ГК).

Главное отличие учреждений от других форм некоммерческих организаций можно провести по цели создания, природе права на принадлежащее имущество и особенностям ответственности по обязательствам. Учреждение может быть создано только для осуществления функций некоммерческого характера и является единственной формой некоммерческой организации, которая не обладает правом собственности на принадлежащее имущество. Имущество учреждения принадлежит на праве собственности учредителю (учредителям), а учреждение обладает наделенным имуществом на праве, производном от права собственности учредителя, и именуемым правом оперативного управления (ст. ст. 202208 ГК). Что же касается ответственности, то этот вопрос для учреждений решается следующим образом. Учреждения являются той формой юридических лиц, которые отвечают по своим обязательствам находящимися в его распоряжении деньгами (п. 1 ст. 44 ГК). При их недостаточности ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель. Это приводит к тому, в частности, что учреждения в Казахстане не могут быть признаны банкротами (п. 1 ст. 2 Закона «О банкротстве»). Долги могут быть у любого юридического лица, и соответственно, угроза неплатежеспособности и несостоятельности может касаться каждого. Однако, учитывая то, что учреждения выполняют важные социальные функции, которые во многих случаях носят публичный характер, законодатель исключил возможность применения к учреждениям процедур банкротства. Права кредиторов по обязательствам учреждения обеспечиваются тем, что при недостаточности денег у учреждения кредиторы вправе предъявить свои требования к учредителю. Например, если частное учреждение образования не может в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов, ответственность по обязательствам будет возложена на учредителя, который при недостаточности у него средств может быть признан банкротом.[19]

Учреждения могут быть созданы на базе как государственной, так и частной собственности. В этой связи ГК (ст. 105) и Закон «О некоммерческих организациях» различают государственные и частные учреждения.

Отличие между ними состоит не только в форме собственности, на которой они основаны, учредителях, но и в их правовом положении.

Государственные учреждения создаются государством в соответствии с Конституцией и законами РК или по решениям Президента РК, Правительства и акимов столицы, областей, города республиканского значения и содержатся только за счет государственного бюджета или бюджета (сметы расходов) Национального Банка РК, если иное не установлено законодательными актами. Государственные учреждения в большей степени выполняют роль органов публичной власти. Так, среди государственных учреждений особое положение занимают учреждения, которые являются государственными органами. Таковыми являются Парламент, Конституционный Совет, Верховный Суд, Администрация Президента РК, министерства и ведомства, местные исполнительные органы, суды, другие правоохранительные органы и т.д. Среди государственных учреждений есть учреждения, которые не являются государственными органами, и, соответственно, их правовое положение имеет свои отличия. Например, не могут быть признаны государственными органами научно-исследовательский институт, детский дом или дом инвалидов, финансируемые из соответствующего бюджета.

В правовом положении государственных учреждений есть некоторые особенности. Во-первых, установлено, что они не могут создавать, а также выступать учредителем (участником) другого юридического лица, за исключением тех учреждений, которым в установленном порядке передано право владения, пользования, распоряжения государственной собственностью (п. 3 ст. 105 ГК). Исключение касается, например, Правительства, министерств, которые вправе создавать (учреждать) другие юридические лица. Во-вторых, гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан. Третья особенность касается ответственности. При недостаточности у государственного учреждения денег ответственность по обязательствам несет Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган. До недавнего времени ответственность государственного учреждения по своим обязательствам носила ограниченный характер, так как в п. 1 ст. 44 ГК было установлено, что по договорным обязательствам ответственность наступает в пределах утвержденной сметы на содержание государственного учреждения в соответствии с законодательством. Приведенное положение кодекса вызвало справедливую критику.[20]

Отрицательное заключение в отношении указанной нормы ГК было дано Конституционным Советом, который в своем Постановлении от 3 ноября 1999 г. указал, что Конституция РК не позволяет ограничивать ответственность учреждения пределами утвержденной сметы на их содержание, поскольку устанавливает принцип равной защиты государственной и частной собственности. В связи с этим Законом РК от 20 мая 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Казахстан» в п. 1 ст. 44 ГК были внесены изменения, в соответствии с которыми норма, ограничивающая ответственность государственного учреждения в пределах утвержденной сметы, была исключена.

