Запорожская Сечь сыграла важную роль в истории украинского народа, прежде всего, в его национально-освободительной борьбе, в развитии вооруженных сил Украины и военного искусства, в освоении и заселении степных просторов Центральной и Южной Украины.
Следствием хозяйственной деятельности казаков была колонизация Дикого поля (степей между Днестром и Доном), а следовательно, расширение жизненного пространства украинского народа, которое происходило мирно, без завоеваний чужих территорий.
Запоро́жская Сечь — название ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв, называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов. В зависимости от военно-политической обстановки Запорожская Сечь время от времени изменяла свое расположение. По мнению исследователей, за всю историю Запорожского казачества существовало 8 мест расположения Сечей, которые находились в нижнем течении Днепра, за днепровскими порогами. Как правило, Сечь располагалась вблизи переправ через Днепр, где было легче контролировать набеги крымцев на Правобережную Украину. Для грабежа Левобережной Украины и Русского государства, крымцы пользовались Муравским шляхом.
Всего Запорожские Сечи просуществовали, поочередно сменяя одна другую, около двух с половиной веков (XVI−XVIII вв.). При этом все Сечи имели собственное название по месту своей дислокации и существовали от 5 до 40 лет каждая:
1. Хортицкая, 1552−1557(1558) гг. — на острове Малая Хортица.
2. Томаковская, 1563−1593 гг. — на острове Томаковка близ нынешнего г. Марганец (с нач. 1540-х гг. с некоторыми перерывами (на Хортицкую Сечь) вплоть до сер. 1590-х [либо как Кош Сечи Запорожской (собственно Сечь), либо — как паланка.
3. Базавлуцкая (Базавлукская), 1593−1638 (1630) гг. — на острове Базавлук (укр.)русск. у места впадения в Днепр трех рек: Чертомлык (укр.)русск., Подпольна и Скарбна (он же о. Чертомлык, близ нынешнего с. Капуловка)
4. Никитинская, 1639(1628)−1652 гг. — возле переправы у Никитского рога (рядом с современным Никополем).
5. Чертомлыцкая , 1652−1709 гг. — при впадении правого притока Днепра Чертомлыка.
6. Каменская, 1709−1711, 1728−1734 гг. — в устье реки Каменка на правом берегу Днепра (ныне село Республиканец Бериславского района Херсонской области).
7. Алешковская, 1711−1728 гг. (1734; см. также рис. справа) — в урочище Алешки (укр. Оле́шки), ныне территория города Цюрупинск, напротив современного города Херсона.
8. Новая (Подпольненская), 1734−1775 гг. — на большом полуострове, образуемом рекой Подпольной при впадении её в Днепр (вблизи нынешнего с. Покровское Днепр. обл.).
После разрушения по указу Екатерины II в 1775 г. последней Запорожской Сечи существовали ещё и:
9. Задунайская Сечь, 1775−1828 гг. — на землях Оттоманской империи в дельте Дуная.
