Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 30 декабря 2010 г. N 1119-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НА 2011-2015 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края

от 01.05.2011 N 236-п, от 01.07.2011 N 389-п,

от 01.09.2011 N 630-п, от 07.12.2011 N 1007-п,

от 22.03.2012 N 136-п, от 09.06.2012 N 409-п)

 

В соответствии с Постановлением Законодательного Собрания Пермского края от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", Постановлением Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ" Правительство Пермского края постановляет:

 

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы".

2. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края Бербер Е.В.

 

Председатель

Правительства края

В.А.СУХИХ

 

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением

Правительства

Пермского края

от 30.12.2010 N 1119-п

 

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ В ПЕРМСКОМ КРАЕ

НА 2011-2015 ГОДЫ"

 

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края

от 01.05.2011 N 236-п, от 01.07.2011 N 389-п,

от 01.09.2011 N 630-п, от 07.12.2011 N 1007-п,

от 22.03.2012 N 136-п, от 09.06.2012 N 409-п)

 

ПАСПОРТ

ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

 

┌───────────────┬─────────────────────────────────────────────────────────┐

│Наименование │Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем │

│Программы │молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" │

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Основание │Постановление Законодательного Собрания Пермского края │

│разработки │от 21 октября 2010 г. N 2360 "О концепции долгосрочной │

│Программы │целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в │

│ │Пермском крае на 2011-2015 годы" │

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Разработчик │Министерство социального развития Пермского края │

│Программы │ │

│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)│

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Ответственный │Министерство социального развития Пермского края │

│исполнитель │ │

│Программы │ │

│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)│

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Исполнители │Министерство социального развития Пермского края. │

│Программы │Органы местного самоуправления муниципальных образований │

│ │Пермского края │

│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)│

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Цели и задачи │Цели: │

│Программы │укрепление системы государственной поддержки молодых │

│ │семей в решении жилищной проблемы; │

│ │улучшение демографической ситуации в Пермском крае; │

│ │стимулирование сознательного трудоустройства молодых │

│ │граждан. │

│ │Задачи: │

│ │обеспечение первичной финансовой поддержки молодых семей │

│ │для приобретения (строительства) отдельного │

│ │благоустроенного жилья; │

│ │стимулирование накопления молодыми семьями собственных │

│ │денежных средств для приобретения (строительства) │

│ │отдельного благоустроенного жилья; │

│ │привлечение дополнительных финансовых и инвестиционных │

│ │ресурсов для содействия молодым семьям в приобретении │

│ │(строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную │

│ │перспективу; │

│ │продолжение внедрения в практику правовых, финансовых и │

│ │организационных механизмов государственной и │

│ │муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем │

│ │молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; │

│ │пропагандирование новых приоритетов демографического │

│ │поведения молодого населения, связанных с укреплением │

│ │семейных отношений и многодетностью │

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Основные этапы │Программа не имеет строгого разделения на этапы, │

│реализации │мероприятия осуществляются на протяжении всего срока │

│Программы │реализации Программы │

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Срок реализации│Программа рассчитана на период с 2011 года по 2015 год │

│Программы │ │

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Объемы и │Общая потребность финансового обеспечения Программы на │

