Задачи: воспитание лучших человеческих качеств; осознание учащимися значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей; создание атмосферы доверия и взаимопонимания группе как основе для открытого общения с собой и другими.
Оборудование: презентация ; схема «человек»; звездочки из яркой цветной бумаги за правильный ответ;стихотворения Б.Пастернака, Овсея Дриза;
Ход классного часа
1.Организационный момент.
На столе лежат яркие звездочки из цветной бумаги, которые учитель будет вручать учащимся за правильный ответ, чистые листочки 3 цветов: розовые, зеленые, белые. Учащиеся выбирают себе листок и рассаживаются за столы в группу по цвету листов.
(Так сами дети разделились на 3 группы. Листочки им пригодятся для дальнейшей работы.)
Классный руководитель:
- Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д., и сегодня наша задача разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.
-Слово «человек» включает в себя следующие понятия: индивид, организм, индивидуальность, человек – я, личность, гражданин.
Кл. руководитель:
-Для того, чтобы вы догадались о каком человеке пойдет речь сегодня и какими же качествами должен обладать человек, попрошу ответить на вопросы и из каждого слова взять ту букву по счету, которую я назову. Слово, которое, получится у вас и будет ключевым словом нашего разговора.
Вопросы :
1. Ум легкомыслен и упорен.
В суждениях скор и слишком смел.
Нет, человек не так-то бел,
Да и, опять, не так-то чёрен.
ОТВЕТ: (Смелость)
Кл .руководитель: -Возьмите из ответа 4 букву.
(Учащиеся должны выбрать Л)
2. Если люди тебя уважают, Часто просят дать им совет
И тебя очень многие знают,
Значит, завоевал …
Ответ: (Авторитет)
Кл . руководитель: -Возьмите из ответа 6 букву.
( Учащиеся должны выбрать И).
3. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех.
Ответ: (Творчество)
Кл . руководитель: -Возьмите из ответа 5 букву.
( Учащиеся должны выбрать Ч).
4 .Владеет собой среди толпы смятенной, Ответственность несёт всегда за тех, Кто верит вновь, наперекор Вселенной, В тебя и в твой в делах успех.
Ответ: (Ответственность .)
Кл . руководитель:
-Возьмите из ответа 4 букву.
( Учащиеся должны выбрать Е).
5.Сравнима любовь твоя
С чем в настоящем? Сравнима с огнём она, Вечно горящим.
Ответ :(Любовь.)
Кл . руководитель: -Возьмите из ответа 4 букву.
( Учащиеся должны выбрать О).
6. Можно жить безмятежно, условясь, Зло считать для удобства добром. Но что делать тому, чья совесть Всё нежданно поставит ребром?
Ответ: (Совесть.)
Кл . руководитель: -Возьмите из ответа 1 букву.
( Учащиеся должны выбрать С).
7. Оттенков множество для глаз: Нет в людях краски безусловной, Добра не чужд иной виновный, И праведник грешит сто раз.
Ответ: (Доброта.)
Кл . руководитель: -Возьмите из ответа 6 букву.
( Учащиеся должны выбрать Т).
8. Всегда бывает счастлив тот человек. Кто цель благородную в жизни поставит. Кто живёт для людей свой недолгий век, Тот след глубокий на земле оставит.
(Отвечает та группа, которая первой выполнила задание. Награждение звездочкой)
Кл руководитель:
- Правильно, ключевое слово нашего разговора –личность.
-Согласны ли вы, что именно эти черты, которые вы угадали, присущи цельной, гармоничной личности?
(Ответы учащихся. Награждение звездочкой)
– Предлагаю рассмотреть 3 значения слова «личность». В различных источниках это понятие трактуется по-разному.
На доске слайд
1. Личность – человек как носитель каких-то свойств.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка» 1987 г.)
2. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества ( Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)
3. Личность – результат социального становления индивида путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. (Учебник «Обществознание, 8 класс». Автор Кравченко А.И.2009 г.)
Кл.руководитель: – Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.
(Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.)
Кл.руководитель:
– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь. Итак, личностью не родятся, личностью становятся. На протяжении 19 века считалось, что личность существует как нечто полностью сформировавшееся ещё до рождения. Семья, предки и гены полностью определяли то, кем и каким будет человек. Когда человек рождается, врачи, которые его приняли, облегченно говорят: «Ну, вот и всё!» А женщина, которая только что стала матерью, сквозь боль, сквозь слёзы тоже пытается улыбаться. «Нет, – качает она головой, – это только начало, начало новой жизни, нового человека». Слово «личность» употребляется по отношению к человеку лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим о личности новорожденного или даже двухлетнего ребенка. Она – относительно поздний продукт социального развития. Личность – высшее достижение человеческих усилий, результат кропотливой работы.
Кл.руководитель:
-Я хочу рассказать Вам притчу: …На одной планете жили люди, целью жизни которых являлось дело: они переносили груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый человек подходил и брал мешок поудобнее, относил его на место и возвращался обратно, чтобы выбрать для себя такой же удобный для переноски груз. Лишь один человек каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжелую ношу и с трудом доставлял ее на место. Однажды его спросили, зачем он добровольно выбирает себе ношу тяжелее. Ведь есть люди, которые сильнее его. Он лишь ответил: «Кому-то ведь надо ее нести. Пусть это буду я!»…
Кл. руководитель:
-Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность. Сегодня мы говорим о понятии «человек – личность». А как по вашему : легко ли быть личностью?
