К ним относятся мифы, сказки, суеверия, приметы, слухи, общественное мнение, обычаи, традиции, пословицы, поговорки, народная медицина.
Обыденные знания человек получает в повседневной жизни, в быту, в общении. Их усвоение не требует специальной подготовки, а происходит в результате приобретения жизненного опыта. В основе житейских знаний лежит здравый смысл и народная мудрость.
Обыденные знания субъективны и поверхностны, носят интуитивный характер, получены в результате практического опыта, методом «проб и ошибок», передаются устно из поколения в поколение.
2. Наука – научные знания (факты, законы, гипотезы, теории).
Научный факт – обоснованное суждение, доказанное научными методами.
Научный закон – устойчивая, повторяющаяся связь между объектами.
Научная теория – целостная, завершенная, логически непротиворечивая система знаний.
Научные знания объективны, глубоки, целостны, истинны и достоверны. Они носят рациональный характер, получены в результате специально организованного научного исследования с применением научных методов. Научные термины имеют четкую формулировку, человек не может изменить их по своему усмотрению.
Уровни научных знаний:
Эмпирические знания – знания, полученные в результате практического опыта с реально существующими предметами или явлениями.
Теоретические знания – упорядоченные, обобщенные, систематизированные знания, представленные в виде схем, моделей, законов.
3. Ненаучное знание:лженаучное (сознательно используются домыслы и предрассудки), антинаучное (утопичное и сознательно искажающее представления о действительности), паранаучное (претендуют на научный статус, но не соответствуют критериям научных знаний – астрология, уфология и др.), иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, аномальные, парадоксальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки), мистическое (необычайные сверхъестественные способности человека – магия, колдовство).
4. Искусство – художественные знания. Главная категория искусства – художественный образ. В искусстве выражается эстетическое, субъективное отношение человека к действительности.
5. Религия– религиозные знания. Под религией понимается совокупность представлений и действий людей, основанных на вере в сверхъестественное, Бога. Вера, в отличие от знания, предполагает принятие каких-либо утверждений без доказательства.
6. Социальное познание – изучение общества социальными науками.
Особенности социального познания:
– Объект и субъект познания совпадают.
– Сложность общества, как объекта исследования: общественные явления не похожи друг на друга, их нельзя повторить; закономерности общественного развития относительны, выявленные в одном обществе, они не проявляются в другом.
– Возможность более глубоко изучить общество «изнутри», так как сам исследователь является членом общества.
– Влияние позиции исследователя на оценку фактов, проявление субъективности.
7. Самопознание – познание самого себя.
В процессе самопознания объект и субъект познания совпадают. Итогом самопознания является «Я–концепция» (образ своего «Я») – относительно устойчивое представление человека о самом себе. Это результат познания и оценки самого себя в различных жизненных условиях, а также через мнение других людей и сравнение себя с другими.
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении всей жизни, меняются самооценка, характер, взгляды человека. Постижение своего «Я» может происходить как в результате самонаблюдения в процессе деятельности (игры, труда), так и в результате специально организованных мероприятий (психологического тестирования, тренингов).
Самооценка – отношение к своему образу, оценка своих действий, качеств. Самореализация – претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей; реализация личностного потенциала, способностей.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор. Но свобода человека в обществе не должна нарушать прав и свобод других людей.
Мировоззрение – целостная система знаний, взглядов, убеждений человека об окружающем мире и о собственном месте в этом мире.
В истории философии прослеживается несколько подходов к классификации мировоззрения: теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм.