Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Концепция правового государства



«Государственный строй, основанный на наибольшей человеческой свободе, согласно законам, благодаря которым свобода каждого может сосуществовать со свободой всех остальных, есть необходимая идея, которую следует брать за основу при составлении не только конституции государства, но и всякого отдельного закона» - утверждал Иммануил Кант. То есть, как и в основе права и морали, основным принципом построения государственной системы является категорический императив.

Кант связывал правовое происхождение государства с «первоначальным договором», который обеспечивает справедливость власти. Предварительный договор закрепляет основные принципы построения государственной власти, является началом воплощения требований категорического императива. Он учреждает государство, является результатом всенародной воли. Предварительный договор представляет собой акт соединения общей воли и закона, в чем заключается благо для всего государства, он устанавливает начало согласия государства с правовыми принципами, стремится к которым нас заставляет разум через посредство категорического императива.

В естественном состоянии, при господстве индивидуальной свободы, все права существуют и имеют значение только предварительно, государство – впервые делает их окончательными. Оно предоставляет гарантии соблюдения прав, является единственным управомоченным на применение принудительной силы социальным институтом.

Таким образом, государство имеет своей целью установить реальный правопорядок, свободу, то есть наличие государства - важнейший элемент общей системы, необходимый для конкретизации категорического императива.

Одной из основных функций государства является нормотворчество, а для того, чтобы законы не представляли собой произвол законодателя, чтобы они не могли причинить несправедливости, они должны быть выражением воли всех, т.е. законодательная власть может заключаться только во всеобщей объединенной воле народа.

Поскольку исполнительная власть создана в соответствии с требованиями категорического императива, то действия, направленные против нее, являются нарушением нравственного закона, а следовательно, караются.

Кант признавал, что в условиях хаоса человек не защищен, у него одна цель – сохранить собственную жизнь, человек вынужден совершать действия, определенные этой необходимостью. Для преодоления хаоса нужно создать некие условия, противопоставить неопределенности хаоса можно только правопорядок и его предсказуемость. Следовательно, нужно создать условия правопорядка, в то же время, обеспечивающего свободу действий для всех, а не индивидуальную свободу, которая господствует в условиях хаоса.

Кант утверждает, что в основе правопорядка должен лежать категорический императив, априорно заложенный в человеке. Учредить такой правопорядок может лишь общая воля, когда требования категорического императива будут сформулированы в нормах морали и права, государство должно обеспечить право своей принудительной силой.

В справедливом государстве законодательная власть, являющаяся источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, и гражданин оставляет за собой три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.

Социально-политические доктрины Канта получили дальнейшую разработку в его книге «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784 г.), а также в трактате «К вечному миру» (1795 г.). В этой последней работе он утверждал, что устойчивый мир может быть достигнут только посредством добровольного союза государств, каждое из которых имеет республиканскую форму организации и представительное правление. Концепция правового государства у И. Канта сводится к следующим тезисам:

1. источником нравственных и правовых законов должен выступать практический разум, или свободная воля людей;

2. человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом;

3. в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива;

4. правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других;

5. право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми;

6. государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам;

7. государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.

Иммануил Кант в своих работах многократно указывал на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоянно ориентироваться на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.

На этом основана идея о взаимной ответственности государства и личности. каждый гражданин должен обладать той же возможностью в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину. В условиях правового государстваличность и властвующий субъект (как представитель государства) должны выступать в качестве равноправных партнёров, заключивших своеобразное соглашение о сотрудничестве и ответственности. Это своеобразный способ ограничения политической власти, который представляет нравственно–юридические начала в отношениях между государством, как носителем политической власти, и гражданином, как участником её осуществления.

Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Таким образом, отношения государством н личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности.

Центральное место в кантовской теории правового государства занимает человек, личность. Важнейшим принципом публичного права философ считал прерогативу народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю. Верховенство народа обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Если государство действует на основе конституционного права, отвечает общей воле народа, то это государство правовое, в нём не может быть ограничения прав граждан в области личной свободы, совести, мысли, хозяйственной деятельности и т.д. В правовом государстве гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующих к точному исполнению закона, какой обладает властвующий в его отношении к гражданину.

Правовую организацию Кант связывал с разделением властей на законодательную, принадлежащую парламенту, исполнительную – правительству и судебную, осуществляемую судом присяжных, избранных народом.