│источники │2011-2015 годы составляет 12949337,6 тыс. рублей, в том │

│финансирования │числе: │

│Программы │средства федерального бюджета - 653274,0 тыс. руб., │

│ │в том числе: │

│ │на 2011 год - 124830,1 тыс. рублей; │

│ │на 2012 год - 101643,9 тыс. рублей; │

│ │на 2013 год - 114700,0 тыс. рублей; │

│ │на 2014 год - 131400,0 тыс. рублей; │

│ │на 2015 год - 180700,0 тыс. рублей; │

│ │средства бюджета Пермского края - 2677746,3 тыс. руб., │

│ │в том числе: │

│ │на 2011 год - 759907,3 тыс. рублей; │

│ │на 2012 год - 573913,0 тыс. рублей; │

│ │на 2013 год - 447913,0 тыс. рублей; │

│ │на 2014 год - 396013,0 тыс. рублей; │

│ │на 2015 год - 500000,0 тыс. рублей; │

│ │средства местных бюджетов - 644817,3 тыс. руб., │

│ │в том числе: │

│ │на 2011 год - 119130,0 тыс. рублей; │

│ │на 2012 год - 125687,3 тыс. рублей; │

│ │на 2013 год - 106000,0 тыс. рублей; │

│ │на 2014 год - 122000,0 тыс. рублей; │

│ │на 2015 год - 172000,0 тыс. рублей; │

│ │внебюджетные источники - 8973500,0 тыс. руб., │

│ │в том числе: │

│ │на 2011 год - 2258100,0 тыс. рублей; │

│ │на 2012 год - 2258100,0 тыс. рублей; │

│ │на 2013 год - 2258100,0 тыс. рублей; │

│ │на 2014 год - 920100,0 тыс. рублей; │

│ │на 2015 год - 1279100,0 тыс. рублей │

│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п)│

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Целевые │Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия; │

│показатели │площадь жилья, приобретенного и построенного в рамках │

│Программы │реализации Программы │

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Ожидаемые │Общее количество молодых семей, улучшивших жилищные │

│конечные │условия к 2015 году, составит не менее 10272 молодых │

│результаты │семей, в том числе: │

│реализации │ │

│Программы, │по софинансированию мероприятий Программы в рамках │

│выраженные в │участия Пермского края в реализации подпрограммы │

│соответствующих│"Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой │

│показателях, │программы "Жилище" на 2011-2015 годы - не менее 5288 │

│поддающихся │молодых семей; │

│количественной │ │

│оценке │по предоставлению молодым семьям - участницам Программы │

│ │социальных выплат за счет средств краевого бюджета в │

│ │размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья │

│ │- не менее 4984 молодых семей; │

│ │ │

│ │площадь жилья, приобретенного и построенного в рамках │

│ │реализации Программы, составит не менее 555 тыс. кв. м │

│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п)│

├───────────────┼─────────────────────────────────────────────────────────┤

│Контроль │Общее руководство и контроль реализации Программы │

│реализации │осуществляет Министерство социального развития Пермского │

│Программы │края. │

│ │Финансовый контроль использования средств бюджета │

│ │Пермского края, направленных на реализацию Программы, │

│ │осуществляется контролирующими органами в соответствии │

│ │с законодательством │

│(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)│

└───────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────┘

 

I. Общие положения

 

1.1. Долгосрочная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы" (далее - Программа) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение проблем обеспечения жильем молодых семей в Пермском крае, реализуемых с целью обеспечения социально-экономических прав молодежи и улучшения демографической ситуации в Пермском крае.

1.2. Программа разработана в соответствии с требованиями Постановления Правительства Пермского края от 11 февраля 2009 г. N 63-п "О разработке, формировании и реализации долгосрочных целевых программ".

Разработка и реализация Программы базируются на следующих основных принципах:

добровольность участия молодых семей в Программе;

адресный характер оказания финансовой помощи;

вариативность способов решения жилищной проблемы молодых семей;

целевое расходование средств, предоставляемых участницам Программы;

собственное финансовое участие молодой семьи в решении жилищной проблемы.

Возможность улучшить жилищные условия предоставляется молодым семьям, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы, за счет средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделяемых для реализации Программы, только один раз.

1.3. В Программе используются понятия и термины:

1.3.1. Категории молодых семей:

Потенциальные участницы Программы - молодые семьи, включенные в список молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе.

Участницы Программы - молодые семьи, включенные в списки на получение социальной выплаты в планируемом году.

Для участия в Программе молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, должна соответствовать следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье не превышает 35 лет (включительно);

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п)

б) члены молодой семьи являются гражданами Российской Федерации;

в) наличие у молодой семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;

г) семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п.

Сохраняют право на получение социальной выплаты в рамках реализации Программы молодые семьи, подавшие заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года при условии, что ими представлен в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов документ о согласии всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных". Согласие всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных должно быть представлено потенциальными участницами Программы в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов не позднее 1 июля 2011 года.