10. 1785 год — значительная часть казаков была расселена также на территории Баната в Австрийской монархии (банатское казачество)
Зародышем новой украинской государственности - казацкой - сталаЗапорожская Сечь. Ее демократический характер объясняется тем, что Запорожскую Сечь создал сам народ для преодоления угрозы уничтожения; казакам были нужны согласие и взаимопонимание. Казацкая Сечь имела надежные укрепления. Ее окружали глубокие рвы и высокие земляные валы с пушками, башнями с бойницами, где постоянно дежурили вооруженные казаки. Запорожской Сечи были присущи признаки республики: собственная территория, система выборных органов власти, правовые обычаи, войско. Высшим законодательным, административным и судебным органом Сечи былаСечевая Рада. Ее решения считались мнением всего войска и были обязательными для исполнения. Совет рассматривал важнейшие вопросы внутренней политики: проводила распределение земель, угодий и рыбных ловищ, судила за тяжкие преступления. Общая (военная) рада проходила на Сечи 2-3 раза в год (1 января, после Пасхи, 1 октября). На Советах выбирали казацкое правительство . Широкая демократия Запорожской Сечи дает историкам основание считать ее христианской казацкой республикой. Хотя в руках казацкой старшины были сосредоточены власть и богатство, в Запорожской Сечи не было крепостничества. Существовала формальное равенство между казаками, которые могли пользоваться землей, угодьями, участвовать в общевойсковых советах, избирать старшину. В административно-территориальном отношении Запорожская Сечь делилась на паланки (округа) во главе с полковниками. Условия приема в Сечи предусматривали верность православию, умение владеть оружием, соблюдение традиций общества, отсутствие семьи. Женщин в Сечь не допускали. Женатые казаки жили в приграничных с Сечью районах - зимовниках. Символом власти военной старшины были знамя, булава, печать, бунчук, литавры, пернач. Все вместе они составляли клейноды, то есть военные отличия и символы власти. До флага казаки относились как к святыне. Казацкий флаг был красного (малинового) цвета, на одной стороне которого было изображение Святого Архангела Михаила (белым цветом), на другом - крест. Символом власти была военная печать с гербом Сечи - казак с ружьем на плече, с саблей и копьем, устремленным в землю. Запорожская Сечь заняла достойное место в истории Украины XVII-XVIII ст. «Славное Запорожье» стало местом, где крестьяне и бедные горожане находили убежище от феодального и национального гнета. Сечь оставалась оплотом свободолюбия украинцев, отсюда расходились волны народных восстаний против господства шляхетской Польши, против ненавистного крепостничества. Запорожская Сечь была политическим центром украинского народа. Ее место в общественно-политической жизни Украины было ключевым, что давало основание называть украинцев «нацией казаков», а Сечь - за демократические порядки - казацкой республикой.
Запорожская Сечь была военной организацией: казаки жили в куренях (военное подразделение), ими руководил атаман или гетман, который руководил Сечью при помощи казацкой верхушки - старшины. Казаки совершали успешные походы в Крым и даже доходили до Стамбула (Константинополя). По рекам и морю они ходили на небольших лодках, выдолбленных из целого дерева, которые назывались чайками. По краям прикреплялись связки камыша, что придавало дополнительную устойчивость. У казаков была конница, но все же основой их войска была пехота. Чтобы противостоять татарской коннице казаки начинают активно использовать огнестрельное оружие - пищали, пистоли, небольшие пушки. По степи они передвигались на возах, которые в случае нападения татар казаки устанавливали в квадрат и вели сильный огонь по татарам. Прорваться в середину квадрата было очень трудно, и обычно татары отступали. Состоя под верховною протекцией сперва польского, потом русского правительства, временно под покровительством крымского хана, запорожские казаки во все время своего исторического существования управлялись собственным, обыкновенно ежегодно сменявшимся и непременно неженатым начальством. Кошевой атаман, войсковой судья, войсковой есаул и войсковой писарь составляли войсковую старшину. Кошевой атаман соединял в своих руках военную, административную, судебную и духовную власть. В военное время кошевой был «главным командиром» войска и действовал как совершенно неограниченный диктатор: он мог выбросить непослушного за борт лодки или же на шее с веревкой тащить его за тяжелым обозом; в мирное время он был «конституционным владыкою» Запорожья и потому управлял всею областью казацких вольностей с их паланками, селениями, зимовниками и бурдюгами; исполнял роль верховного судьи над всеми провинившимися и преступниками, и потому наказывал виновных за проступки и определял казнь злодеям за преступления; считался верховным начальником запорожского духовенства и потому принимал и определял духовных лиц из Киева в сечевую и паланочные церкви. Обязанности кошевого состояли в том, что он утверждал выбранных на раде всех следовавших за ним