Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Материалы к выпускному сочинению



Вступление здесь уместно биографическое.

И.С. Тургенев, один из плеяды великих русских писателей середины XIX века, хоть и принадлежал к дворянам, но всегда чутко и с неподдельным интересом присматривался и прислушивался ко всему, что к этому привилегированному слою не относилось. В «Записках охотника» он с глубокой симпатией изобразил крестьян, а в романах — героев, только приходящих на российскую историческую сцену. В романе «Отцы и дети» это Евгений Васильевич Базаров, совсем не похожий на других героев Тургенева. Автор с неподдельным интересом вглядывается в героя. Кто он? Выдержит ли жизненный путь, ему уготованный?

Основная часть

Прежде чем приступить к основной части итогового сочинения, давайте зададим вопросы: какой путь (от чего к чему) проходит главный герой?

Что изменяется во взглядах и в нем самом?

К чему он приходит в итоге?

Перед вами план сочинения, от которого отходить не будем.

План сочинения можно представить в виде логических схем. Определение-тезис – «подтезис» +иллюстрации из текста (их может быть несколько). Так вы от темы не отойдете, а это главный недочет в сочинении.

Итак, Евгений Базаров в романе проходит путь от непримиримого нигилиста, материалиста, человека с упрощенными взглядами на жизнь до человека, осознающего сложность и многообразие жизни. Это тезис.

Докажем это.

1. В романе есть внешний путь Базарова: он ездит по губернии, встречается с разными людьми. Это братья Кирсановы, Анна Одинцова, родители. Каждый из героев привносит в жизнь Евгения что-то, обогащающее взгляды и жизнь молодого человека, меняющее его мировоззрение и мироощущение.

2. В начале романа это человек, не принимающий чужой позиции. Он считает аристократию изжившим себя классом (и правильно!), не признает никаких авторитетов, духовной жизни человека, роли искусства, а романтизм и любовь для героя – «бабьи сказки» и игры разума. Но силу и достоинство Павла Кирсанова все же принимает (они пожимают в конце друг другу руки, прощаясь после дуэли).

3. Встреча с Анной Одинцовой открывает Базарову силу любви. Он просто сражен чувством, если не сказать, раздавлен, ведь это опровергает его теорию материалистической природы человека. Нет, оказывается, он тоже способен любить и страдать от этого.

4. После разрыва с Одинцовой Базаров возвращается в Марьино немного другим. Он уже не столь резок и непримирим. Изменение его взглядов Тургенев тонко иллюстрирует в сне перед дуэлью: Павел Петрович снится герою в виде темного леса. Темный лес в народном сознании – что-то незнаемое, непонятное, непознанное. Не может Базаров отказаться от своих взглядов, но сложность жизни уже признает, как и неоднозначность личности своего оппонента.

5. Перед смертью Базаров признается: «Нужен я России? Видно, не нужен…». Горько такое признание, но симпатичен нам герой тем, что изжил свою безапелляционность и категоричность.

Это только тезисы! Подберите к ним иллюстративный материал из романа!

Заключение

В заключении надо повторить тезис на новом уровне, или перефразировать его, не забыв автора романа.

И.С. Тургенев с уважением относится к своему герою, но «проверяет» на прочность его взгляды, проводя Базарова через страницы романа, показывая, что путь (ТЕМА и НАПРАВЛЕНИЕ!) человека не исчерпывается и не мотивируется его мировоззрением, а жизнь не равна простой сумме знаний. Путь Базарова как нельзя точнее выражается в народной поговорке: «Жизнь прожить – не поле перейти». Только жаль, что герой понял это слишком поздно…

Позволю себе повториться: чтобы не отойти от темы, идите по логической цепочке: вопрос – ответ (тезис) – аргументы («подтезисы») – иллюстративный материал из текста.

Следите за тем, чтобы в сочинении звучало слово «путь», «движение», то есть ключевые слова темы.

«От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле» М.Горький [Пример итогового сочинения по направлению «Любовь»]

Любовь… Такое простое слово. Но как сложно описать, что чувствует влюбленный. Она бывает разной: любовь к родине, маме, к друзьям, природе.… Поговорим о самом сокровенном. О любви мужчины к женщине. Сейчас жизнь очень изменилась. Меньше стало людей, искренне верящих в настоящую, сильную и бескорыстную любовь, способную изменить мироощущение, сделать человека сильнее. Мы стали более циничными и прагматичными.