(Ответы учащихся. Награждение звездочкой.)
Кл.руководитель:
-Представьте себе ночное небо. Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле тоже много звезд, и каждая излучает свет. Каждый человек – неповторимая звезда, личность. Звезды находятся и здесь, в этой комнате. Это мы с вами.
- А что считается, по-вашему, главным в понятии «личность»?
– В течение всей жизни человек стремится познать себя, задавая вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.
(Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.Награждение звездочкой.)
Кл. руководитель:
-Послушайте стихотворение Б.Пастернака.
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий.
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
(Б. Пастернак.)
Классный руководитель:
-Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество - это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек играет в обществе разные социальные роли.
Задание группам :
-Назвать как можно больше известных людей, которых в обществе относят к понятию «человек-личность». Отводится время-5 минут.
(Учащиеся записывают фамилии известных людей страны, мира: зто-ученые, врачи, учителя, спортсмены…..и др)
(Отвечает та группа, которая первой выполнила задание. Награждение звездочкой.)
Кл.руководитель:
-А теперь запишите фамилии тех, кого вы считаете личностью, которых вы хорошо знаете, кто живет рядом с вами, кто, возможно, учится в вашем классе или в вашей школе.
Отводится время-2 минуты. Отвечает первой та группа, которая ответила быстрее.
(Ответы учащихся с обоснованием Награждение звездочкой
Кл руководитель:-
-Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность – это звезда, которая призвана светить. Послушайте стихотворение и поразмышляйте над их строками:
Оставляет ветка плод,
Оставляет пчелка мед,
Нивы – золота-зерна,
Золотой янтарь – сосна,
Овцы – тонкое руно,
Лозы – пряное питье,
Оставляет человек
Имя доброе навек.
Овсей Дриз.
Кл. руководитель:
- Чтобы определить ,чья группа лучше работала нужно посчитать звездочки, которые вы заработали в течение классного часа. Не случайно для награждения я выбрала жетон в форме звезды, ведь вы уже личности, маленькие звездочки. (Учащиеся в группе подсчитывают свои звездочки и называют группу-победителя.)
Кл.руководитель:
-Я считаю, ребята, что вы сегодня были честными в своих ответах, поэтому я в вашу копилку добавляю еще звездочек, чтобы было поровну у всех, и хочу сказать вам, что вы все победили, потому что каждый из вас личность. А легко ли быть личностью ? Над этим вопросом задумайтесь еще раз.
(Кл руководитель раздает участникам звездочки).
-Спасибо за урок!!!
Перед вами лежат листы бумаги, сейчас мы предпримем «Мозговой штурм». Предлагаю вам в течение одной минуты, не совещаясь, написать: в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах. Выразите своё социальное «я».
Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими особенными качествами, каждый из нас личность.
Ведущий:
Будь с людьми.
И сказать тут вправе я:
Радость - в складчину,
Горе - в складчину,
Чтоб не съело душу тщеславие,
Как съедает железо ржавчина.
Чтоб не вымерли твои помыслы,
Будто лужа при первом заморозке,
Будь с людьми.
Так с нивой цвесть колосу.
Так с волнами волне плыть взаплески.
Никого бедой не испытывай.
Рядом с горем не празднуй оргии,
На чужой урожай не рассчитывай.
Сам паши, сам и сей,
Сорняки сам выдёргивай.
И ни облачка опасения.
И любая напасть развеется,
Как листва на ветру осенняя.
Классный руководитель:Что же такое личность?
(учащиеся отвечают)
Обобщение ответов: «Личность» -Обобщение ответов: «Личность» - очень многозначное слово. В этом понятии выражается самое главное, что присуще данному человеку, - совокупность его внутренних свойств как существа общественного, таких, как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твёрдо держать своё слово, самостоятелен он или податлив чужой воле. Человек и личность - это не синонимы. Человек ещё не может быть личностью (например, новорождённый), но личность - это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима, как и человек. Личность - это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в определённых общественных условиях. В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.
Кроссворд
Ещё древние говорили, что человек – самый загадочный сфинкс на Земле. Наши современники тоже считают, что человек – самое простое и самое сложное. Как научиться понимать самого себя? Если я спрошу об этом вас, то, наверняка, получу разные ответы. И каждый из вас по-своему будет прав, потому что все вы неповторимы и индивидуальны. И вы подтверждаете это, постоянно произнося слова «МОЁ», «ПО-МОЕМУ», «Я». А что же представляет собой это маленькое, но такое ёмкое слово «Я»? Давайте ответим на вопрос: «Кто такой я?»
На доске появляется слайд 1. (Приложение). Учащиеся выходят к интерактивной доске и дополняют запись своими вариантами.(пишут слова маркером)
Я – дочь, сын; Я – брат, сестра; Я – ученик, ученица; Я – сосед, соседка; Я – покупатель;
Классный руководитель (после заполнения кроссворда): Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, других людей, проявляют целеустремлённость и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильные личности являются людьми известными. Например, в сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не предали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.
Каждый из нас личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.
Учитель: Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята. Чтобы сказать самому себе: «Я – личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность – это звезда, которая призвана светить.