К началу ХХI в. сформировались: 1) креационистская, 2) эволюционистская, 3) эволюционно-креационистская парадигмы антропогенеза.
1) Креационистская парадигма антропогенеза (креационизм) означает признание факта сотворения человека современного типа в готовом виде. Эта парадигма вытекает из основ многих религий, прежде всего христианства и мусульманства. Согласно креационизму, Бог создает все сущее, в том числе и человека, а тот уже вступает в эволюционный процесс, связанный не с природной необходимостью, а со свободой.
2) Эволюционистская парадигма антропогенеза (эволюционизм) основывается на допущении естественного развития человека из предшествующих форм материи; она является одной из манифестаций материализма. Согласно современной эволюционистской парадигме, человек есть итог самосовершенствования материи в нашей Вселенной на протяжении более 13 миллиардов лет и представляет собой самую сложную форму ее организации.
Вопрос о происхождении человека в эволюционистской парадигме рассматривается в контексте биологической эволюции, которая, начиная с Ч. Дарвина объясняется приспособлением живых организмов к условиям среды под воздействием трех факторов — изменчивости (мутаций), естественного отбора и наследственности (передачи мутаций). Согласно эволюционизму, в соответствии с этими факторами обезьяноподобные предки современного человека постепенно приобрели характерные для него свойства (в эволюционистской парадигме прежде всего выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.) В версии эволюционизма, развившейся на основе философии марксизма (диалектический и исторический материализм), человек понимается прежде всего как социальное существо, поэтому антропогенез, по сути, становится элементом социогенеза, представляя собой единый процесс антропосоциогенеза. Ключевым фактором появления человека и, соответственно, критерием человеческого в таком варианте эволюционизма стала деятельность по производству орудий труда; эти идеи были заложены в работах Ф.Энгельса.
3) Эволюционно-креационистская парадигма антропогенеза (эволюционный креационизм) состоит в признании того, что эволюционный процесс имеет устремленность к некой цели, заданной свыше. Такая целеустремленность (см. телеологизм) проявляется в определенном векторе эволюции, с неизбежностью ведущем к человеку. В середине ХХ в. эти идеи неожиданно были поддержаны естественной наукой (прежде всего космологией, в которой был сформулирован так называемый антропный принцип). В религиозной философской антропологии, основанной на эволюционно-креационистской парадигме, это может быть выражено так: Бог создает эволюцию, ведущую к человеку, а не человека. Наиболее известными представителями эволюционного креационизма являются П. Тейяр де Шарден и К. Вальверде.
Есть еще один вариант эволюционного креационизма, согласно которому возможна эволюция природы до возникновения человека, а затем непосредственное вмешательство Творца в процесс эволюции – для появления человека по своему образу и подобию. В результате постулируется онтологическая пропасть между человеком и животными. Эта точка зрения представлена Ж.-Б. Ламарком и его последователями. В работе «Философия зоологии» Ж.-Б. Ламарк, допуская естественную эволюцию в мире животных, предполагал возможность вмешательства высшей силы в процесс происхождении человека.
Таким образом, эволюционизм в понимании антропогенеза может быть как атеистическим, так и религиозным; понятие «эволюционизм» в узком смысле выражает только вторую парадигму антропогенеза, в широком смысле «эволюционизм» может характеризовать и вторую, и третью парадигмы.
История представлений об антропогенезе в эволюционизме.
Креационистская парадигма антропогенеза является наиболее древней, уходя корнями в большинство мифологических и религиозных систем. Эволюционизм и эволюционный креационизм сформировались сравнительно недавно – в середине XIX в.
Большую роль в развитии эволюционизма сыграли исследования французского археолога Буше де Перта, который еще в 40 – 50-х гг. XIX в. находил каменные орудия, доказывая, что их использовал первобытный человек, живший в одно время с мамонтами. Эти находки, опровергающие библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление; лишь в 60-е гг. XIX в. идеи Буше де Перта признали в науке.
Фундаментальную роль в становлении эволюционистских представлений об антропогенезе сыграли идеи Ч. Дарвина. Находки в 1848 и 1856 гг. останков и орудий неандертальца, а также целый ряд подобных находок в первой половине XIX в. вызвали к жизни новое направление в науке — палеоантропологию. Она дала эмпирический материал для постановки вопроса о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи.
В 1863 г. Т. Хаксли развивает идеи эволюционизма в работе «О положении человека в природе», а Ч. Дарвин к этому времени публикует книгу «Происхождение человека», где настаивает на наличии у человека обезьяноподобного предка, который развивался благодаря естественному отбору. Это вызвало серьезные дискуссии, даже такие сторонники теории эволюции, как А.Уоллес и Ч. Лайель сомневались, что интеллект и нравственность человека могли появиться в результате естественного отбора.
В конце XIX в. Э. Дюбуа на о. Ява нашел останки существа, которое четко осознали как промежуточное звено между обезьяной и человеком и которое было еще более примитивным, чем неандерталец. Его назвали питекантроп (обезьяночеловек). А в 1920-х годах в Африке были обнаружены останки существа, которое Р. Дарт назвал австралопитеком. Его признаки говорили в том, что это существо было более примитивным, чем питекантроп. Со второй половины XX века австралопитека стали считать прямым предком рода Homo, к которому принадлежит и современный человек.
В последнее время появились новые данные, которые говорят о том, что австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше похожи на сравнительно поздних предков человека. Это ставит под сомнение происхождение людей от австралопитека, который может оказаться тупиковой ветвью антропогенеза.