Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАЗЛИЧНЫЕ СПОСОБЫ ПОЗНАНИЯ МИРА



1. Здравый смысл – обыденные, житейские знания.

К ним относятся мифы, сказки, суеверия, приметы, слухи, общественное мнение, обычаи, традиции, пословицы, поговорки, народная медицина.

Обыденные знания человек получает в повседневной жизни, в быту, в общении. Их усвоение не требует специальной подготовки, а происходит в результате приобретения жизненного опыта. В основе житейских знаний лежит здравый смысл и народная мудрость.

Обыденные знания субъективны и поверхностны, носят интуитивный характер, получены в результате практического опыта, методом «проб и ошибок», передаются устно из поколения в поколение.

2. Наука – научные знания (факты, законы, гипотезы, теории).

Научный факт – обоснованное суждение, доказанное научными методами.

Научная гипотеза – научно обоснованное предположение.

Научный закон – устойчивая, повторяющаяся связь между объектами.

Научная теория – целостная, завершенная, логически непротиворечивая система знаний.

Научные знания объективны, глубоки, целостны, истинны и достоверны. Они носят рациональный характер, получены в результате специально организованного научного исследования с применением научных методов. Научные термины имеют четкую формулировку, человек не может изменить их по своему усмотрению.

Уровни научных знаний:

Эмпирические знания – знания, полученные в результате практического опыта с реально существующими предметами или явлениями.

Теоретические знания – упорядоченные, обобщенные, систематизированные знания, представленные в виде схем, моделей, законов.

3. Ненаучное знание:лженаучное (сознательно используются домыслы и предрассудки), антинаучное (утопичное и сознательно искажающее представления о действительности), паранаучное (претендуют на научный статус, но не соответствуют критериям научных знаний – астрология, уфология и др.), иррациональное (предметом являются эмоции, страсти, переживания, аномальные, парадоксальные явления, не подчиняющиеся законам логики и науки), мистическое (необычайные сверхъестественные способности человека – магия, колдовство).

4. Искусство – художественные знания. Главная категория искусства – художественный образ. В искусстве выражается эстетическое, субъективное отношение человека к действительности.

5. Религия– религиозные знания. Под религией понимается совокупность представлений и действий людей, основанных на вере в сверхъестественное, Бога. Вера, в отличие от знания, предполагает принятие каких-либо утверждений без доказательства.

6. Социальное познание – изучение общества социальными науками.

Особенности социального познания:

– Объект и субъект познания совпадают.

– Сложность общества, как объекта исследования: общественные явления не похожи друг на друга, их нельзя повторить; закономерности общественного развития относительны, выявленные в одном обществе, они не проявляются в другом.

– Возможность более глубоко изучить общество «изнутри», так как сам исследователь является членом общества.

– Влияние позиции исследователя на оценку фактов, проявление субъективности.

7. Самопознание – познание самого себя.

В процессе самопознания объект и субъект познания совпадают. Итогом самопознания является «Я–концепция» (образ своего «Я») – относительно устойчивое представление человека о самом себе. Это результат познания и оценки самого себя в различных жизненных условиях, а также через мнение других людей и сравнение себя с другими.

Образ «Я» не остается неизменным на протяжении всей жизни, меняются самооценка, характер, взгляды человека. Постижение своего «Я» может происходить как в результате самонаблюдения в процессе деятельности (игры, труда), так и в результате специально организованных мероприятий (психологического тестирования, тренингов).

Самооценка – отношение к своему образу, оценка своих действий, качеств. Самореализация – претворение в жизнь значимых для человека целей, планов, идей; реализация личностного потенциала, способностей.

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять свой осознанный выбор. Но свобода человека в обществе не должна нарушать прав и свобод других людей.

Мировоззрение – целостная система знаний, взглядов, убеждений человека об окружающем мире и о собственном месте в этом мире.

В истории философии прослеживается несколько подходов к классификации мировоззрения: теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, наукоцентризм.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.