Она способна "вытащить человека из непонятнейшей каши жизни на весёлую тропу самопонимания" - так охарактеризовал свою любимую актрисy Виктор Шкловский. Замечательная точность и образность.
"Непонятнейшая каша жизни" самой Рины Зеленой началась с рождения, дата которого не были известны даже ей самой. Заполняя графу о рождении в различных анкетах она просто выдумывала каждый раз новую дату. Во многих официальных источниках фигурирует дата 25 октября по старому или 7 ноября по новому летоисчислению. Год - иногда 1901, иногда - 1902. Впоследствии, уже став знаменитой актрисой, Зеленая решила вопрос легко и остроумно, и стала указывать в анкетах 20-й век как свою дату рождения.
И была совершенно права. Ведь она прошла с этим веком рука об руку почти 90 лет. Прошла смеясь и подшучивая, хотя ничего особенно веселого в этом веке не происходило - скорее наоборот.
Ее родители не были самой счастливой парой в Одессе. Отец, скучный чиновник, был старше матери почти на 50 лет и найти общий язык им не всегда удавалось. Четверо детей вели по выражению актрисы "дворовый" образ жизни, занимаясь чем им заблагорассудится.
Когда отца перевели по службе в Москву, детей отдали в дорогую частную гимназию. Провинциальная девочка Катя с ухватками мальчика и южно-русским акцентом стала объектом насмешек одноклассников. Она же только улыбалась в ответ. Ни один мальчишка не умел так ловко впрыгнуть на ходу в трамвай, и не было такого дерева в ближайших дворах, на которое она не смогла бы взобраться.
В театральное училище при Свободном Театре она попала легко и непринужденно, как она делала все в своей жизни - шла по Москве, увидела объявление о наборе, весело вошла в зал, прочитала забавные стихи, очаровала комиссию, получила место.
На столе стоит чернило
Когда, наконец, началась профессиональная деятельность, поводов для веселья стало еще больше. Исполнять драматические роли было скучно. Поэтому она пела куплеты, придумывала пародии, читала остроумные монологи, выступала в разных образах, переодеваясь по несколько раз за вечер - так шаг за шагом сложилось амплуа комедийной артистки. Названия театров где она работала говорят сами за себя: КРОТ, «Нерыдай», «Летучая мышь», "Калоша", Театр сатиры, «Балаганчик». Были и многочисленные концертные площадки, где она участвовала в сборных развлекательных программах.
Сценическое имя Рина возникло тоже само по себе - кусочек афиши с начальными буквами ее имени оборвался на ветру. Из Екатерины получилась Рина. Она долго веселилась по этому поводу и решила так и остаться Риной - чтобы в дальнейшем “сэкономить театрам и концертным залам расходы на краску”. Выступая на концертных подмостках, молодая актриса изобрела новый жанр, который стал ее визитной карточкой на всю оставшуюся жизнь. Как-то на одном из концертов через чур выпивший коллега не смог выйти на сцену. Образовалась нежелательная пауза. Кто-то должен был эту паузу заполнить. Вышла Зеленая. Специального номера в запасе у нее не было. Зато был веселый задор и желание придумать что-то этакое. И она прочитала детским голосом поэму Чуковского "Мойдодыр". Эта была чистая импровизация, шалость - причем шалость весьма рискованная: Чуковский был тогда в опале, так как товарищ Крупская (вдова Ленина, если кто забыл), проницательно разглядев в его детских поэмах далеко не детский смысловой подтекст, раскритиковала его в прессе. Но успех, сопровождавший чтение Зеленой, был такой, что с тех пор концертные администраторы просили ее читать Чуковского еще и еще. Слухи о новой “изюминке” дошли до радио, и одного дебюта Зеленой в эфире оказалось достаточно, чтобы новый эстрадный жанр - называли его впоследствии "детские монологи в исполнении Рины Зеленой" - загремел по всей стране. Таким образом она озвучила и подарила новую жизнь чудесным сказкам Чуковского, а затем и стихам Агнии Барто, Самуила Маршака, детским рассказам многих других авторов.
Как исполнитель комедийных монологов она привлекла внимание Аркадия Райкина и стала выступать в его Театре Миниатюр. Началась вторая мировая. Концертная бригада Райкина ездила по всем фронтам. Кругом рвались бомбы, гибли люди. Было страшно. Но природный юмор помог Рине и ее коллегам пройти и эту "кашу жизни". Осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже оставила свой автограф на Рейхстаге.