А вот в литературе примеров такой любви великое множество. Сразу приходят на ум Ромео и Джульетта – герои трагедии Шекспира. Трагическое соединение смертью примиряет враждующие семьи… Трогает сердце чистая любовь бедного чиновника в повести Куприна «Гранатовый браслет». Желтков любит Веру безответно, но так сильна эта любовь, что все остальное не имеет значения. Прав ли Горький в своем утверждении? Я думаю, прав. Вспомним «Триумфальную арку» Ремарка. Герой произведения доктор Равик одинокий скиталец, не имеющий семьи, не знающий счастья. Он находит успокоение в работе, пытается сохранить свою свободу. Эмигрант не может построить настоящий дом и иметь семью. Зачем все это, если нет постоянства в мире? Но случайная встреча на мосту, когда доктор спасает женщину, пытавшуюся свести счеты с жизнью, изменяет его жизнь. Она обретает смысл. Доктор влюбляется в Жоан, против своей воли. И любовь к этой женщине помогает ему стать мягче и заботливее.

Любовь — это подарок судьбы. Каждый человек способен любить. Настоящее чувство способно на многое. Пример такой любви мы видим в романе Ивана Шамякина «Сердце на ладони». Доктор Ярош в прошлом партизан. Когда-то его спасла юная дочь профессора Савича. С тех пор она влюблена в него и сохранила память о Яроше на долгие годы. Волею судьбы Зося попадает в клинику хирурга Яроша. Доктор чувствует любовь этой маленькой мужественной женщины. Видимо, это чувство помогает ему стать лучше, хотя, на первый взгляд, Ярош – идеальный тип мужчины, настоящий партиец (книга написана в советские времена). Он спасает ей жизнь и вместе со своим другом Шиковичем опекает ее на протяжении послеоперационного периода. У него возникают из-за этого разногласия в семье. И Зося, чтобы не осложнять жизнь любимому, уходит. Уезжает в неизвестность, но примиряет его с семьей. Самопожертвование ради любви. Что может еще более раскрыть высказывание великого писателя?

Любовь способна разбудить в людях самые прекрасные порывы. Самые незначительные дела и поступки становятся праздником, все дается легко, как будто открывается второе дыхание. Как бессмертное наследие любви остались нам в подарок прекрасные строки Петрарки, лирические стихотворения Пушкина. Недаром древние считали любовь напитком жизни, способным пробудить скрытые силы в человеке, заставить его жить, несмотря ни на что.

 

«Дом — островок, крепость в хаосе революционных, военных событий»[Пример итогового сочинения по направлению «Дом»]

В понятие «дом» мы вкладываем многое. Старозаветный Ноев ковчег спас всех, кто был на нем и стал символом новой жизни. В пословицах, поговорках дом символизирует настоящий, реальный и умозрительный мир. Дом во все времена был для людей защитой от зла. Прежде всего, это место, где тебе всегда рады, где тебе всегда найдется местечко. Дом во все времена был для людей защитой от зла, место, куда хочется вернуться снова и снова. В более высоком смысле, дом это символ Родины, семьи, детства.

В романе М.Булгакова «Белая гвардия» дом Турбиных предстает символом жизни. В хаосе гражданской войны, революции, когда разрушается главное в жизни людей, герои произведения стремятся в родное гнездо. Алексей Турбин уверяет всех, что только борьба за семейные ценности, за покой родных людей, позволит всем жить вне социальной эпохи.

В доме живут дорогие люди. На его стенах висят портреты представителей предшествующих поколений, даже вещи, окружающие героев, наделены живыми качествами. Это и часы, играющие гавот, и дарящая тепло изразцовая печка, и кремовые шторы.… У каждого есть любимые книги, места в доме. Такие предметы встречаются в каждом доме. Но у Булгакова они служат олицетворением прежней мирной и спокойной жизни. Человек, привыкший к налаженному быту, не может быть равнодушным. Для Турбиных вещи символизируют место, где можно отдохнуть душой. Тем более каждый из них осознает, что жизнь изменилась. И хотя они надеются, что все еще переменится, но надежда слабеет, потому что «кругом становится все страшнее и страшнее». Турбины, умные, образованные люди, не могут не понимать, что надвигается что-то неизбежное, нечто, способное полностью сломать жизнь целым поколениям. И вот этот страх они пытаются перебороть, укрывшись в стенах родного дома. Потому, что здесь так спокойно и уютно, как было давным-давно. Но, скоро все закончится: «Упадут стены, улетит сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а «Капитанскую Дочку» сожгут в печи».

