Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

История представлений об антропогенезе в эволюционизме



Парадигмы понимания антропогенеза.

К началу ХХI в. сформировались: 1) креационистская, 2) эволюционистская, 3) эволюционно-креационистская парадигмы антропогенеза.

1) Креационистская парадигма антропогенеза (креационизм) означает признание факта сотворения человека современного типа в готовом виде. Эта парадигма вытекает из основ многих религий, прежде всего христианства и мусульманства. Согласно креационизму, Бог создает все сущее, в том числе и человека, а тот уже вступает в эволюционный процесс, связанный не с природной необходимостью, а со свободой.

2) Эволюционистская парадигма антропогенеза (эволюционизм) основывается на допущении естественного развития человека из предшествующих форм материи; она является одной из манифестаций материализма. Согласно современной эволюционистской парадигме, человек есть итог самосовершенствования материи в нашей Вселенной на протяжении более 13 миллиардов лет и представляет собой самую сложную форму ее организации.

Вопрос о происхождении человека в эволюционистской парадигме рассматривается в контексте биологической эволюции, которая, начиная с Ч. Дарвина объясняется приспособлением живых организмов к условиям среды под воздействием трех факторов — изменчивости (мутаций), естественного отбора и наследственности (передачи мутаций). Согласно эволюционизму, в соответствии с этими факторами обезьяноподобные предки современного человека постепенно приобрели характерные для него свойства (в эволюционистской парадигме прежде всего выделяются когнитивные способности (сознание) и язык.) В версии эволюционизма, развившейся на основе философии марксизма (диалектический и исторический материализм), человек понимается прежде всего как социальное существо, поэтому антропогенез, по сути, становится элементом социогенеза, представляя собой единый процесс антропосоциогенеза. Ключевым фактором появления человека и, соответственно, критерием человеческого в таком варианте эволюционизма стала деятельность по производству орудий труда; эти идеи были заложены в работах Ф.Энгельса.

3) Эволюционно-креационистская парадигма антропогенеза (эволюционный креационизм) состоит в признании того, что эволюционный процесс имеет устремленность к некой цели, заданной свыше. Такая целеустремленность (см. телеологизм) проявляется в определенном векторе эволюции, с неизбежностью ведущем к человеку. В середине ХХ в. эти идеи неожиданно были поддержаны естественной наукой (прежде всего космологией, в которой был сформулирован так называемый антропный принцип). В религиозной философской антропологии, основанной на эволюционно-креационистской парадигме, это может быть выражено так: Бог создает эволюцию, ведущую к человеку, а не человека. Наиболее известными представителями эволюционного креационизма являются П. Тейяр де Шарден и К. Вальверде.

Есть еще один вариант эволюционного креационизма, согласно которому возможна эволюция природы до возникновения человека, а затем непосредственное вмешательство Творца в процесс эволюции – для появления человека по своему образу и подобию. В результате постулируется онтологическая пропасть между человеком и животными. Эта точка зрения представлена Ж.-Б. Ламарком и его последователями. В работе «Философия зоологии» Ж.-Б. Ламарк, допуская естественную эволюцию в мире животных, предполагал возможность вмешательства высшей силы в процесс происхождении человека.

Таким образом, эволюционизм в понимании антропогенеза может быть как атеистическим, так и религиозным; понятие «эволюционизм» в узком смысле выражает только вторую парадигму антропогенеза, в широком смысле «эволюционизм» может характеризовать и вторую, и третью парадигмы.

История представлений об антропогенезе в эволюционизме.

Креационистская парадигма антропогенеза является наиболее древней, уходя корнями в большинство мифологических и религиозных систем. Эволюционизм и эволюционный креационизм сформировались сравнительно недавно – в середине XIX в.

Большую роль в развитии эволюционизма сыграли исследования французского археолога Буше де Перта, который еще в 40 – 50-х гг. XIX в. находил каменные орудия, доказывая, что их использовал первобытный человек, живший в одно время с мамонтами. Эти находки, опровергающие библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление; лишь в 60-е гг. XIX в. идеи Буше де Перта признали в науке.

Фундаментальную роль в становлении эволюционистских представлений об антропогенезе сыграли идеи Ч. Дарвина. Находки в 1848 и 1856 гг. останков и орудий неандертальца, а также целый ряд подобных находок в первой половине XIX в. вызвали к жизни новое направление в науке — палеоантропологию. Она дала эмпирический материал для постановки вопроса о биологической эволюции человека в прошедшие эпохи.

В 1863 г. Т. Хаксли развивает идеи эволюционизма в работе «О положении человека в природе», а Ч. Дарвин к этому времени публикует книгу «Происхождение человека», где настаивает на наличии у человека обезьяноподобного предка, который развивался благодаря естественному отбору. Это вызвало серьезные дискуссии, даже такие сторонники теории эволюции, как А.Уоллес и Ч. Лайель сомневались, что интеллект и нравственность человека могли появиться в результате естественного отбора.

В конце XIX в. Э. Дюбуа на о. Ява нашел останки существа, которое четко осознали как промежуточное звено между обезьяной и человеком и которое было еще более примитивным, чем неандерталец. Его назвали питекантроп (обезьяночеловек). А в 1920-х годах в Африке были обнаружены останки существа, которое Р. Дарт назвал австралопитеком. Его признаки говорили в том, что это существо было более примитивным, чем питекантроп. Со второй половины XX века австралопитека стали считать прямым предком рода Homo, к которому принадлежит и современный человек.

В последнее время появились новые данные, которые говорят о том, что австралопитекам предшествовали другие человекообразные обезьяны, которые больше похожи на сравнительно поздних предков человека. Это ставит под сомнение происхождение людей от австралопитека, который может оказаться тупиковой ветвью антропогенеза.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.