Кинокарьера началась в 31-м году с фильмом "Путевка в жизнь".
"Позвали меня на маленький эпизод девочки в шалмане и попросили спеть какую-нибудь самую хулиганскую песенку. - вспоминает актриса. - А песенка, на самый залихватский мотив, была такая:
Юха-юха, юха-ха,
Чем я, девочка, плоха?
Юбочка бордовая,
Сама — чернобровая!
Юбку новую порвали
И подбили правый глаз.
Не ругай меня, мамаша,
Это было в первый раз.
На столе стоит бутылка,
А в бутылке лилия.
Скоро будем мы с тобою
Одного фамилия.
На столе стоит чернило,
А в черниле два пера.
Прощай, папа, прощай, мама,
Я поеду на Кавказ!"
Это был пожалуй единственный раз, когда Рина исполнила свою роль не отступая от сценария - начинающая актриса не могла себе позволить такое самовольство.
В дальнейшем абсолютно все роли, которые ей приходилось исполнять в кино, она переписывала и перерабатывала на свой лад, вкладывая душу и характер в свой персонаж, превращая безликие незначительные эпизоды в ключевые, маленькие проходные роли - в главные, и обогащая народную лексику очередными шедеврами:
-Такие губы сейчас не носят ("Весна")
-С места не сойду пока не умру, а умру я не скоро ("Иностранка")
-У меня под кроватью лежит бомба. Нет-нет она мне совсем не мешает. Я толко хотела узнать можно ли ее мыть мылом ("Встреча на Эльбе")
-Однако официально Зеленая была названа сценаристом только в "Подкидыше". Сценарий этого фильма уникален - десятки фраз его стали крылатыми:
-Дудеть надо, дудеть!
-Товарищ милиционер, что же это такое - на совершенно живых людей наезжают!
-Подводная лошадь - вот подвода, а вот лошадь.
Но самый потрясающий шедевр, который не сходил с уст нескольких поколений советских зрителей, это вложенная в уста Раневской фраза "Муля, не нервируй меня". Эта фраза по воспоминанием Раневской преследовала ее всю жизнь, ее даже иногда называли Мулей. Брежнев, вручая артистке Орден Труда, сказал ей: “Муля, не нервируй меня!”. Раневская была так сердита на Зеленую за эту фразу, что долгие годы отказывалась с ней разговаривать.
А пианины нету!
Свою собственную роль домработницы Ариши в фильмы “Подкидыш” Зеленая сочинила прямо на съемочной площадке.
"Персонажа домработницы в картине не было совсем, - пишет Зеленая в своей книге воспоминаний "Разрозненные страницы". - Я присутствовала на съёмках как один из авторов, дописывая или меняя по ходу съёмок необходимые реплики. И вдруг однажды режиссер (Татьяна Лукашевич) заявляет мне, что нужен ещё один комедийный персонаж, который должна играть я. И так мне пришлось придумать роль домработницы и сниматься в «Подкидыше», импровизируя на ходу каждую сцену". Шедевром стали не столько сами реплики Ариши, сколько интонация с которой актриса их произносила. И до сих пор мы повторяем эти фразочки с этими интонациями. Помните?
"Хорошее дело! У нас у соседей вот тоже: старушка зашла, попить воды попросила. Попила воды. Потом хватилися - а пианины нету!"
Или ответ Ариши на вопрос "какой ваш телефон": "наша телефон? ну я же вам объясняю: атэес, возьмете так трубку, атэес, пока покрутите, как вам в ухо загудит так и набирайте какой захочете номер"
Или ее ответ мальчику с собачкой: "Хорошее дело! Он же меня всю разогнал! Бегает со своим бульдогом! Вы мне все нервы истрепали. Грязная поганая собака".
Своей работой в "Подкидыше" Зеленая была очень довольна. Но вот дальнейшая кино-карьера сложилась не совсем так, как этого хотелось актрисе. Зеленая всю жизнь мечтала о больших драматических ролях. Но ее специфическое амплуа, совмещающее комедию с травести, не давало такой возможности. Вполне понятно, что режиссеры предлагали ей эпизодические или второстепенные роли. Таких ролей в ее жизни оказалось пятьдесят. Конечно, далеко не все фильмы с ее участием стали лидерами прокатов, как "Весна", "Встреча на Эльбе", "Девушка без адреса", "Дайте жалобную книгу", "Операция Ы и другие приключения Шурика", "Три толстяка", "12 стульев", "Чипполино" и "Приключения Буратино". И тем не менее эта статистика (50 фильмов за 55 лет - по одному фильму в год, за исключением пяти военных лет) показывает Зеленую как весьма востребованную актрису. Но она сама так не думала. Она продолжала мечтать о больших ролях и не понимала, что почти каждая ее самая маленькая роль становилась культурным событием и превращала порой посредственный фильм в классику жанра.