Есть мудрое изречение «Мой дом – моя крепость». Вот и в романе «Белая гвардия» он тоже крепость, небольшая, но дарящая небольшую, но уверенность своим обитателям. Революции и войны приходят и уходят, унося жизни, наполняя действительность трагедиями, и только Дом (с большой буквы) остается незыблемым и постоянным.

Герою Шолохова Андрею Соколовувоспоминания о доме и семье помогают выстоять в жестокой схватке с фашистами, пережить плен. Обретя потерянного сына, он начинает мечтать о доме и радости в нем. Но судьба вновь отнимает у Соколова эти надежды. Сын погибает. И только встреча с маленьким Ванюшкой, нуждавшимся в обретении дома, возрождает героя к жизни.

Для меня дом – место, где меня любят, ждут, заботятся обо мне. Место, где мне комфортно и уютно, место, куда хочется вернуться. Да и для каждого человека важно знать, что есть на земле уголок, который всегда рад его возвращению.

 

«Хорошая книга- это ручеек, по которому в душу втекает добро» Ф.А.Абрамов [Пример итогового сочинения по направлению «Год литературы»]

Для каждого человека книга – поразительное чудо. В ней так много заключено. Далекое прошлое и действительность, мудрость древних и новейшие открытия современной науки, поучительные истории и занимательные сказки. Книга открывает для нас чудеса природы, позволяет проникнуть в ее тайны, открыть новое и неизведанное. Она учит сопереживанию, мудрости, развивает чувства, зовет к размышлениям и пониманию себя и других. Дени Дидро говорил, что когда люди перестают читать, они перестают мыслить.Значение книги в жизни велико. Когда-то Максим Горький на встрече с читателями произнес знаменитую фразу о том, что всем лучшим в своей жизни он обязан книгам. Убедиться в справедливости высказывания Абрамова помогут и воспоминания о том, скольким известным ученым помогла книга достичь высот в науке, именно благодаря любви к книгам. Например, ученый-энциклопедист Н.А.Рубакин прочел более ста тысяч книг. А в личной библиотеке химика Менделеева было чуть меньше 16 тысяч книг.

Когда я прочла книгу Б.Полевого « Повесть о настоящем человеке», она стала одной из любимых. Вместе с героем писателя летчиком Алексеем Мересьевым я училась мужеству и настойчивости, любви к своей Родине. Позднее еще одной такой книгой стал роман«Война и мир» Льва Толстого. По страницам этой книге познавала я таинство первой любви, училась пониманию красоты природы.… К любимым книгам всегда можно обратиться, перечитать понравившиеся места, еще раз переосмыслить то, о чем прочитал.

Но в наши дни, к сожалению, книга как-то потеряла свои позиции. Слишком много стало у нас электронных игрушек, которые позволяют лишь бездумно тратить свое время. Для многих легче тупо нажать кнопку и смотреть сериал с надуманным сюжетом или боевик, в котором стреляют и убивают неизвестно за что. Здесь не нужно чувствовать, не надо задумываться. А чтение куда труднее, ведь именно книга призывает человека к размышлению, помогает сформировать его личность, учит любви и ненависти, восхищению и удивлению. Книга учит людей, прежде всего, быть людьми. Она погружает нас в мир чудес и фантазии. Ведь в книгах нет спецэффектов, а собственное воображение поможет ярче представить прочитанное.

Римский ученый Цицерон в своих трудах отмечал: «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души». Как было бы хорошо, если б каждый человек нашел для себя такие книги, которые позволили бы ему грустить и радоваться вместе с героями, учили бы доброте и пониманию близких, чтоб для каждого книга стала ручейком, «по которому в душу втекает добро».

 

Материалы к сочинению по направлению «Дом» (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»): дом, милый дом…

Как жаль, что этот роман вызывает у вас, друзья мои, страх уже одним своим видом! Великий роман великого писателя, без вариантов! А отдельно сообщу, что на материале этого романа можно раскрыть темы по ВСЕМ направлениям, так что те, кто прочитал, можете танцевать польку-бабочку: наполовину вы готовы.