Также сохраняют право на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета:

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермской области от 5 сентября 2005 г. N 2453-543 "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и Законом Пермского края от 5 июня 2006 г. N 3050-687 "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы";

потенциальные участницы Программы, включенные в список на участие в Программе на условиях, предусмотренных Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" до внесения в него изменений Законом Пермского края от 4 июня 2008 г. N 253-ПК "О внесении изменений и дополнений в Закон Пермского края "О краевой целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы";

потенциальные участницы Программы - семьи, в которых возраст одного или обоих супругов или одного родителя в неполной семье превысил 35 лет (включительно).

1.3.1 . Потенциальные участницы Программы, включенные в список на

участие в Программе на условиях, предусмотренных подпрограммой "Обеспечение

жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010

годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17

сентября 2001 г. N 675, сохраняют право на получение социальной выплаты по

софинансированию мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в

реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной

целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающей привлечение

средств федерального, краевого и средств местных бюджетов.

(п. 1.3.1 введен Постановлением Правительства Пермского края от 09.06.2012

N 409-п)

1.3.2. Реализация мероприятий Программы осуществляется по двум направлениям (механизмам реализации):

софинансирование мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов;

предоставление участницам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п.

1.3.3. Банк - это уполномоченный банк, отобранный для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям - участницам Программы, отвечающий следующим условиям:

наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения - более 1 года);

отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;

выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации, в целях регулирования (ограничения) банком принимаемых рисков;

наличие положительного финансового результата по итогам работы за последний отчетный год;

наличие структурного подразделения банка на территории Пермского края.

Отобранные банки вносятся в реестр Министерством социального развития Пермского края (далее - Министерство) в заявительном порядке. Министерство заключает соглашение с банками на участие в реализации Программы и ведет реестр отобранных банков.

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

1.3.4. Норма общей площади жилья для расчета размера социальной выплаты:

для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) - 42 квадратных метра;

для семьи численностью 3 и более человека, включающей помимо молодых супругов одного и(или) более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и(или) более детей), - количество членов семьи, умноженное на 18 квадратных метров.

1.3.5. Орган местного самоуправления муниципального образования Пермского края - орган местного самоуправления муниципального района, городского округа или городского (сельского) поселения, реализующий Программу на территории данного муниципального района, городского округа, поселения.

1.3.6. Жилье - отдельное жилое помещение (квартира, жилой дом), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается (строится) жилое помещение (жилые помещения).

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

1.3.7. Свидетельство - именной документ, удостоверяющий право молодой семьи на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу.

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 22.03.2012 N 136-п)

1.3.8. Уполномоченная организация - организация, которая оказывает участницам Программы услуги по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья.

Участницы Программы могут обратиться в уполномоченную организацию для заключения с ней договора на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе для оплаты договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и(или) оплату услуг указанной организации.

Отбор уполномоченных организаций осуществляется Министерством. Критерии отбора уполномоченных организаций, требования к ним и правила оказания услуг определяются Министерством регионального развития Российской Федерации.

(п. 1.3.8 введен Постановлением Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

 

II. Обоснование необходимости решения задачи

программно-целевым методом

 

2.1. Одной из самых острых государственных проблем является естественная убыль населения России. Для сохранения простого воспроизводства любого общества необходимо обеспечить коэффициент рождаемости в среднем 2,14 ребенка. В России в 2008 г., по данным Госкомстата России, он составил 1,51.

По оценке территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю, за последние десять лет рождаемость в Пермском крае носила неустойчивый характер. За период с 1999 по 2003 гг. наблюдалось увеличение числа родившихся (максимальная цифра составила 31683 рождения в 2003 г.), затем с 2004 по 2005 гг. - небольшое снижение, с 2006 г. вновь наблюдается тенденция роста. Так, в 2008 г. на свет появилось 35237 малышей, что на 3,8 процента выше показателя 2007 г.

Нерешенная жилищная проблема становится основным фактором отказа от рождения второго ребенка, в результате чего происходит сокращение среднего размера семьи. В настоящих экономических условиях, в отсутствие перспектив получения жилья возможен отказ и от рождения первого ребенка, в то время как целевая демографическая политика по отношению к молодежи должна способствовать повышению рождаемости.

