Обычно, рабочее колесо (РК) компрессора состоит из рабочей лопатки (РЛ), хвостовика и диска. При работе авиационного ГТД на РЛ действуют инерционные и аэродинамические силы, вызывающие напряжения изгиба и кручения.
Осевое усилие, действующее на РК компрессора (рис. 2), определяется как:
, (2)
где p1, p2 – давления перед и за диском компрессора; pпi, pзi – давления перед и за РЛ компрессора; Dпi, dпi, Dзi,dзi – наружный и внутренний диаметры входной и выходной кромки лопатки; m – расход воздуха; dв – внутренний диаметр диска; С1V и С2V – осевые составляющие скорости воздуха на входе и выходе из РК.
Крутящий момент от газовых сил действующий на лопатки РК компрессора вычисляется на основе треугольников скоростей (рис. 3) на среднем радиусе ступени [2]:
, (3)
где m – расход воздуха (газа); R1ср, R2ср - средний радиус проточной части перед и за РК; С1U,С2U –окружная скорость воздуха (газа) на среднем радиусе.
Рис. 2. Схема действий статических сил на РК осевого компрессора
Рис. 3. Усилия, действующие на элемент РЛ компрессора (а) и турбины (б)
Центробежная сила, действующая в корневом сечении РЛ:
, (4)
где M – масса пера лопатки; r – радиус центра масс лопатки; ω – угловая частота вращения ротора.
Для экспертной оценки прочности пера лопатки (для подбора материала) необходимо оценивать суммарные растягивающие напряжения (от центробежных и газовых сил), действующие в наиболее напряжённых точках профиля (точки на входной и выходной кромках в корневом сечении пера лопатки) [4]:
, (5)
где F – площадь корневого сечения пера лопатки , – изгибающие моменты от газовых сил; , – моменты инерции сечения относительно главных осей ξ и η.
Силы, действующие на элементы соединения лопатки с диском, типа «ласточкин хвост» включают в себя центробежную силу пера, полки, ножки и хвостовика лопатки (рис. 4).
Силы N, действующие на боковые грани зубцов замка определяются по формуле:
, (6)
где PΣ – центробежная сила лопатки.
Центробежные силы, действующие на хвостовик лопатки и на выступ диска определяются по формулам, аналогичным формуле (4).
Силу, стремящуюся оторвать межпазовый выступ, можно определить как:
. (7)
Напряжения смятия для хвостовика лопатки:
, (8)
где Fсм – площадь смятия; М – изгибающий момент, действующий от пера лопатки; PΣ – центробежная сила лопатки;e – смещение центра масс пера лопатки; b, с – геометрические размеры хвостовика.
Соединение лопатки с диском обычно проверяют на отрыв межпазового выступа, срез, смятие. На хвостовик лопатки обычно наносят специальные покрытия, обеспечивающие защиту от фреттинг коррозии.
При работе двигателя на диск компрессора действуют статические и динамические нагрузки (рис. 5).
В статические напряжения входят центробежные сил лопатки и масса диска, осевое усилие от газовых сил и термические напряжения от радиальной неравномерности температур [5]. Главным образом, они вызывают деформации растяжения диска в плоскости его вращения. Так как динамические напряжения в дисках обычно незначительны, то для экспертной оценки прочности их можно не принимать во внимание.
Рис. 4. Схема действия сил на элементы соединения лопатки с диском
Рис. 5. Нагрузки, действующие на диск
На вал компрессора (и на элементы соединения секций ротора) действуют суммарные осевые силы (от лопаток и дисков), крутящие моменты (от рабочих лопаток).
Диски и вал компрессора работают при относительно низких температурах 200-300˚С, воздействию агрессивной среды не подвержены, поэтому обычно на них особые покрытия не наносятся. Для валов характерны методы подготовки поверхности, создающие на поверхности сжимающие напряжения, повышающие длительную прочность и работоспособность валов.