"Но вот что удивительно — все говорили: «Рина! Рина!» — а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссёра. Но мне это прямо не приходило в голову. Да и им, наверное, тоже. По всему по этому в моей работе в кино бывали огромные перерывы, если не считать какой-то полной белиберды, которую постоянно предлагали".
Миссис Хадсон
К "белиберде" актриса относила и свой последний шедевр - миссис Хадсон в "Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона".
"Однажды раздался телефонный звонок из Ленинграда, - вспоминает актриса. - Игорь Масленников предложил мне принять участие в новой картине. Я, конечно, вместо того, чтобы подумать или сделать вид, что мне это предложение безразлично, начала немедленно соглашаться на все." Работа растянулась на целых семь лет, было отснято пять фильмов, последний - в 1986 году. Зеленая старела на глазах - она шутила: "Теперь называйте меня Руина Зеленая". Предчувствуя, что миссис Хадсон это ее последняя роль, она все ждала, что режиссер расширит ее, даст больше реплик. И однажды и в самом деле Масленников спросил ее:
- Рина Васильевна, все говорят, что у вас получается интересная роль. Давайте расширим ее.
— Ни в коем случае! Я еще никогда не играла мебель. Мне это нравится. - горько пошутила она.
Ей не суждено было узнать, что созданный ею образ стал в очередной раз киноклассикой: каждый, кто видел этот фильм уже никогда не забудет церемонную английскую старушку с совершенно неанглийским лукавством утверждающую: «Он видит ваше отражение в кофЭйнике!».
Великая черепаха
Так же недооценила актриса и свою грандиозную Черепаху Тортиллу: получив приглашение режиссера Леонида Нечаева сниматься в "Приключениях Буратино" она даже всерьез расстроилась. Но что было делать, работа есть работа: "вижу человеческой роли мне дождаться, вот я и согласилась". Впоследствии правда звезда сменила гнев на милость и даже гордилась своим исполнением романса Тортиллы, который стал абсолютным хитом. "Когда я слышу романс Тортиллы по радио, я чувствую себя тенором в опере".
Редкий талант актрисы пародировать детские интонации сделал ее самой желанной сотрудницей Союзмультфильма, где она озвучила мультфильмы «Вовка в Тридевятом царстве», «Мама для мамонтенка», «Алиса в Стране чудес» и много других. Всего 28 мультфильмов за 24 года и все - маленькие шедевры! Но и эта работа не приносила ей творческого удовлетворения.
Была у советской супер-звезды и еще одна проблема - понимая свою успешность, наслаждаясь любовью зрителей, она очень хотела как и ее коллеги получать официальные звания. Но очевидно из-за ее специфического амплуа правительство с наградами не спешило. Однажды она горестно пошутила, что "скорее всего получит орден за 40 минут да смерти". Так и случилось: в день, когда Рине Васильевне должны были присвоить звание Народной артистки СССР, она ушла из жизни. Узнав о кончине актрисы, в правительстве не стали давать ход наградительным документам.
Все жизненные неурядицы, реальные ли, выдуманные ли, актриса принимала с легкостью и весело "обшучивала" все и всех. Какая прекрасная способность! Только одного она так и не смогла принять: смерти любимого мужа.
Актриса Рина Зеленая и архитектор Константин Топуридзе прожили вместе почти полвека и "всегда ходили как дураки, держась за руки. Человек этот был моим другом, подругой, учителем, наставником. Вся жизнь прошла рядом с ним. Всё, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить.Какое количество бед, огорчений, неудач, оскорблений мы перенесли в нашей жизни! Сколько страшного, непреодолимого! И каждый день, зная, что я увижу его, я радовалась заново".
Последние годы Зеленая жила со своей племянницей Тамарой Элиавой и ее супругом Юрием Хмелецким. Беспрестанно атакуемая журналистами Элиава разыскала наконец семейные архивы и выяснила, что Рина Зеленая родилась 28 ноября 1902 года.