Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сандро и Гений Воспоминания



Недалеко от церкви Оньисанти — "Всех святых" — мы можем отыскать дом, в котором жил вместе с родителями и братьями маленький Сандро Филиппепи. Здесь прошло детство будущего автора "Весны", "Рождения Венеры" и других полотен, ставших символами эпохи Возрождения.

Сначала Сандро учится ювелирному делу и чеканке монет у старшего брата — отсюда его прозвище Боттичелло, "Чеканщик монет". Но волею судеб мальчик попадает в мастерскую художника Филиппо Липпи — и отныне его путём становится живопись.

На встречу с Сандро лучше всего отправиться в галерею Уффици, один из самых маленьких и самых богатых музеев мира. В одном зале здесь собраны наиболее значительные шедевры Боттичелли.

Эта встреча может стать для вас полной неожиданностью. Один на один. Глаза в глаза. Вы никогда ещё не были так близко с гениями Возрождения, с его героями, с его идеалом. И, кажется, они приподнимают на мгновение покровы своих таинств, открывая глубину взгляда, силу веры, чистоту надежды и любви.

Боттичелли вернул своим современникам античные мифы и посвятил их в таинства живой природы. И вслед за флорентийцами XV в. мы вместе с художником вспоминаем давно забытые предания древних времен.

Прохладный мрак Примаверы — аллегории Весны, некоторая призрачность сцены сродни гомеровским гимнам, в то время очень популярным во Флоренции. В них древнегреческие мистерии предстают в полном контрастов описании выхода души на свет после мрака Аида и обретения ею сил жизни:

Чуть же наступит весна, и цветы благовонные густо

Чёрную землю покроют, тогда из могильного мрака

Снова ты явишься на свет, на диво бессмертным

и смертным.

В садах Примаверы распускаются цветы — розы, фиалки, маргаритки, белые орхидеи, золотятся плоды на деревьях. Все это мы и сегодня увидим в окрестностях Флоренции. Но Боттичелли, рисуя с натуры, смотрел на природу другими глазами. Для него она была полна древних таинств и загадок, скрытого смысла и знаков узнавания.

Цветы, усыпавшие тёмную зелень, сияют на её фоне, как настоящие звезды на ночном небе. Те звезды, в которые, как верили друзья Боттичелли, превращаются души прекрасных дам, чтобы утешить своим сиянием оставшихся на земле печальных возлюбленных.

А потом, погруженный в воспоминания, ты долго медлишь в коридорах Уффици перед статуями богов и героев древнего мира. Словно прислушиваясь к их немому удивлению: "Раньше мы населяли сады и парки, слышали шелест листьев и журчание живой воды, болтовню влюблённых и речи мудрецов былых времён. Благодаря им мы чувствовали и жили. Сегодня нас собрали в музее… Все так изменилось…"

И тихо я молюсь в музейной зале

Мадоннам благосклонным и простым.

А ухожу, когда глаза устали, —

над Арно уж плывёт вечерний дым,

и про себя рисую, глядя в дали,

я Бога золотым…

Рильке

Данте и Гений Любви

Церковь Санта Маргарита на одноимённой улице — рядом с ней, по одной из легенд, Данте впервые увидел Беатриче.

В этом квартале прошла жизнь великого сына Флоренции. Он подарил Италии национальный язык и "Божественную комедию". И стал изгнанником. Победившие в политических интригах гвельфы изгнали бывшего соратника из города.

Всю свою жизнь Данте провёл вдали от любимой родины, с негодованием отвергая предложения бывших гонителей, "даровавших" ему возможность вернуться в обмен на публичное покаяние.

В этом городе следы великого поэта неуловимы и вместе с тем отчётливо ощутимы. Не осталось старого дома-башни, в котором жил Данте. На его месте сейчас копия начала XX в. — в ней находится музей поэта. Но мы можем отправиться на прогулку вдоль набережной Арно по узким улочкам, на одной из которых Боккаччо читал флорентийцам главы из "Божественной комедии". Или в Дуомо, чтобы увидеть всемирно известную фреску XV в.: Данте в алом плаще с "Божественной комедией" в руках.

Мраморный пиит у собора Санта Кроче в окружении львов и с могучим орлом у ног и сегодня поражает нас суровостью взгляда. Наверное, так смотрел он на картины "ада", кои рисовала ему жестокость и иллюзорность мира, в котором он жил.

Иной была его душа, полная великого знания, глубокой веры и нежной любви. Им было тесно во Флоренции. Они были обращены в вечность, в грядущие века.

Медленно поднимаемся по каменным ступеням, ведущим от древних ворот Флоренции на холм к собору Сан-Миниато аль Монте. Древняя "лестница Данте". Именно здесь, на этой лестнице, в начале которой высечены на камне слова из "Божественной комедии", с особой благодарностью вспоминаешь об этой великой душе. Образ Данте — это прежде всего образ странника и… пути, которым он шёл на гору Чистилища. Взойдя наверх, останавливаешься и невольно оглядываешься назад.

"Там сели мы оба, обратившись лицом к Востоку, в ту сторону, откуда поднялись, — ибо всякий с удовольствием смотрит на пройденный путь!"

Отсюда, с площадки перед собором Сан-Миниато аль Монте, смотрели на Флоренцию великие мира сего. Данте и Микеланджело, Боттичелли и Леонардо да Винчи, художники, поэты, путешественники старых и новых времён. Среди них и наши соотечественники — Гоголь, Достоевский, Блок.

Здесь мы, кажется, понимаем, почему Данте, великий сын Флоренции, изгнанный из родного города, который был его жизнью и его мечтой, так и не вернулся на родину. Любовь к Флоренции была для поэта не усладой глаз, но любовью сердца. Той самой любовью, для которой не помеха ни время, ни расстояния. Той самой любовью, для которой достаточно одного взгляда на город с вершины Сан-Миниато, чтобы запомнить его навсегда. И столь сильно это воспоминание сердца, что ещё в течение веков оно приводит сюда пилигримов любви.

И вечно юны эти древние колоколенки.

Встреча, Любовь, Воспоминания… Каждый найдёт во Флоренции что-то своё. Или всё вместе. Прикоснётся, насколько будет сам открыт и готов, к тайнам города Возрождения.

Илья Бузукашвили




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.