2.2. Ежегодно проводимые социологические исследования показывают, что для молодых жителей Пермского края жилищная проблема является первостепенной. Острота проблемы определяется низкой доступностью жилья и ипотечных жилищных кредитов для всего населения.

Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.

При исследовании проблемы установлено, что обеспеченность собственным жильем молодых семей Пермского края менее 30 процентов, улучшить жилищные условия стремятся более 70 процентов семей. С 2005 года в рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермской области на 2005-2010 годы" и краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы" более 5,5 тысячи семей уже приобрели (построили) собственное жилье и более 1 тысячи семей улучшат жилищные условия в 2010 г. Финансирование указанных выше программ составило 3292,5 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1027,6 млн. рублей, из краевого (областного) бюджета - 1812,1 млн. рублей и средства муниципальных образований Пермского края в сумме 452,8 млн. рублей. По информации администраций муниципальных образований Пермского края, более 10000 молодых семей включены в списки и ждут получения свидетельства на право получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

2.3. Программа призвана укрепить созданную в рамках реализации краевой целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2007-2010 годы", утвержденной Законом Пермского края от 7 декабря 2006 г. N 33-КЗ, систему государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Ее реализация соответствует приоритетным направлениям развития Пермского края, способствуя стабилизации численности населения Пермского края, повышению рождаемости и привлечению федеральных финансовых средств.

Таким образом, поставленные задачи эффективнее всего решить реализацией целевой Программы.

 

III. Основные цели, задачи и целевые показатели Программы

 

3.1. Основными целями Программы являются укрепление системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы, улучшение демографической ситуации в Пермском крае, стимулирование сознательного трудоустройства молодых граждан.

3.2. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи:

обеспечить первичную финансовую поддержку молодых семей для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

стимулировать накопление молодыми семьями собственных денежных средств для приобретения (строительства) отдельного благоустроенного жилья;

привлечь дополнительные финансовые и инвестиционные ресурсы для содействия молодым семьям в приобретении (строительстве) благоустроенного жилья на долгосрочную перспективу;

продолжить внедрение в практику правовых, финансовых и организационных механизмов государственной и муниципальной поддержки с целью обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

пропагандировать новые приоритеты демографического поведения молодого населения, связанные с укреплением семейных отношений и многодетностью.

3.3. Целевыми показателями Программы являются:

количество молодых семей, улучшивших жилищные условия;

площадь жилья, приобретенного и построенного в рамках реализации Программы.

3.4. Оценка эффективности и результативности Программы производится в соответствии с перечнем целевых показателей, установленных на каждый год реализации Программы и приведенных в приложении 2 к Программе.

Кроме того, эффективность Программы оценивается по степени достижения целевых показателей с учетом следующих индикаторов:

освоение средств бюджетов всех уровней, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей в Пермском крае;

привлечение внебюджетных средств, направляемых на решение жилищных проблем молодых семей;

сокращение (увеличение) количества молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных в сводный список участников Программы.

 

IV. Система программных мероприятий

 

4.1. Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:

методологическое обеспечение реализации Программы на региональном и муниципальном уровнях;

организационно-информационное обеспечение реализации Программы.

Мероприятия по методологическому обеспечению Программы включают разработку методических рекомендаций для органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и молодых семей.

Организационные мероприятия на региональном уровне предусматривают:

конкурсный отбор муниципальных районов и городских округов Пермского края для участия в Программе;

заключение Министерством с муниципальными районами и городскими округами Пермского края соглашений по реализации Программы;

осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального и краевого бюджетов, направляемых на реализацию Программы;

разработка методических рекомендаций по реализации Программы;

организация учета молодых семей, участвующих в Программе;

формирование и утверждение списков молодых семей на получение социальных выплат (в том числе внесение изменений в указанные списки);

сопровождение и поддержка единой информационной базы данных "Автоматизированная система мониторинга реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае", предназначенной для контроля за реализацией Программы и подготовки информационно-аналитических материалов;

определение объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета Пермского края на реализацию мероприятий Программы;

отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;

отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участниц Программы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья (при необходимости);

(абзац введен Постановлением Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

обеспечение освещения целей и задач Программы в региональных средствах массовой информации;

проведение мониторинга реализации Программы на региональном уровне.

Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:

1) для городского округа:

признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном требованиями Программы;

постановка на учет молодых семей для участия в Программе на территории органа местного самоуправления;

непрерывный прием заявлений на участие в Программе в течение всего срока действия Программы;

направление в срок до 1 марта 2011 года уведомлений молодым семьям, подавшим заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года, о необходимости представления в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту подачи заявления на участие в Программе согласия всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" согласно приложению 19 к Правилам предоставления социальных выплат молодым семьям в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы", в том числе в части участия в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила), а также заявления о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья или об отказе на получение такой социальной выплаты;

осуществление сбора и проверки достоверности сведений, представляемых молодыми семьями для участия в Программе;

формирование списков молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе;

формирование списков молодых семей на получение социальных выплат и представление их на проверку и утверждение в Министерство;

достоверный и своевременный ввод информации в единую информационную базу данных "Автоматизированная система мониторинга реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае";

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

информирование молодых семей об условиях и порядке участия в Программе;

определение ответственного исполнителя по реализации мероприятий Программы;

определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы;

выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе за счет субсидий из бюджета Пермского края;

проведение мониторинга реализации Программы;

перечисление бюджетных средств участницам Программы, предназначенных для предоставления социальных выплат, на банковский счет уполномоченного банка;

принятие мер к взысканию с молодых семей бюджетных средств в установленном законом порядке;

2) для муниципального района:

постановка на учет молодых семей для участия в Программе на территории органа местного самоуправления;

непрерывный прием заявлений на участие в Программе в течение всего срока действия Программы;

направление в срок до 1 марта 2011 года уведомлений молодым семьям, подавшим заявку на участие в Программе до 1 января 2011 года, о необходимости представления в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края по месту подачи заявления на участие в Программе согласия всех совершеннолетних членов семьи на обработку персональных данных в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" согласно приложению 19 к Правилам, а также заявления о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья или об отказе на получение такой социальной выплаты;

осуществление сбора и проверки достоверности сведений, представляемых молодыми семьями для участия в Программе;

формирование списков молодых семей, состоящих на учете для участия в Программе;

формирование списков молодых семей на получение социальных выплат и представление их на проверку и утверждение в Министерство;

достоверный и своевременный ввод информации в единую информационную базу данных "Автоматизированная система мониторинга реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае";

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

информирование молодых семей об условиях и порядке участия в Программе;

определение ответственного исполнителя по реализации мероприятий Программы;

определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемого из бюджетов муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий Программы;

выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджетах муниципальных образований Пермского края, в том числе за счет субсидий из бюджета Пермского края;

перечисление бюджетных средств участницам Программы, предназначенных для предоставления социальных выплат, на банковский счет уполномоченного банка;

проведение мониторинга реализации Программы;

принятие мер к взысканию с молодых семей бюджетных средств в установленном законом порядке;

3) для городских (сельских) поселений:

признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном требованиями Программы;

информирование молодых семей об условиях и порядке участия в Программе;

определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий Программы.

 

V. Ресурсное обеспечение Программы

 

5.1. Основными источниками финансирования Программы являются:

средства федерального бюджета (в соответствии с федеральным законодательством на конкурсной основе в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы);

средства краевого бюджета, предусмотренные в рамках средств долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы";

средства местных бюджетов муниципальных образований Пермского края (предполагаемые в рамках муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей) на условиях софинансирования мероприятий Программы;

средства внебюджетных источников, в том числе:

средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого (строящегося) жилья;

средства организаций различных форм собственности, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, предоставляемые молодым семьям для софинансирования жилищного строительства или приобретения жилья;

средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение (строительство) жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты.