Признаками правового государства являются:

1)максимальное обеспечение прав и свобод человека;

2)ответственностью государства перед гражданином и гражданина перед государством;

3)повышение авторитета закона и строгое его соблюдением всеми государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, эффективная работа правоохранительных органов; 4) четкое разграничение функций общества и государства;

5) «разделение властей», то есть недопустимость подмены выполнения функций одной государственной подсистемы (законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, суды) другой;

6) наличие развитого гражданского общества;

7) верховенство и прямое действие конституционного закона;

8) установление в законе и осуществление на деле суверенности государственной власти;

9) правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было.

На основе естественно-правового подхода творец теории правового государства Иммануил Кант сформулировал ряд постулатов.

1) каждое лицо является абсолютной ценностью: никто не может рассматриваться в качестве средства или орудия для выполнения хотя бы благороднейших планов.

2) существует некий закон, не связанный ни с какими человеческими обстоятельствами, доопытный и внеопытный, доисторический и внеисторический, априорный и абсолютный – «категорический императив».

3) о праве речь идет только тогда, когда индивиды могут свободно следовать категорическому императиву, должны осознавать его (внутреннее условие), и никто (ничто) не должен мешать им поступать таким образом (внешнее условие). Все то, что ограничивает произвол одного по отношению к другому на основе категорического императива, по Канту, и есть право.

4) необходима реальная сила, которая бы обеспечивала проведение общего закона в жизнь. Общеобязательный, принудительный характер право приобретает благодаря государству. Последнее призвано служить личности, обеспечивать ее автономию и, следовательно, охранять от любого произвола.

5) право мыслилось Кантом как:

а) естественное, представляющее собой совокупность априорных аксиом (очевидных истин);

б) положительное, составляющее законодательную волю;

в) справедливое, которое напоминает моральные нормы, не обеспеченные законом.

Государство следует естественному праву и вместе со всеми выполняет общеобязательные законы.

6) в установлении верховного правопорядка участвует народ. В конституции выражается его воля. Кант вслед за Руссо обосновывал идею народного суверенитета. Народу принадлежит законодательная власть. Исполнительная власть подчинена законодательной. Судебная власть назначается исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

7) реализация категорического императива, проведение права в жизнь государством ведет к вечному миру.

Политико-юридические взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Навеян духом просвещения и перекликается с индивидуализмом школы естественного права краеугольный принцип социальных воззрений Канта: каждый человек обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью; личность не есть орудие осуществления каких бы то ни было, даже благороднейших планов общего блага. Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен. Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать «господином самому себе» и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Суть проблемы заключается, однако, в том, что фактически далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы Кант называет правом. Из такого понимания права явствует, что оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Субъективные мотивы, строй мыслей и переживания его совсем не интересуют: ими занимается мораль. В данной связи Кант подчеркивает, в частности, следующее: «Я могу быть принужден другими совершать те или иные поступки, направленные как средства к достижению определенной цели, но не могу быть принужден другими к тому, чтобы иметь ту или иную цель». Иначе говоря, никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой выполнения этих предписаний.

Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной подоплеке, моральной обоснованности права.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается через наделение его принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву столь нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения.

Необходимость государства Кант связывает отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Отсюда ясно, почему на государстве нет бремени забот о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворении их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвящении и т. д. Благо государства составляет, по Канту, вовсе не решение названных и других аналогичных им задач. Под этим благом «не следует понимать благо граждан и их счастье, ибо счастье может быть скорее и лучше достигнуто в естественном состоянии или при деспотическом правительстве. Под благом государства следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум при помощи категорического императива». Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства - в совершенном праве, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права, дали основание считать Канта одним из главных создателей концепции правового государства.

«Общественный договор», по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона и не могут сами (якобы по причине нравственной неразвитости) выбрать правильную линию поведения. Кант резко возражает против малейшего уподобления власти государства родительской опеке над детьми. «Правление отеческое, при котором подданные, как несовершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно полезно или вредно, такое правление есть величайший деспотизм...»

Критика Кантом «отеческого правления» представляла собой одну из форм борьбы, которую в XVII -XVIII вв. прогрессивные круги европейского общества вели против абсолютистско-монархических режимов и их идеологов. Приверженцы либерализма отвергали удушающую регламентацию общественной жизни, осуществляющуюся самодержавными правителями под предлогом «заботы» государства о хозяйственном преуспеянии индивида, его карьере, правильном образе жизни, личном счастье и т. д. Они вообще считали, что чрезмерное попечение властей о «благе» подданных сковывает инициативу и самостоятельность человека, снижает социальную активность людей, притупляет чувство гражданской ответственности за все происходящее и стимулирует настроения иждивенчества, ведет к нравственному перерождению личности.