Другим видом учреждения является частное учреждение, которым признается не являющаяся частью государственной структуры организация, созданная физическими и (или) негосударственными юридическими лицами для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Частное учреждение, таким образом, характеризуется тем, что оно основано на частной собственности. Из определения вытекает, что частное учреждение может быть создано не одним, а несколькими физическими лицами и (или) негосударственными юридическими лицами.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо подчеркнуть, что юридические лица — особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица.

Все юридические лица в России проходят государственную регистрацию, подавляющее их большинство имеет печати и открывает счета в банках, однако все эти внешние атрибуты не отражают сущности юридического лица.

Отмечают четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности — достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т. е. юридическим лицом. Это: организационное единство юридического лица; обособленное имущество, которое создает материальную базу деятельности такого образования; принцип самостоятельной гражданско-правовой ответственности юридического лица; возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

Таким образом, категория юридических лиц — это социально-экономическая реальность, складывающаяся в результате определенных общественных преобразований. Закон закрепляет организационно-структурные, имущественные и функциональные особенности, определяет правовой статус, порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995, изм. и доп. 21.05.2007, 12-29с.

2. Гражданский кодекс Республики Казахстан (общая часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.12.1994), 40с.

3. Гражданский кодекс Республики Казахстан (особенная часть) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.03.1999), 19-22с.

4. Закон Республики Казахстан об акционерных обществах. (на 1 сентября 1999г), 26с.

5. Законы президента РК, нормативные акты и постановления правительства РК., 99с.

6. Басин Ю.Г., Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан. Особенная часть // Соавтор и ответ. редактор. - Алматы. – 2000года, 34-49с.

7. Басин Ю.Г., Принципы гражданского законодательства // Гражданское право, Сборник статей. Общая часть., Учебное пособие., – Алматы, 2003года, 36-45с.

8. Басин Ю.Г., Договорные институты в Особенной части Гражданского кодекса Республики Казахстан // Договор в гражданском праве: проблемы теории и практики. - т.2. - Алматы. – 2000года, 46-57с.

9. Джусупов А. Т. Право собственности и иные вещные права. Алматы, Жеты-Жаргы, 1996г., 36-43с.

10. Жанайдаров И. У., Жанайдарова С. Ю. Доверительное управление имуществом как право, производное от права собственности. В кн.: Право и собственность в Республике Казахстан. Алматы: "Жетi жаргы". 1998., 45-56с.

11. Жайлин Г.А., Учебник., Гражданское право Республики Казахстан, Алматы, 2006, 96-100с.

12. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы права: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА 2000 – 800с.

13. Косанов Ж.Х. Право собственности, право землепользования и иные права на землю: Монография. Академия международного права и международного бизнеса "Данекер" Алматы. 2002г., 59-67с.

14. Кшибеков Д., Т.Кшибеков «Казахстан. Переходный период», Алматы.ИИА «Айкос».2001 год., 220-245с.

15. У.Маттеи. Основные принципы права собственности. Алматы. Дайк-Пресс 2000г., 125 с.

16. Гражданское право., Учебник., Часть I. /Под ред. Ю.К. Толстого. – М.: ПРОСПЕКТ, 1998года, 78-89с.

17. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М., 1997., 224с.

18. Гражданское право 1-том, Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. Москва,2000 год., 59-68с.

19. Чеговадзе Л.А. О сущности гражданского правоотношения: новый взгляд на старую проблему "Законодательство", N 6, июнь 2006., 21-29с.

20. Пиляева В. В., Гражданское право: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 2001 года, 112-129с.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.