5.2. Потребность финансового обеспечения Программы за счет средств краевого бюджета составляет 2677746,3 тыс. рублей, в том числе:

на софинансирование мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы - 1799000,0 тыс. руб., в том числе:

на 2011 год - 313000,0 тыс. рублей;

на 2012 год - 313000,0 тыс. рублей;

на 2013 год - 313000,0 тыс. рублей;

на 2014 год - 360000,0 тыс. рублей;

на 2015 год - 500000,0 тыс. рублей;

на предоставление молодым семьям - участницам Программы социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья - 878746,3 тыс. руб.,

в том числе:

на 2011 год - 446907,3 тыс. рублей;

на 2012 год - 260913,0 тыс. рублей;

на 2013 год - 134913,0 тыс. рублей;

на 2014 год - 36013,0 тыс. рублей.

Сводные финансовые затраты на реализацию отдельных мероприятий Программы отражены в приложении 1 к Программе.

(п. 5.2 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п)

5.3. Привлечение средств федерального бюджета, выделяемых в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, производится ежегодно в установленном порядке (на конкурсной основе).

5.4. Объемы финансирования мероприятий Программы могут быть скорректированы в процессе реализации мероприятий Программы исходя из изменения стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Пермскому краю, определяемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

VI. Конкурсный отбор муниципальных районов и городских

округов Пермского края и методика распределения бюджетных

средств

 

6.1. Отбор муниципальных районов и городских округов Пермского края для участия в реализации мероприятий Программы в планируемом году производится на конкурсной основе. Порядок проведения конкурсного отбора и положение о комиссии приведены в приложениях 4 и 5 к Программе.

Состав комиссии по конкурсному отбору утверждается приказом Министерства.

(п. 6.1 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

6.2. Условиями участия муниципальных районов и городских округов Пермского края в конкурсном отборе являются:

наличие в консолидированном бюджете муниципального района или городского округа на соответствующий финансовый год средств на реализацию механизма предоставления социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы;

наличие организационных ресурсов;

наличие муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей, приведенной в соответствие с нормативными правовыми актами в рамках реализации Программы;

наличие полной информации в базе данных "Автоматизированная система мониторинга реализации долгосрочной целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Пермском крае".

6.3. Министерство после принятия закона о бюджете Пермского края на соответствующий финансовый год определяет для победителей конкурсного отбора контрольные цифры по объему средств краевого и федерального бюджетов в соответствии с методикой распределения бюджетных средств между муниципальными районами и городскими округами, отобранными для участия в реализации Программы, указанной в пункте 6.4 Программы.

6.4. Распределение бюджетных средств между бюджетами муниципальных районов и городских округов, отобранными для участия в реализации Программы, осуществляется в следующем порядке:

6.4.1. на реализацию механизма предоставления социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы распределение средств краевого и федерального бюджетов осуществляется согласно следующей формуле:

 

С = С x З / SUM [З ],

i i i

 

где

С - объем средств краевого или федерального бюджета i-му муниципальному

i

району или городскому округу;

С - общий объем средств краевого или федерального бюджета,

распределяемый на соответствующий год;

З - сумма средств бюджета i-го муниципального района или городского

i

округа.

Определенный Министерством объем средств краевого бюджета может

отличаться от суммы, запрашиваемой муниципальным районом или городским

округом, но не может превышать сумму заявки i-го муниципального района или

городского округа.

Муниципальные районы Пермского края в последующем распределяют средства

краевого и федерального бюджетов между бюджетами поселений согласно

следующей формуле:

 

С = С x З / SUM [З ],

j i j j

где

С - объем средств краевого или федерального бюджета i-го

j

муниципального района j-му поселению;

С - общий объем средств краевого или федерального бюджета i-го

i

муниципального района, распределяемый на соответствующий год;

З - сумма средств бюджета j-го поселения.

j

Сумма бюджетных средств всех уровней, предусмотренная j-му поселению,

должна быть достаточной для предоставления социальной выплаты на

приобретение (строительство) жилья не менее чем одной молодой семье.