чинов, узаконивал распределение «по лясам» земли, покосов, рыбных ловель, звериных уходов, разделял военную добычу, войсковые доходы, царское жалованье, принимал новых лиц в Сечь, отпускал старых казаков из Сечи, выдавал аттестаты заслуженным товарищам, посылал ордера паланочной старшине, входил в дипломатические отношения с соседними государствами. Но при всей своей силе кошевой атаман, однако, не был неограниченным властелином запорожского войска. Жизнь кошевого атамана, как и прочих старшин, нисколько не отличалась от жизни остальных казаков. Войсковой судья был вторым лицом после кошевого атамана в запорожском войске; как и кошевой атаман, он избирался на войсковой раде из простого товарищества. Судья был блюстителем тех предковских обычаев и вековечных порядков, на которых зиждился весь строй казацкой жизни; в своих решениях он руководствовался не писаным законом, как совсем не существовавшим у запорожских казаков, а преданиями или традициями. Обязанностью войскового судьи было судить виновных скоро, право и нелицеприятно; он разбирал уголовные и гражданские дела и производил суд над преступниками, представляя, однако, окончательный приговор суда решать кошевому атаману или войсковой раде. Внешним знаком власти войскового судьи была большая серебряная печать, которую он обязан был держать при себе во время войсковых собраний или рад и прикладывать к бумагам, на которых постановлялось решение всей рады. Судья, как и кошевой атаман, не имел ни особого жилища, ни отдельного стола, а жил и питался обще с казаками своего куреня. Главным доходом судьи было царское жалование. Войсковой писарь, как и кошевой атаман и войсковой судья, выбирался товариществом на общей раде и заведовал всеми письменными делами запорожского войска. Обязанность писаря считалась в Запорожье столь важной и ответственной, что если бы кто другой, вместо него, осмелился писать от имени коша кому-либо или принимать письма, присылаемые на имя писаря, того без пощады казнили смертью. Значение войскового писаря в Запорожье было очень велико. Влияние войсковых писарей тем сильнее было в Запорожье, что большинство из них оставалось на своих должностях в течение многих лет бессменно. Внешним знаком достоинства войскового писаря была в длинной серебряной оправе чернильница. Войсковой есаул, так же, как кошевой атаман, судья и писарь, избирался общею радою из простых казаков низового товарищества; обязанности войскового есаула были очень сложны: он наблюдал за порядком и благочинием между казаками в мирное время в Сечи, в военное в лагере; следил за исполнением судебных приговоров по решению кошевого или всей рады, как в самой Сечи, так и в отдаленных паланках войска; производил следствия по поводу разных споров и преступлений в среде семейных казаков запорожского посольства; заготовлял продовольствие для войска на случай войны, принимал хлебное и денежное жалованье и, по приказу кошевого, разделял его сообразно должности каждого старшины; охранял всех проезжавших по степям запорожских вольностей; защищал интересы войска на пограничной линии; посылался впереди войска для разведки о неприятелях; следил за ходом битвы во время сражения; помогал той или другой стороне в жаркие минуты боя. Внешним знаком власти запорожского войскового есаула была деревянная трость, на обоих концах скованная серебряными кольцами, которую он обязан был держать во время войсковых собраний. Жизнь и доходы войскового есаула были такие же, как и войскового писаря; но жалованья он получал 40 рублей в год. В помощники войсковому есаулу выбирался войсковой подесаулий, а на случай войны войсковой обозный, ведавший артиллерию и войсковым продовольствием и разделявший все труды есаула. Должность куренных атаманов, называемых просто «атамання», числом 38, по числу куреней в Запорожской Сечи , как и другие, была выборная; в куренные избирался человек расторопный, храбрый, решительный, иногда из бывшей войсковой старшины, а большею частью из простых казаков; выбор куренного атамана известного куреня составлял частное дело только этого куреня и исключал вмешательство казаков другого куреня. Куренные атаманы прежде всего исполняли роль интендантов в Сечи; прямою их обязанностью были доставка провизии и дров для собственного куреня и хранение денег и имущества казаков в куренной скарбнице; поэтому у куренного атамана всегда находились ключи от скарбницы, которые в его отсутствие никто не смел брать, если на то не было разрешения от куренного. Куренные атаманы заботились о казаках своего куреня, как отцы о собственных детях и, в случае каких-либо проступков со стороны казаков, виновных наказывали телесно, не испрашивая на то ни у кого разрешения. Любимых куренных атаманов запорожские казаки слушались иногда больше, чем кошевого или судью, и потому часто через куренных атаманов кошевой атаман в трудных и опасных вопросах или случаях действовал и на настроение всего войска. Неспособных, пьяниц, небрежных или просто не сумевших понравиться казакам куренных атаманов казаки немедленно сбрасывали и даже иногда казнили смертью.