Свобода в рамках правового состояния предусматривает в первую очередь свободу критики. «Гражданин государства, - пишет Кант, - и притом с позволения самого государя, должен иметь право открыто высказывать свое мнение о том, какие из распоряжений государя кажутся ему несправедливыми по отношению к обществу».

Феодальному бесправию и произволу Кант противопоставляет твердый правопорядок, опирающийся на общеобязательные законы. Он порицает юридические привилегии, проистекающие из обладания собственностью, и настаивает на равенстве сторон в частноправовых отношениях. Однако Кант делает серьезную уступку феодальной идеологии, когда признает объектом частного права не только вещи и поведение людей, но и самого человека. Подобный шаг приводит Канта к оправданию закрепленной в законодательстве власти мужа над женой, господина над слугой.

Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо, обусловливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Выдвинув принцип суверенитета народа, Кант тут же поспешил заверить, что он вовсе не помышляет о действительно широкой, неурезанной демократии. В подтверждение этого предлагается разделить всех граждан на активных и пассивных (лишенных избирательного права). К последним философ относит тех, кто вынужден добывать себе средства существования, лишь выполняя распоряжения других, т. е. низы общества.

Почерпнутую у Монтескье идею разделения властей в государстве Кант не стал толковать как идею равновесия властей. По его мнению, всякое государство имеет три власти: законодательную, исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную ( назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих трех властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Отличая по типу правления деспотию от республики, Кант считал главным признаком республиканского строя отделение исполнительной власти от законодательной. Для него деспотизм – принцип самовластного исполнения государством законов, данных им самим; в этом случае публичная воля выступает в качестве частной воли правителя. Требование «разделение властей» - давний лозунг буржуазной общественной мысли, возникший в ходе борьбы с абсолютизмом феодальных монархов Европы. Однако для Канта это положение имеет иной смысл: он считал деспотической формой правления, ничего общего не имеющей с республиканизмом, именно демократию, которая, по его словам, в собственном смысле слова неизбежно есть деспотизм.

Здесь явно обнаруживается не просто неверие Канта в способность демократии обеспечить личную свободу, равенство перед законом, миролюбия и т.д., а своего рода вражда к этой форме государственного устройства. Его положение о том, что «в демократии все хочет властвовать», заставляет предположить, что Кант вносит в понятие «демократии» содержание, отличное от общепринятого.

Демократия, которую имеет в виду Кант, представляет собой скорее власть стихийно действующей массы. Между тем задача республиканского устройства состоит, но его мнению, в сохранении за народом его суверенитета, вытекающего из естественного права и сущности общественного договора, а также законодательных функций. Чем меньше персонал государственной власти и чем шире представительство, тем более государственное устройство согласуется с принципами республиканизма. Иными словами, монархия дает лучший пример республиканизма.

Нельзя не признать замечательной мысли Канта о верховных правах народа, в частности в отношении вечного мира. Только народ может дать согласие на ведение войны, и люди, бесспорно, хорошо подумают, прежде чем начать скверную игру, ведь все тяготы войны им придется взять на себя, в то время как абсолютный владыка государства, в котором его подданный не есть гражданин, легко может решиться на нее по самому незначительному поводу.

Во взглядах на отношения между государствами Кант выступал против не правового состояния этих отношений, против господства на международной арене права сильного. Выход из такого состояния он видел в создании равноправного союза народов, задача которого — оказывать помощь государствам при нападении извне. Существование такого союза — залог жизнеспособности человечества в целом.

Неотъемлемой частью всей философской системы Канта является идея вечного мира. Хотя эту идею сам он считал нереализуемой, однако полагал, что союз государств может приблизить человечество к осуществлению такого идеала. Взгляды Канта на проблемы войны и мира пронизаны идеями гуманизма. Он резко отрицательно относился не только к самой войне, но и к постоянной подготовке к ней: бремя вооружений часто делает мир более тяжелым, чем сама война.

Заключение.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место в котором занимает человек. Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как «объединение множества людей, подчиненных правовым законам».

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства цивилизованного общества.

Список литературы:

1. Митрошилова Н.В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. Москва; 1990.

2. Кант И. Сочинения в 6 томах. Москва; 1963-1966.

3. Румянцева Т.Г. Новейший философский словарь. Москва; 1999.

4. Асмус В.Ф. Иммануил Кант . Москва, Наука; 1973.

5. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. Москва; 1992.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.