6.4.2. на реализацию механизма по предоставлению социальных выплат за

счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней)

стоимости жилья распределение средств краевого бюджета осуществляется

согласно следующей формуле:

 

С = С x K / SUM [K ],

i i i

 

где

С - объем средств краевого бюджета i-му муниципальному району или

i

городскому округу;

С - общий объем средств краевого бюджета, распределяемый на

соответствующий год;

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

K - количество молодых семей, изъявивших желание на получение

i

социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов

расчетной (средней) стоимости жилья в i-м муниципальном районе или

городском округе.

Сумма средств краевого бюджета, предусмотренная i-му муниципальному району или городскому округу, должна быть достаточной для предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья не менее чем одной молодой семье.

6.5. Средства краевого и федерального бюджетов, предусмотренные на реализацию мероприятий Программы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты муниципальных районов и городских округов Пермского края в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании соглашений, заключенных с органами местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.

Перечисление средств краевого и федерального бюджетов в бюджеты муниципальных районов и городских округов Пермского края осуществляется в установленном порядке на счета органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

В рамках реализации механизма по предоставлению социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы муниципальный район Пермского края в последующем заключает соглашения с поселениями о передаче полномочий по реализации Программы, в рамках которых поселения передают средства местного бюджета, и полномочия на предоставление социальных выплат участницам Программы своего поселения.

6.6. В случае невыполнения муниципальным районом или городским округом Пермского края в отчетном финансовом году обязательств, предусмотренных соглашением, средства краевого и федерального бюджетов в очередном финансовом году не предоставляются.

6.7. В случае необходимости Министерство перераспределяет неосвоенные средства краевого и федерального бюджетов, сложившиеся в муниципальных образованиях Пермского края в ходе реализации мероприятий Программы, среди муниципальных районов и городских округов Пермского края в следующем порядке:

в рамках реализации механизма по предоставлению социальных выплат на условиях софинансирования мероприятий Программы в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы при условии наличия дополнительных средств местного бюджета для предоставления социальных выплат молодым семьям;

в рамках реализации механизма по предоставлению социальных выплат за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при условии наличия потенциальных участниц Программы, изъявивших желание на получение социальной выплаты в рамках указанного механизма.

6.8. Муниципальные районы и городские округа Пермского края ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство отчеты об использовании бюджетных средств в рамках реализации Программы.

Формы отчетов установлены в соглашении, заключаемом с органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края.

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 09.06.2012 N 409-п)

В случае непредставления муниципальным районом или городским округом Пермского края в Министерство указанных отчетов в установленный срок перечисление средств из краевого и федерального бюджетов в бюджет соответствующего муниципального района или городского округа Пермского края для предоставления социальных выплат приостанавливается до представления отчетов за предыдущий отчетный период.

 

VII. Механизм реализации Программы

 

7.1. Реализация мероприятий Программы предполагает оказание государственной поддержки участницам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Для реализации целей и задач настоящей Программы предполагается:

на региональном уровне - сформировать необходимую законодательную базу, регулирующую порядок реализации настоящей Программы на территории муниципальных образований Пермского края, и в соответствии с действующим законодательством определить объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета и внебюджетных источников;

на уровне муниципальных районов и городских округов Пермского края - разработать и реализовать муниципальные программы в пределах компетенции муниципальных районов и городских округов Пермского края.

7.2. Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и(или) юридических лиц отдельного жилого помещения (квартиры, жилого дома) как на первичном, так и на вторичном рынке жилья или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована:

7.2.1. для оплаты приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (за исключением случаев, когда средства на оплату стоимости договора купли-продажи предусматриваются в составе стоимости договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья);

7.2.2. для оплаты договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;

7.2.3. для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;

7.2.4. для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;

7.2.5. для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату стоимости договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и(или) оплату услуг указанной организации;

7.2.5 . для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по

жилищному кредиту, в том числе ипотечному, или жилищному займу на

приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого

дома, полученным до 1 января 2011 г., за исключением иных процентов,

штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим

кредитам или займам;

(п. 7.2.5 введен Постановлением Правительства Пермского края от 07.12.2011

N 1007-п)

7.2.6. в случае предоставления молодым семьям социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья социальная выплата также может направляться:

7.2.6.1. на приобретение жилья путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома;

7.2.6.2. на погашение основной суммы долга и уплату процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или займам для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам;

(п. 7.2.6.2 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 22.03.2012 N 136-п)

7.2.6.3. для оплаты договора строительного подряда на реконструкцию индивидуального жилого дома, в том числе на завершение ранее начатого строительства индивидуального жилого дома.

