Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Американская модель (США)

Национальные модели рынка труда

Национальный рынок труда – рынок труда отдельно взятой страны – одна из важнейших составляющих рыночной экономики, поставляющих в нее один из главных факторов производства – рабочую силу. Состояние национального рынка труда зависит от ситуации в экономике страны в целом.

Американская модель (США)

Каждый американец меняет работу раз в пять лет, а то и чаще. Рабочая сила в США мобильна, и может в одночасье переместится с Западного на Восточное побережье страны и наоборот, если там появятся новые рабочие места с высоким уровнем оплаты. В США трудится немало иностранцев, привлеченных более высокой оплатой труда, чем у себя на родине.

Модель рынка труда США характеризуется децентрализацией (процесс перераспределения, рассеивания функций, сил, власти, людей или вещей от центрального местоположения или управляющего органа) законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. Рынок труда США имеет ярко выраженную ориентацию на внешний рынок: уровень безработицы 5-6% (пособие по безработице получают 30%; длительность выплаты пособия: 26 недель), гибкие процедуры найма и увольнения, высокая территориальная и межфирменная мобильность рабочей силы.

Так же американская модель характеризуется высокой активностью субъектов рынка труда, поощряемая государственной политикой. Рядовой американец заражен желанием приобретать деньги, класть их в банк, покупать акции и т.д., чтобы снова получить деньги, но уже с прибылью, словом, поощряется активная роль предпринимателя и работника.

Для американской политики занятости характерна ориентация на 1)высокую территориальную мобильность работников между предприятиями, 2)на законченную профессиональную подготовку в учебных заведениях, 3)на признание профессионально-квалификационного уровня работников при перемене фирмы,4) на стремление свести издержки предприятия на производственное обучение к минимуму. Заработная плата выступает как результат индивидуальных и коллективных переговоров, заключения контракта или коллективного договора. Важную роль в коллективных переговорах играют профсоюзы. Большинство из них строится по отраслевому принципу. В итоге заработная плата зависит от спроса и предложения рабочей силы, сложности работ, производительности труда, возможностей предприятия.

Страхование по безработице осуществляется на федерально-штатной основе. Предприятия и работники выплачивают взносы отдельно в фонды страхования по безработице штатов и в Федеральный фонд. Основная сумма фондов образуется за счет налогов с предпринимателей, устанавливаемых в процентном отношении к выплаченной заработной плате. Результатом такой политики является более высокая территориальная и профессиональная подвижность.

Но в США имеется и внутренний рынок труда. Примером служит крупнейшая компания IBM, создавшая для своих работников пожизненные гарантии занятости, непрерывный рост доходов, многочисленные социальные льготы и поощрения.

Однако преобладающим все-таки остается внешний рынок, о чем говорит более высокая безработица. На предприятиях действует жестокое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе на другую работу.

Так же американская модель характеризуется минимальным вмешательством государства в экономику, незначительной долей государственного сектора, ориентацией на свободное предпринимательство и свободный рынок и минимальную (относительно) социальную защиту населения.


Японская модель

Главными особенностями рынка труда Японии следует отметить пожизненный найм (при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения ими возраста 55-60 лет) в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Основные особенности данной модели: тщательный отбор кадров, слабая мобильность рабочей силы, низкая текучесть кадров. Гарантии работодателя по отношению к наемным работникам поддерживаются профсоюзами. Затраты на обучение лежат в основном на работодателе, низкая текучесть кадров позволяет использовать внутрифирменное обучение, воспитывать у работников творческое отношение к труду, к высокому качеству работы

Также нужно отметить, что, несмотря на возрастающую социальную роль женщины, положение работающей японки остается по некоторым пунктам более шатким, чем у японца. Обусловлено это теми же традициями, согласно которому, женщина занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Но это нигде жестко не прописано, но, тем не менее, крепко засело в головах современных японцев. Современные японки предпочитают даже не брать отпуск по беременности и родам, т.к. потом чрезвычайно сложно восстановиться на работе в той же должности.

В настоящее время наблюдается размывание традиционной системы занятости - в условиях международной конкуренции, компьютеризации и роста рисков в бизнесе компании вынуждены объявлять о принудительных увольнениях. Как правило, в число увольняемых в первую очередь входят управленцы, а также работники среднего и пожилого возраста.

Такая модель как японская возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.

После кризиса 1974-1975 гг. в Японии произошли некоторые изменения в системе пожизненного найма, ослабла защита наемных работников, умень­шилась доля постоянно занятых, появился внешний рынок на базе мелких предприятий третичного сектора (сферы услуг).


Шведская модель

Термин "шведская модель" возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов.

Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Политика занятости включает:

1) Ограниченную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;

2) Политику «солидарности» в заработной плате, которая преследует цель достижений равной оплате за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;

3) Стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;

4) Выборочную поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.

Государственные органы уделяют большое внимание повышению конкурентоспособности рабочей силы через профессиональную подготовку и переподготовку работников, создание рабочих мест, как в государственном секторе, так и путем субсидирования частных компаний, совмещение ищущих работу и вакантных мест, в том числе и через информацию и профориентацию, выплату пособий по переезду к новому месту работы.

На эти цели Швеция расходует больше средств, чем любое государство, хотя бюджетные ассигнования на поддержку занятости не больше, чем в других индустриально-развитых странах.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды.

Российская модель

Цивилизованный рынок труда в России находится в стадии становления. В советский период его развитие сдержива­лось, с одной стороны, высокой монополизацией экономики, жестким госу­дарственным регулированием заработной платы, с небольшой ее дифферен­циацией в зависимости от результатов труда, отсутствием рынка жилья, административными ограничениями на переезд в другие города.

С другой стороны, работников привязывало к предприятиям высокая доля услуг, льгот, получаемых за счет социальных фондов предприятий, которые в первую очередь предоставлялись лицам, имевшим большой стаж работы на данном предприятии. В частности, работники крупных предприятий получали жилье, могли устроить своих детей в детский сад, лагерь, получить бесплат­ные или льготные путевки в дома отдыха, профилактории, санатории и т.д.

Вместе с тем политика, государства на планомерное распределение и перемещение работников, не исключала стихийной миграции, скажем переез­де людей из районов Дальнего Востока и Севера в более обустроенную Евро­пейскую часть бывшего Советского Союза.

В результате радикальных реформ 90-х годов в России была разрушена плановая система движения кадров, государство устранилось от регулирования заработной платы, установив на национальном уровне размер минимальной заработной платы, которая никакого отношения к прожиточному минимуму не имеет. Появилась чрезмерная дифференциация оплаты труда, длительные задержки с выплатой уже заработанной платы, которые ограничивают мо­бильность рабочей силы, не создан и рынок жилья, за исключением отдель­ных городов, в первую очередь Москвы.

Сохраняются и другие дестабилизирующие факторы, сдерживающие за­вершение формирования общероссийского рынка труда. К ним относятся: 1)затяжной спад и депрессия производства, вызванные общим кризисом (кризисом экономической и политической систем, структурными деформа­циями, разрывом хозяйственных и технологических связей и др.) выход из которого наметился только в начале ХХГ в.;

· несовершенство законодательной базы;

· рост скрытой безработицы;

· малоэффективная конверсия оборонного производства:

· произвольное сокращение воинского контингента в условиях затягивания военной реформы;

· неконтролируемая миграция населения и рабочей силы между страна­ми СНГ;

· недостаточная взаимосвязь административных и рыночных методов ре­гулирования занятости;

· отсутствие информации о вакансиях за пределами места проживания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.