Итак, направление «Дом» в толстовском романе представлен как «мысль семейная», для Толстого очень важная и любимая. Он и сам пытался создать семью, в которой было бы все так, как представлял он себе идеальный дом.

Тема может формулироваться так: «Каково значение дома и семьи в жизни человека?», «какими смыслами наполнено понятие «Дом»?»

Материалы к сочинению

«Мысль семейная» у Толстого раскрывается в описании семей Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких.

Вступление

Л.Н. Толстой в гениальном романе «Война и мир» поднимает множество проблем, связанных и с жизнью человека, и с жизнью народа. В этом главном своем произведении писатель рассказал о своем понимании очень многих вещей: о роли человека и народа в истории, о истинном и ложном в жизни человека, о духовных исканиях. Одной из самых важных для автора является проблема семьи и дома, которую сам Толстой назвал «мыслью семейной». Чем для человека является дом? Что скрепляет семью и родных людей? Эти вопросы становятся главными для писателя.

Основная часть

Дом, семья для человека, по Толстому, это символ человеческой жизни, отражение общества. Это обычная жизнь людей с событиями великими и малыми, череда радостей и печалей. Характер, склад, личность человека определяются семьей и домом. (Это тезис).

Аргументы

В романе подробно показана жизнь трех семей: Болконских, Ростовых, Курагиных.

1. Болконские. Это семья, которую объединяют крепкие связи, основанные на постоянной работе духа, высоких принципах, бескомпромиссных требованиях.Князь Николай Андреевич всегда требовал от своих детей постоянной деятельности и жизни по чести, и князь Андрей, и княжна Марья старались соответствовать наставлениям отца. Оба стали людьми с высокими нравственными принципами, думающими и честными. В этой семье не принято открыто проявлять свои чувства, но связь между родными людьми не становится от этого меньше. Они умеют видеть главное и прощать людей, особенно княжна Марья. Ее черты, милосердие и сострадание, становятся объединяющими и в ее собственной семье.

2. Ростовы. Уже в первой сцене нас, читателей, поражают душевная открытость и яркая эмоциональность этой семьи. Ростовы не прячут чувств за внешней сдержанностью, как Болконские, наоборот, хлебосольство, радушие, доброта всегда привлекали к ним людей. Отношения в семье основаны на любви и понимании, прощении и сочувствии. Именно любовь спасает мать Наташи после смерти Пети, саму Наташу после смерти Андрея, любовь заставляет глубоко раскаяться Николая после проигрыша Долохову. Главная черта Ростовых – они живут сердцем, поэтому тепло их семьи согревает всех, а дети Ростовых потом строят свои семьи на принципах, заложенных старшим поколением семьи.

Мы видим, что Болконские и Ростовы – это два типа гармонично объединенных в семью людей, где отношения основаны на любви, понимании и ответственности. Это и есть настоящий дом, по Толстому.

3. Курагины – полная противоположность Болконским и Ростовым. Они ничем не объединены, их не связывают чувства любви и привязанности.Князь Василий считает, что дети – его крест и заботиться исключительно о выгодных браках своих детей, понятие выгоды у него традиционно: материальное благополучие, княгиня завидует красоте и успеху дочери Элен, Ипполит – «спокойный дурак», Анатоль – «беспокойный дурак», по слова отца. В итоге Элен не способна создать собственную семью, Анатоль разрушает отношения Андрея и Наташи. Курагины не способны ни на какую полезную деятельность, не развиваются, не способны думать хоть о ком-то, кроме себя. По Толстому, эти люди отъединены не только друг от друга, но от жизни страны, родины.

4. В «Эпилоге» романа мы видим уже «болконско-безуховскую» семью, которая соединила душевность и открытость Ростовых и высоту духа Болконских и Безухова. Это гармоничное отражение мира: предназначение женщины – быть женой и матерью, воспитание детей – духовное воздействие, пробуждение нравственных качеств, основа взаимоотношений – любовь и понимание.

Заключение

«Мысль семейная» в романе очень любима Толстым, и мы видим, с каким чувством писатель говорит о счастливых семьях своих героев, обретших настоящий дом, где им хорошо, потому что семьи эти построены на простых и естественных законах жизни. Семьи, изображенные автором, разные, но похожи в одном: для них дом – место любви, покоя и гармонии.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.