(п. 7.2.6.3 введен Постановлением Правительства Пермского края от 22.03.2012 N 136-п)

(п. 7.2 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 01.05.2011 N 236-п)

7.3. Условием получения социальной выплаты является наличие у участницы Программы дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств участницей Программы также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

7.4. В рамках реализации Программы участнице Программы предоставляются дополнительные социальные выплаты:

7.4.1. в размере 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка для погашения части суммы долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение жилья либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в случае, если участница Программы получила и реализовала свидетельство в рамках участия Пермского края в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, предусматривающее привлечение средств федерального бюджета и средств местных бюджетов;

7.4.2. в размере 100 процентов от суммы, указанной в свидетельстве, с использованием средств краевого бюджета в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка в случае, если участница Программы получила и реализовала данное свидетельство.

(п. 7.4 в ред. Постановления Правительства Пермского края от 07.12.2011 N 1007-п)

7.5. В качестве механизма доведения социальной выплаты до участницы Программы используется свидетельство на право получения социальной выплаты для приобретения жилья (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе.

Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Участница Программы - владелица свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

7.6. Социальная выплата предоставляется органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе, за счет средств местного бюджета на реализацию мероприятий Программы, в том числе за счет субсидий из бюджета Пермского края в соответствии с Правилами.

 

VIII. Система управления реализацией Программы

 

8.1. Реализация Программы осуществляется Министерством, в том числе с участием органов местного самоуправления муниципальных образований Пермского края.

8.1.1. Ответственным исполнителем и разработчиком Программы является Министерство, которое в рамках своей компетенции:

осуществляет общее руководство и контроль реализации Программы;

несет ответственность за достижение поставленных целей и задач путем реализации Программы, обеспечение целевых показателей;

обеспечивает реализацию Программы в соответствии с перечнем программных мероприятий и в пределах средств, предусмотренных законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и на плановый период;

выявляет отклонения фактических результатов от плановых, устанавливает причины отклонений и определяет меры по их устранению;

готовит информационные справки и аналитические доклады о ходе реализации Программы.

8.1.2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края являются исполнителями Программы на соответствующей территории и в рамках своей компетенции осуществляют организационные мероприятия, перечисленные в пункте 4.1 Программы.

8.1.3. Молодые семьи - участницы Программы:

представляют в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района (городского округа) Пермского края по месту постоянного жительства (регистрации) обоих супругов (в неполных семьях - матери или отца) пакет документов для участия в Программе;

несут ответственность за достоверность представленных сведений для участия в Программе и за целевое расходование выделенной социальной выплаты;

самостоятельно определяют вариант приобретения (строительства) жилья;

содействуют в проведении мониторинга реализации Программы.

8.1.4. Банки в рамках своей компетенции:

осуществляют первичный контроль сделок участниц Программы по приобретению (строительству) жилья на соответствие условиям Программы на основе представляемых ими документов;

осуществляют расчетные операции по сделкам приобретения (строительства) жилья и кредитованию участниц Программы на приобретение (строительство) жилья;

представляют в установленном порядке в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, выдавший свидетельство участнице Программы, пакет документов для оплаты социальной выплаты;

открывают банковские счета и зачисляют на них средства социальной выплаты и собственные и(или) заемные средства участниц Программы, осуществляют перечисление средств социальных выплат конечным получателям;

представляют в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края, выдавший свидетельство участнице Программы, документы, подтверждающие перечисление социальной выплаты с банковского счета участницы Программы на текущий счет продавца (застройщика) жилья, не позднее 35 дней с момента их перечисления органом местного самоуправления муниципального района или городского округа Пермского края на счет, открытый банком;

осуществляют возврат средств социальных выплат с банковских счетов участниц Программы в случае несоблюдения участницами Программы условий предоставления социальных выплат, а также в иных случаях, предусмотренных Правилами.

8.2. Финан

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.