Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, дающий возможность выбрать наиболее перспективное решение и определить средства для его достижения. Бизнес-план является одним из элементов стратегического планирования, он охватывает достаточно длительный период – обычно трех-пяти и более лет.
Целями бизнес-плана могут быть:
– привлечение кредитов или инвестиций;
– определение степени реальности достижения намеченных результатов;
– доказательство целесообразности реорганизации работы существующего предприятия или создание нового;
– убеждение сотрудников фирмы в возможности достижения начальных и конечных показателей намеченных проектов.
Не существует жестко регламентированной структуры и содержания бизнес-плана, но обычно он включает титульный лист и следующие разделы.
1-й раздел.Резюме – это сжатый обзор информации о намеченном бизнесе. В нем содержатся суть, цель и задачи бизнес-плана, команда управления, план действий, финансирование, план возврата заемных, гарантии возврата инвестиций.
2-й раздел.Описание предприятия и отрасли. В описание предприятия включаются его название, адрес, организационно-правовая форма, распределение акций, уставный капитал, краткая история, а также тип бизнеса, местоположение (доступность рабочей силы, близость к сырью, заказчикам, поставщикам) и др.
3-й раздел.Характеристика продукции (услуг). Здесь приводится описание продукции с позиций потребителя и дается их комплексная оценка. С этой целью приводятся следующие сведения: потребности, удовлетворяемые товаром; показатели качества; экономические показатели (цена потребления); внешнее оформление; основные направления совершенствования продукции и т. п.
4-й раздел.Исследование и анализ рынков сбыта и конкуренции. При анализе рынков сбыта определяется спрос и емкость каждого конкретного рынка по каждому виду товаров, наличие конкурентов на нем, анализируются возможности предприятия для участия в конкурентной борьбе, производится позиционирование рынка и прогноз объемов продаж.
5-й раздел.План маркетинга. Этот раздел может включать следующие составляющие: стратегию маркетинга; товарную политику; ценовую политику, определяющую метод ценообразования; коммуникативную политику, инструменты которой реклама, стимулирование сбыта, личная продажа.
6-й раздел.Производственный план. В этом разделе определяется производственная программа предприятия, дается подробное описание производственного процесса.
7-й раздел.Организационный план. В нем раскрывается организационно-правовая форма, обосновывается организационная структура предприятия и приводятся показатели эффективности последней.
8–й раздел.План по рискам. Содержит перечень рисков (социальные, финансовые, экономические, технологические, политические), из которых выбираются наиболее важные для данного проекта.
9-й раздел.Финансовый план. В нем обобщаются все предшествующие материалы. Раздел объединяет два направления: финансово-экономические результаты деятельности предприятия и планирование основных финансовых.
КРЕДИТ И КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА
Кредит— это система экономических отношений в связи с передачей от одного собственника другому во временное пользование ценностей в любой форме (товарной, денежной, нематериальной) на условиях возвратности, срочности, платности.
Современная кредитная система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров (в случае двухуровневой банковской системы). Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.
1. Коммерческий кредит — предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Он оформляется векселем. Его объект — товарный капитал. Целью является ускорение реализации товаров и заключенной в них прибыли.
2. Банковский кредит выдается банками, специальными кредитно-финансовыми учреждениями, функционирующим предпринимателям в виде денежных ссуд. Это основной вид кредита в современных условиях. Объектом банковского кредита служит денежный капитал. Банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроком и суммами кредитных сделок, т.е. он делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ МАРКЕТИНГА
Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
Нужда – это чувство нехватки чего-либо, ощущаемое человеком.
Потребность – это нужда, принимающая специфическую форму в соответствии с личностью индивида и ее культурным уровнем.
Запрос– это потребность, подкрепленная покупательной способностью.
Обмен – это получение желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Товар – это все то, что может удовлетворить потребности людей и предлагается рынку с целью привлечения к нему внимания и приобретения.
Рынок – это совокупность всех существующих и потенциальных покупателей.