В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- характерные черты царств животных, их классификацию;
- жизненный цикл представителей животного мира;
- практическое значение животных;
- животных Оренбургской области, занесенных в “Красную книгу”;
- меры спасения и сохранения редких видов животных.
Уметь:
- выбирать методы изучения и исследования животных, применять их на практике;
- определять основные признаки принадлежности данного биологического объекта к определенному типу, классу;
- разрабатывать мероприятия по охране животных Бузулукского района;
- использовать прикладные программы для изучения других биологических наук.
Владеть:
- понятийным аппаратом дисциплины;
- приемами сравнительного анализа морфологии и организации различных систематических групп животных и растений;
- информационными технологиями;
- техникой зоологического и ботанического рисунка.
Приобрести опыт деятельности
− исследовательской и аналитической работы по изучению строения и организации основных систематических групп животных.
4 Содержание и структура учебно-полевой практики
Структура и трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии
Общая трудоемкость учебно-полевой практики по зоологии составляет пять недель.
Формируются микрогруппы в количестве 8 человек под руководством преподавателя
№ п/п
Разделы (этапы) практики
Недели
Общая трудоемкость
Формы текущего контроля
недели
Введение. Задачи учебно-полевой практики , ее содержание, организация, формы и методы работы
1 неделя
1 неделя
Оформление полевого дневника экскурсий.
Фауна лесов и парков
2 неделя
2 неделя
Оформление полевого дневника экскурсий.
Фауна открытых биотопов (полей, лугов)
3 неделя
3 неделя
Оформление полевого дневника экскурсий.
Фауна вод, болот и побережий
4 неделя
4 неделя
Оформление полевого дневника экскурсий
Фауна поселений человека
5 неделя
5 неделя
Оформление полевого дневника экскурсий.
Подведение итогов полевой практики , зачет
Оформление полевого дневника экскурсий. Письменный отчет по теме самостоятельной работы.
Собранный и оформленный коллекционный материал.
итого
5 недель
зачет
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии (методики), используемые на учебно-полевой практики по зоологии
В процессе практики студенты должны получить не только конкретные сведения о составе, закономерностях размещения, основных биологических чертах животных и растений, но и освоить некоторые простейшие методики полевых наблюдений и исследований по зоологии и ботанике. Ознакомление с методиками полевых исследований проводится на экскурсиях и при выполнении самостоятельных заданий.
– Методика фаунистических наблюдений
– Методика количественных учетов наземных животных
– Методика изучения пространственного размещения животных
– Методика изучения размножения животных
– Методика изучения питания животных
Формы аттестации (по итогам практики)
Отчетность студентаза полевую практику складывается из следующего:
- оформление полевого дневника экскурсий;
- письменный отчет по теме самостоятельной работы, устный отчет по теме самостоятельной работы на заключительной конференции, также рекомендуется заслушивание подготовленного всей подгруппой или звеном обзорного доклада о фауне района полевой практики или по индивидуальному конкретному исследованию;
- собранный и оформленный коллекционный материал фауны.
Для подведения итогов полевой практики проводится заключительная конференция, на которой заслушиваются устные отчеты студентов по темам самостоятельных работ, а преподаватель подводит общие итого полевой практики для подгруппы в целом и каждого студента в отдельности и ставит зачет.